СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Информационно-компьютерные технологии получают все большее распространение на уроках гуманитарного цикла. Для учителя компьютер на уроке – это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактические материалы, сопровождающие урок, разработать письменные задания и сгенерировать виртуальные тесты для учащихся.
В своей практической деятельности я создаю и использую презентации нескольких видов:
1) "Лекции" — это видеоряд, который может быть представлен текстом, рисунками, видеоматериалами, необходимыми картами, схемами и диаграммами. Необходимый материал постепенно выводится на экран по ходу урока, что позволяет поэтапно рассматривать основные вопросы темы. Можно использовать слайд-задания и организовывать обсуждение проблемы, подводить итоги. 2) "Экскурсии" и "галереи", которые позволяют школьникам приобщиться к шедеврам мировой художественной культуры, более глубоко изучить вопросы развития культуры разных народов на разных исторических этапах. Использование презентаций позволяет решить проблему наглядности, дает возможность создавать и использовать разнообразные карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, схемы и диаграммы. Позволяет частично заменить записи на доске, учебные тексты, рабочую тетрадь, карточку для самостоятельной работы ученика. Процесс создания презентаций — процесс творческий. И к этому творчеству необходимо привлекать учеников. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.
Создание мультимедийных проектов расширяет горизонты исследовательской деятельности ученика, способствует повышению интереса к предмету, формированию коммуникативной культуры. Современные технологии позволяют прямо на уроке выходить в Интернет прямо с мобильного телефона, а значит, можно поучиться работать в Интернете. В конце урока обучающиеся показывают свои проекты. Использование ИКТ приводит к следующим результатам: ученики заинтересовались не только темой урока, но и техническими возможностями, используемыми на уроке, их внимание привлекла перспектива творческой и поисковой самостоятельной работы. Расширив материал учебника с помощью современных технологий, повышается интерес учеников к предмету. Несомненно, проектная работа увлекает учеников. Уникальность проектной работы в том, что, во -первых, в создании проектов может участвовать каждый ученик, а во- вторых, умение создать интересный проект с использованием компьютерных технологий - это вопрос престижности ребенка в классе. Поэтому они бесконечно совершенствуют свои работы, усложняя и оформляя их всё новыми и новыми деталями.
Эффективным средством формирования информационно-коммуникативных компетентностей является применение информационно-коммуникационных технологий и в частности интерактивной доски. Использование доски дает возможность не просто демонстрировать наглядности, а динамично, структурировано излагать сложный и объемный материал, особенно на профильном уровне. Например, изучив новые термины самостоятельно на уроке, учащиеся оформляют результат на доске: приводят в соответствие термины и их определение, перетаскивая соответствующие карточки. Хорошо удается работа с текстами: чтение текста, выделение фрагмента, анализ текста и т.д. По результатам работы с текстом оформляется схема, заполняется таблица, делается иллюстрация к тексту, подбираются фотографии или видеоматериалы. Лучше данную работу организовать в группах.
Еще одним видом деятельности является создание сайта. Совместно с учащимися создаю свой сайт. Цель создания сайта:
Во-первых, это возможность публикации своих методических разработок. Сделать это можно в разных формах: от привычного для нас конспекта с описанием и анализом урока, до демонстрации видео, которое наиболее ценно именно на уроках истории.
Во-вторых, это коллекция полезных ссылок для работы на различные веб-ресурсы, которая всегда под рукой.
В-третьих, это возможность поместить учебные материалы для учеников. У кого-то есть распечатки из книг, кто-то готовит такие пособия самостоятельно. Сайт же дает возможность разместить любые учебные материалы в открытом доступе в школе и дома. При этом нет необходимости распечатывать большое количество страниц. Здесь важное значение имеет использование средств мультимедиа, которые можно встроить в блог и использовать как эффективные наглядные пособия, которые помогают ярче проиллюстрировать учебный материал.
В-четвертых, большим плюсом является и то, что сайт – «живой организм». Нужный материал размещается просто и быстро. Ничего не стоит изменить, при необходимости отредактировать сообщение. А возможность оставлять комментарии дает прекрасную обратную связь с учеником, коллегой, родителями. Кроме того, при помощи так называемых ярлыков, можно легко найти интересующую вас публикацию.
Этот вид творчества способствует познавательной деятельности учащихся, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы.
Таким образом, использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности – это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи.
© 2020, Костикова Светлана Александровна 324