СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе « Школа XXI века: как учить?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эссе « Школа XXI века: как учить?» Нет другой профессии, о которой так много написано с древнейших эпох. Нет другого представителя человеческого общества, которого возвеличили все известные поэты, писатели, ученые, мыслители, рядовые граждане всех времен. Наступил 21 век и новое тысячелетие, а с ними — и новое время. Говоря об образовании, ещё много веков назад Аристотель сказал: «Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед». Много позже известный педагог В.А.Сухомлинский подтвердил эту мысль: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков и юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности…Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…” ( Слайд 2) -Что же современная школа и современные догмы воспитания? -Чему учить? Ради чего учить? Как учить?

(Слайд 3)

Какие чувства мы испытываем на пороге другой эпохи? Мысли противоречивы: это и радость, и волнение, и ощущение некоей пустоты, и ожидание перемен. Сейчас стало очень актуальным подведение итогов. Но, как считаю я, гораздо важнее задуматься именно о будущем, о новом веке и нас в нем. Ведь я учитель, а представителям нашей профессии свойственно видеть близкую и далекую перспективу. К тому же педагог, занимаясь воспитанием и образованием детей, работает практически на будущее. А чтобы создавать будущее, нужно самому быть человеком новой формации, человеком, видящим себя и свою профессию через десятки лет. В своем эссе я буду говорить о школе будущего.

(Слайд 4) Я хочу обратиться к словам Владимира Владимировича Путина, которые он произнёс, выступая с ежегодным посланием к Федеральному собранию. Президент отметил, что «сфера образования - это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России». Я полностью согласна с этим. Наша Родина - Россия- уникальная страна, соединяющая два континента- Европу и Азию, вобравшая в себя представителей многих национальностей, представителей разных культур и религий. Россия-страна с богатейшими запасами природных ресурсов. И школа России 21 века обязана воспитывать прежде всего настоящих интернационалистов, знатоков общемировой культуры, патриотов, активных защитников культуры, природы нашей страны. Несомненным здесь является то, что духовно-нравственное развитие гражданина России является ключевым фактором модернизации России. Школа сегодня… В XXI веке… Какой она должна быть? Каким должен быть современный учитель, чтобы не отставать от стремительно идущего вперёд времени? ( Слайд 5)

Я как человек, призванный заниматься очень непростым делом воспитания и обучения, думаю, что необходимо чаще смотреть в детские глаза, чтобы увидеть в них отражение себя, своих поступков, своего поведения. Перефразируя слова Авиценны, можно сказать: «Учитель – это жертвенная профессия, это человек, способный спуститься с высот своих знаний до незнаний ученика и вместе с ним совершить восхождение». Многое поменялось в образовании, но по-прежнему главным в школе остаются Ученик, Учитель и «его величество Урок». Учитель - мастер, за которым стоят его ученики. Настоящий мастер верит в их силы, помогает им идти вперед, учит совершенствоваться. Он должен быть первым… ( Слайд 6)

Во все времена каждый народ придавал первостепенное значение интеллектуальному и культурному потенциалу общества, так как это считалось и считается золотым фондом, передаваемым из поколения в поколение прежде всего посредством обучения и воспитания детей. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни? Чему учить нового человека? Каким он должен быть в XXI веке? Чего мы хотим от современной школы? В основе всех цивилизаций лежали такие человеческие качества, как нравственность, сострадание, порядочность мудрость, доброта. И миссия школы - воспитание гражданина России. И сегодня необходимо вернуться ко всеобщим гуманистическим ценностям и научить детей претворять их в жизнь. Современному обществу необходимы личности, способные творчески мыслить, реализовывать приобретаемые ими знания, быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах. Общество нуждается в людях, которые самостоятельно могут и умеют трудиться над развитием собственного интеллекта, культуры. (Слайд7) Современное общество даёт нам определённый заказ. Помимо приобретения теоретических знаний, ученик должен учиться быть Человеком. Каков он – настоящий Человек? Наверное, это тот, кто хорошо осознает свои способности и потребности, а затем альтернативно использует их для самореализации. Молодой человек, вступающий во взрослую жизнь, должен быть гуманным, милосердным ко всем окружающим. Нам надо учить детей жить без насилия, без страха, учить строить отношения по законам гуманизма, толерантности к человеку и человеческой жизни как высшей ценности, поскольку не только сам человек формирует свое «Я», но и окружение накладывает на него свой отпечаток. Моя миссия как учителя заключается в том, чтобы помочь детям в этом выборе. Я счастлива только тогда, когда счастливы мои ученики. (Слайд 8)

Школа – самая удивительная страна, где каждый день не похож не предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый ученик – это строитель будущего. Значит, все жители этой страны в ответе за будущее. Школа – это страна, где все время надо торопиться, торопиться успеть; где все время надо спешить, спешить стать интересным для окружающих тебя людей; оставаться интересным всегда, дарить окружающим свою энергию, знания, умения; торопиться узнать новое, торопиться не опоздать. Поэтому в этой стране уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, самые мужественные, самые искренние, самые ответственные, самые добрые, самые интересные и самые удивительные люди - учителя. Я считаю, что Школа должна быть для всех нас домом Радости, Любви и Добра. Мы вместе строим школу будущего, и наши сердца должны биться в одном ритме, наши сердца должны быть раскрыты друг к другу. Чтобы ребята росли счастливыми, надо помочь им стать успешными. А человек успешен, если он правильно выбрал свой путь. Моя миссия как учителя заключается в том, чтобы помочь детям в этом выборе. Я счастлива только тогда, когда счастливы мои ученики. А ещё учить надо так, чтобы наслаждаться своей работой, чтобы иметь возможность радоваться успехам своих учеников и всё же быть хоть на шаг впереди своих «продвинутых»ребят.

( слайд 9) Завтра будет новый школьный день. Завтра в классе на меня опять будут смотреть глаза. Глаза моих учеников. Звенит звонок, класс замер в ожидании. Учитель – дети, все в этой паре слов. Я говорю им: «Здравствуйте, внимание! » И начинается урок.

Моя педагогическая философия – это стиль отношений с учениками, родителями, коллегами, людьми, меня окружающими. Он состоит в том, чтобы отдавать энергию, душу и сердце детям, понимать их и сопереживать происходящее вместе с ними. Я учитель русского языка и литературы. Для меня очень важно уметь понять ребёнка, оценить его состояние, быть с ним искренним, не забывая, что «если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии; если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребёнка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины, но в то же время, если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других; если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя; если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным; если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей; если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире». (В. А. Сухомлинский) Каждый из нас, и те, кто только начинает работать в школе, и те, кто отдал ей не один десяток лет, задает себе вопрос: в чем суть профессии учителя, чем притягивает эта внешне вроде бы однообразная работа? Вопрос этот из ряда «вечных», и каждый отвечает на него по-своему. Сейчас, когда за плечами опыт работы, я бы ответила на него так: ни с чем не сравнимая радость стоять у колыбели мысли и личности ученика, возможности видеть невидимое для многих — процесс взросления, становления человека. И я, учитель, не просто причастен к тайному тайных, от меня зависят и направление, и характер этого сложного и ответственного процесса. В школьные годы литература всегда была моим любимым предметом, наверное, потому, что я не расставалась с книгой с детства. Она была моим мудрым советчиком, верным другом и утешителем. На уроках литературы я открыла для себя книги не только как предмет удовлетворения эстетических потребностей, но и как носителя жизненного опыта человечества. Герои литературных произведений всегда в моем сердце. У них я нахожу черты характера, отсутствующие во мне, и пытаюсь выработать их путем самосовершенствования. Любимые произведения навсегда остались в памяти. Литература стала неотъемлемой частью моей души, моей профессией, моей жизнью. За время учения и работы поняла: хороший учитель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, передавая свои знания другим. Это залог успеха. Не хотелось, чтобы обо мне сказали: « Нам не повезло с учителем». Главное на уроке - вдохновение. У В.Даля нахожу: « Вдохновлять- воодушевлять, воспламенять, пробуждать духом и делать способным к высшим проявлениям духовных сил». Именно это качество, по – моему, является одним из главных качеств учителя. Я люблю школу, этот мир юности и надежд, где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Я верю в свои силы и силы тех, чьи глаза каждый день смотрят на меня. В.А.Сухомлинский говорил: «Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь…И чтобы дать ученику искорку знаний, учителю надо впитать целое море света». Вера, надежда, любовь – это основные составляющие моей педагогической деятельности. Главное в ней – это будущее моих детей, моих воспитанников. Моя задача – помочь каждому ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – свои способности, а может быть, и талант. И в этом поиске моя роль ведущая. Сегодня, спустя 29 лет от начала педагогического пути, я могу гордиться тем, что большинство моих бывших учеников нашли достойное место в жизни. Среди них бухгалтеры и технологи, военные и учителя, строители и рабочие…Но главное в том, что все они просто хорошие люди. И пусть моя любовь согревает их в трудную минуту, пусть знания, мною данные, помогают в жизни, пусть человеческие качества, привитые мною, помогают выстоять и победить в наше непростое время. Меня часто спрашивают, не жалею ли я, что стала учителем. Нет!. Я люблю свою работу, я люблю детей! Я благодарю судьбу за то, что на моем пути встретились такие педагоги, пример которых определил выбор моей профессии, коллеги, поддержку и понимание которых я ощущаю всегда. Размышляя о своем жизненном пути, я осознаю, что не могу провести грань, когда заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Ведь я - УЧИТЕЛЬ… Я учитель, и мне доверяют. Я учу, и у меня учатся. Я веду, и за мной идут. Я убеждаю, и мне верят. Течет время. Что несет оно моим сегодняшним ученикам? Что ждет их на дороге жизни? Но я верю в то, что, кем бы ни стали мои ученики, они будут добрыми, надежными людьми. Поэтому главная заповедь моей педагогической философии, сформулированная Ш.А. Амонашвили, на которой буду стоять и впредь, гласит: «Каждое общение ребенка со своим педагогом должно вселять в него радость и оптимизм». Изменился мир - изменились приоритеты. Стоит ли идеализировать прошлое? Это ни к чему, кроме стрессов, не приведёт. Надо идти вперед, стремиться к преобразованиям, и тогда исподволь, медленно, но неуклонно учитель и ученики найдут путь друг к другу и собственное место в жизни. А удел словесника? Ведь муки творчества - самые сладкие муки! Стараюсь не забивать себя в безысходный угол. Груз тетрадей непроверенных давит? Это труд. Помню слова философа: «Веселей любите труд». В самом несовершенстве работы заключен источник следующего творения. Ведь ваяю душу человека, будущего гражданина страны, планеты, Вселенной! А кто может определить наверняка, где методика, а где импровизация в работе словесника? Одно рождается из другого. Важно, как пчеле, собрать мёд отовсюду. Жизненный опыт помог понять: в творчестве учителя и отдых, и ра дость, и обновление. И в атмосфере. Атмосфере добра. Самые благие начинания глохнут, попадая в зону равнодушия, И может ли учитель подарить счастье ученику, если он погружен в рутину и лицемерие. И не помогут здесь ни стан дарты, ни программы, ни концепции, ни приоритетные направления. Дать радость тому, кто пришёл к нам научиться жить, любить, чувствовать, делать открытия. Дать радость., Это как увидеть восход солнца. Школа жива, пока учитель в ней интересен ребёнку, пока учитель в ней будет не ползать, а. летать. Так летите! Это наше Поднебесье, Летите выше, учитель!

Категория: Русский язык
26.01.2018 11:33


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!