СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Слова – это главное в языке, и слов нужно знать много.
Как же их учить? Это, наверно, один из самых распространенных вопросов.
Существуем множество рекомендаций на эту тему. Самые частые: • учить фразы, а не слова • мнемо-катрочки • ассоциативные мнемотехники • самому постоянно использовать слова устно или письменно • выписывать «важные» (частотные) слова, затем повторять их • учить слова по группам (цвета, одежда, части тела)
К сожалению, большинство из них не эффективно. Но, давайте по порядку.
Что значит «знать» слово?
Сначала разберемся, что значит «знать» слово.
Некоторые говорят, что «знать», значит уметь самому употребить слово или выражение. Я с этим не согласен. Активный словарный запас всегда меньше пассивного, даже в родном языке. А хорошо понимать других намного важнее, чем просто уметь что-то сказать.
Поэтому есть простой критерий: знать слово – значит уметь понять его в контексте.
Контекст
Что же такое контекст? Это все, что окружает данное слово. Причем, контекстом могут быть не только другие слова, но и ситуации, эмоции, при которых вы встречаете слово.
Чтобы запомнить слово, почувствовать все его значения, нужно много раз встретиться с ним в разных ситуациях. Таким образом у нас в мозгу создаются нервные связи, ассоциирующие данное слово с другими словами, местами, эмоциями. Поэтому контекст так важен.
Но создание ассоциаций не моментальный процесс, он требует времени.
Основной совет
Сознательное повторение слов списком не очень эффективно, потому, что не создает ассоциации, что плохо способствует долгосрочному запоминанию.
Поэтому, главный совет: чтобы учить слова – не учите их! Просто много читайте и слушайте то, что вам понятно и интересно.
Не надо бояться, что вы забудете то, с чем встречались. Конечно вы будете забывать, потом встречать слова еще раз и еще. Одни слова будут запоминаться быстрее, другие медленнее. Это – естественный процесс.
Что эффективно, а что нет
Несколько слов о других частых рекомендациях, упомянутых выше.
1. Учить фразы. Да, одни слова сочетаются определенным образом с другими. Поэтому фразы важны. Но специально их учить тоже не имеет особого смысла. С определенными сочетаниями слов вы тоже будете постоянно встречаться, если много читаете и слушаете. Они тоже будут запоминаться.
2. Мнемо-карточки (бумажные или в электронном виде). К сожалению, они не очень эффективны по двум причинам: • во-первых, они отрывают слово от контекста. • во-вторых, это довольно скучно. Представьте, вам нужно изо дня в день повторять много не связанных слов. Причем они будут запоминаться не сразу. Так что завтра вам нужно будет повторять часть сегодняшних слов, послезавтра – сегодняшние и завтрашние и т. д. Я сам пробовал усиленно заниматься по карточкам, но больше, чем на несколько дней меня не хватило.
3. Ассоциативные мнемотехники. При этом методе мы ставим в соответствие иностранному слову какую-нибудь ассоциацию. Например, «"Meadow" (луг) созвучно слову «мёд». Представляем себе цветущий луг, где пчёлы собирают нектар.»
Такие техники крайне неэффективны. • во-первых, подумайте, сколько времени нужно, чтобы придумать ассоциацию? • во-вторых, как быстро вы сможете ее вспомнить ее в процессе живого общения? • в-третьих, так мы совершенно отрываем слово от контекста.
4. Активное использование слов для запоминания (самостоятельное составление устных или письменных фраз). Да, конечно, чтобы хорошо говорить или писать, надо много говорить или писать. • но, во-первых, как указывал выдающийся американский лингвист Стивен Крашен, активное говорение не помогает напрямую осваивать язык. • во-вторых, под знанием мы имеем в виду именно пассивное знание, а данный метод нацелен в основном на активное владение. • активное употребление слов требует большего времени, чем просто чтение или слушание. На первых этапах имеет смысл в основном заниматься последними.
5. Выписывать «важные» (частотные) слова, затем повторять их. С распространенными словами вы встретитесь много раз просто читая и слушая. На то они и самые частотные! Не стоит специально тратить время на составление списков.
Конечно, если вы в другой стране и идете, скажем, в веломагазин, то имеет смысл выписать или запомнить, как будет «рама», «седло» и т. д.
6. Учить слова по группам. • как показали некоторые исследования, повторение слов по группам не дает никаких преимуществ перед произвольным запоминанием слов, или даже хуже. • опять же любое запоминание слов списком отрывает их от контекста.
Т. е., не надо стараться выучить сразу, например, все цвета. Вы будете встречаться с разными цветами много раз, когда читаете, слушаете. Не волнуйтесь, все постепенно запомнится.
Еще раз главный совет
Итак, повторюсь. Много читайте (вначале по методу Франка), слушайте, запаситесь терпением, и слова выучатся автоматически.
Успехов в освоении языка!
© 2017, Шулинина Елена Евгеньевна 211