СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Ресурсный класс
Ресурсный класс - это не просто место, где дети собираются, чтобы поучиться. Это место, в котором любому ребенку с ТМНР и РАС может быть оказана помощь. Это не класс в понятии коллектива, это класс в понятии места. Места, куда ребенок приходит за помощью. В таком классе всегда есть учитель, который имеет сертификат о прохождении обучения АВА и владеющий необходимыми знаниями и навыками в области прикладного анализа поведения. Это тьютор, которых должен пройти один или несколько модулей по АВА, иметь специальное клиническое, психологическое или педагогическое образование, опыт прохождения курсов и тренингов в рамках АВА. И cупервизор, который контролирует работу класса – утверждает коррекционную программу, планы по развитию учебных навыков, отслеживает работу по коррекции нежелательного поведения, обучает членов команды, проводит очные наблюдения в классе и регулярные дистанционные супервизии для учителей (разбирает сложные вопросы по ученикам, обсуждает динамику работы в классе и отдельно по каждому ученику). Супервизором выступает поведенческий аналитик уровня BCBA (Board Certified Behavior Analyst) – специалист, который имеет сертификацию по стандарту международной комиссии BACB (Behavior Analysis Certification Board).
Ресурсный класс работает по АВА программе:
ABA, или прикладной анализ поведения - это научная дисциплина, суть которой заключается в следующем: каждый человек обучается под воздействием факторов окружающей среды, т. е. в ситуации, когда к нему предъявляются некоторые требования. Большинство людей обучается новым навыкам, сами того не осознавая. Но дети с аутизмом, с ТМНР могут чему-то научиться только в ситуации, когда «требования», которые предъявляет к ним окружающая действительность, продуманы и структурированы, каждый необходимый навык подолгу тренируется, а их успешное освоение и применение всячески подкрепляется.
На данный момент АВА – единственный терапевтический метод, эффективность которого при работе с детьми РАС подтверждена многолетними исследованиями. Сразу же скажу, из личного опыта, этот терапевтический метод очень эффективен и при работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
ABA-терапия включает в себя много различных методов. Все эти методы фокусируются на предшествующих факторах (то, что происходит до того, как возникает поведение), а также последствиях (то, что происходит после того, как возникает поведение). Одной из ключевых методик АВА является положительное подкрепление/усиление. Ее суть состоит в том, что, когда за поведением следует поощрение, высока вероятность того, что такое поведение будет повторяться в будущем.
Таким образом, ребенок может научиться тому, ЧТО ДЕЛАТЬ, вместо того, чего НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ.
Все это объединяет еще одна система.
У каждого ученика такого класса индивидуальное рабочее место. Оно оборудовано стенкой-перегородкой, на которой размещены необходимые ребенку визуальные материалы, а также расписание дня в картинках.
К сожалению, на деле в плане ресурсных классов и поведенческих аналитиков не все так хорошо. Если в Центральной России пусть и немного, но такие классы и специалисты есть, то в остальных регионах не то чтобы классы, идет колоссальная нехватка специалистов, таких как дефектологи (олигофренопедагоги).
Из опыта работы нашего учреждения (КГКОУ ШИ 3 г. Хабаровск). Наши классы для детей с ТМНР имеют: учителя – дефектолога (олигофренопедагог), тьютора, ассистента (наполняемость класса 6 человек), к сожалению, в Хабаровском крае поведенческих аналитиков нет. Но педагоги постоянно повышают уровень квалификации в сфере обучения детей с ТМНР и РАС. При нашем учреждении создано структурное подразделение: центр помощи детям с ТМНР. Мы осуществляем диагностику дошкольников, выявляем уровень развития навыков у ребенка, сильные и слабые его стороны. Результаты диагностики используются для составления индивидуальной программы обучения на ближайший учебный год для каждого ребенка - дошкольника.
Продолжение следует.
© 2018, Чайкина Дарья Владимировна 314