СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческой активности учащихся на уроках истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современную школу невозможно представить без компьютерного класса, а современный урок – без применения информационно-коммуникативных технологий. Необходимость применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе продиктовано самой жизнью. Современный человек – это человек не только XXI века, третьего тысячелетия, но это еще человек, вступающий в постиндустриальную (информационную) цивилизацию. Важнейшей чертой формируемого общества является широкое применение во всех областях информационных технологий, будь-то сельское хозяйство, промышленное производство, банковское дело или деятельность человека связанная с гуманитарной областью. Следовательно, обучение и воспитание человека, восприимчивого ко всему новому, умеющего пользоваться техническими и технологическими достижениями, адекватно реагировать на вызов времени – такова главная цель современной школы. Учитель, отказывающийся на своих уроках использовать ИКТ, проявляет близорукость и недальновидность, что, в свою очередь, сказывается на его учениках. Умение правильно поставить вопрос, дать объяснение, воспитывать личность ученика – неотъемлемые и основные задачи каждого учителя. Но в условиях перехода к информационному обществу, ставшему уже реальностью, к этим задачам присоединяются и некоторые другие, прежде всего, формирование и развитие способностей ученика «…к самостоятельному поиску, сбору, анализу и представлению информации, решению нестандартных творческих задач, моделированию и проектированию предметов и явлений окружающей действительности и своей деятельности». /Применение Международных информационных технологий: применение ИКТ в учебном процесс. М. Академия АйТи 2006/.

Данные задачи стоят не только перед учителями, преподающими информатику, математику, физику, но и перед преподавателями гуманитарного цикла. Вот почему необходимость применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе на уроках истории, обществознания, литературы, языковедения так важны на сегодняшний день. Таким образом, основными задачами применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе являются:

  1. Формирование интеллектуально развитой, социализированной личности;

  2. Создание условий для развития мыслительных способностей детей и подростков, на основе проектной деятельности с применением ИКТ;

  3. Развивать активную интеллектуально-практическую деятельность учащихся, самостоятельное осмысление целей своей работы и планирование путей их достижения, а также групповую и коммуникативную деятельность;

  4. Обновление содержания образования, повышение роли фундаментальных современных знаний и умений учащихся ориентироваться в средствах новых информационных технологий, правильно их использовать;

  5. Формирование информационной культуры, умения общения и критического отношения источникам информации, в частности Интернета.

Информационно-коммуникативные технологии при правильном их использовании дают широкие возможности для оптимизации труда учителя, открывают новые возможности для процесса развития мыслительной деятельности учащихся. Учителя – методисты, регулярно использующие персональные компьютеры, как универсальное техническое средство обучения (ТСО) считают, что необходимо так осуществить отбор материла к урокам с использованием ИКТ, что бы материл урока, не противоречил основным учебным задачам. А.В. Чернов – преподаватель истории московской городской школы № 46 выделил, следующие принципы выбора материла к урокам с использование ПК:

« - программа должна быть понятна с первого знакомства, как преподавателям, так и ученикам; управление программой должно быть максимально простым; - преподаватель должен иметь возможность компоновать материал по своему усмотрению при подготовке к уроку заниматься творчеством, а не запоминанием того, в каком порядке будет выводиться информация; - программа должна позволять использовать информацию в любой форме (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео-аудиофрагменты и.т.д.)» /А.В.Чернов «Использование информационных технологий на уроках истории и обществознания //ПиШ 8/2001 стр. 41/.

В связи с информатизацией учебно-воспитательного процесса перед педагогами встает ряд коренных вопросов: Как часто можно и нужно использовать ИКТ на уроках гуманитарного цикла? Какие программные обеспечения использовать, притом, что таких, программ на сегодня огромно количество? Что дает использование ИКТ для учителя и ученика? Каковы пределы использования компьютерных и информационных технологий? и многие другие. Попытаемся ответить на поставленные вопросы. По многим своим параметрам уроки с использованием информационно-коммуникативных технологий лучше отвечают на требования, выдвигаемые временем, чем традиционные формы видения урока. Однако частое использование таких форм уроков может привести к негативным последствиям, одним их которых является вырабатывание у школьников алгоритма действия и мышления. Вместо того, что бы активно включиться в поиск разрешения проблемы, ученики начинают искать готовые ответы на поставленные учителем задачи. Наличие во многих школах компьютерного класса с подключением к Интернету облегчает ученику нахождение готового ответа. С точки зрения технологического освоения такой поиск можно только приветствовать. Но, если рассматривать урок, как необходимое условие для развития мыслительной деятельности школьника, формирование его личности, взглядов, умений и навыков ориентироваться в процессах современности и прошлого, выявлять причинно-следственные связи, то нахождение готового ответа будь-то из Интернета или компакт-диска, будут противоречить выше указанным принципам учебно-воспитательного процесса. Поэтому, необходимо подчеркнуть, что на уроках гуманитарного цикла частое использование ПК вместо развития личности школьника будет тормозить его прогресс. Но совсем отказаться от применения ИКТ будет также не правильно. Значит, надо так поострить урок, чтобы одновременно с алгоритмом действия, ученик не терял вкуса и навыков самостоятельного мышления. Далее мы покажем, в каких пределах и как можно проводить уроки с применением ИКТ.

На сегодняшней день существует множество интерактивных программ, предназначенных для проведения уроков истории и обществознания. Особой популярностью среди учителей пользуются такие программы как

  • «История России. ХХ век» издательства КЛИО-СОФТ

  • «Всеобщая история» ООО «Марис», «Обществознание 10-11 классы» той же фирмы

  • «История древнего мира. Загадки Сфинкса» издательства МедиаХауз и другие.

У всех этих программ есть несколько существенных недостатка при всех достоинствах. Во-первых: отбор материала затруднен в силу того, что невозможно произвольно отбирать материал к конкретному уроку, совмещать одновременно текстовой и графический материал. Во-вторых: данные программы дают уже готовой ответ и поэтому использовать их в качестве генератора мыслительной деятельности учащихся затруднительно. Поэтому, с точки зрения А.В. Чернова «История России. ХХ век» должна позиционироваться как пособие для домашней подготовки учащихся. Однако, ее можно использовать и как материал для семинарских занятий и написания рефератов и контрольных работ. Таким образом, использование программных обеспечений на уроках в их полном объеме не возможно. Отбор же фрагментов как наглядных пособий (фото-видео документов, отдельных текстов) представляется вполне возможным, но только в том случае, если они отвечают конкретным требованиям, и вписываются в общую концепцию урока.

Выше уже было сказано, что, отказавшись вообще от использования информационных и компьютерных технологий, учитель противоречит сегодняшним реалиям и отказывается от возможностей активизировать учебно-воспитательный процесс, развивать мыслительную и творческую деятельность учащихся, прививать им навыков проектной деятельности. Систематическое применение ИКТ на уроках (естественно не на каждом) дает следующие положительные результаты: Возрастает уровень использования наглядности; учащиеся не только слышат историю, но и видят его своими глазами; Повышается производительность труда учителя и ученика. При применении ИКТ учителю дается возможность индивидуализировать задания урока, ему легче применять дифференцированный подход, так как он может дать каждому ученику свое задание, соизмеряясь со знаниями и возможностями каждого отдельного ученика. Создаются условия для изменения психологии ученика и учителя. Для преподавателя компьютер перестает быть «врагом», а ученик осознает его не как игрушку, а как инструмент, необходимый для работы, такой же, как станок или ручка. Вот только небольшое количество позитивных последствий применения ИКТ. Само по себе компьютер не является универсальным средством обучения. Таким его делает учитель. И чем, грамотнее педагог, тем больше у него шансов увлечь своих учеников, раскрыть перед ними прекрасный мир истории. В этом преподавателю широкую возможность открывает применение ИКТ и компьютерных технологий.

Радикальные преобразования, затронувшие историческое образование потребовали от педагогов новых подходов к методу и формам обучения. Урок сегодня рассматривается не только как передача определенного объема знаний, прививания приемов и навыков работы, но и как один из методов формирования цельной личности, со своим мировоззрением, взглядами, умеющим ориентироваться в современных условиях жизни и деятельности общества. В этом разрезе урок истории предстает важнейшим элементом воспитания и развития личности ребенка. И это не случайно. Ведь только на уроке истории ученик приобретает знания о прошлом человечества, учиться понимать современность через историческую перспективу, анализировать поступающую информацию, пользоваться ею. Научить ученика данным формам работы – главная задача учителя истории. И здесь он не может обойтись без информационных технологий, применение которых позволяют педагогу правильно и своевременно выявлять ошибки ученика, направлять его деятельность по заранее выбранному педагогическому пути. Каков же этот путь? Для того чтобы ответить на этот вопрос мы должны обратиться к коренным проблемам преподавания истории и вообще всех общественных наук: что изучать, как преподавать и для чего. Для чего изучать историю само по себе понятно, но только нам педагогам. Без знаний исторического прошлого невозможно представить себе

«…грамотной, широко образованной личности, умеющей самостоятельно работать с историческими источниками, ориентирующийся в национальной и мировой культуре…». /В.В. Сухов, А.Ю. Морозов, Э.Н. Абдулаев Лес проблем и вариант дороги (поиск путей обновления школьного исторического образования) // ПиШ 1/2000 стр. 50/.

Однако объяснить это ученикам бывает порой трудно, а иногда и просто невозможно в силу инертности мышления, укоренившегося исторического нигилизма. Следовательно, отвечая на вопрос для чего необходимо изучать историю, учитель должен иметь в виду необходимость создания условий заинтересованности учеников историей не как красочного рассказа, а как с одной стороны науки, с другой руководства к действию. Как преподавать историю сегодня. Эта проблема наиболее существенная и вытекает из множества возможностей и приемов преподавательской деятельности. Каждый учитель выбирает тот вариант преподавания, который он считает наиболее эффективным. Весь курс истории можно разделить на три уровня:

  • Макро-уровень – общее строение школьного курса истории, например в общей основной школе или же в общей средней школе.

  • Мезо-уровень (средний) – построение отдельных курсов истории, например курса истории средних веков или Новой истории.

  • Микро – уровень. Это отдельно взятый урок. Естественно все эти части должны быть приведены в единое образовательное пространство.

/В.В. Сухов, А.Ю. Морозов, Э.Н. Абдулаев Лес проблем и вариант дороги (поиск путей обновления школьного исторического образования) // ПиШ 1/2000 стр. 52/.

В советской школе, была принята линейное преподавание. Не смотря на свои недостатки такое изучение исторического прошлого, увязывала в единое целое все три уровня в единое образовательное пространство, которое, к сожалению, при переходе к современной системе преподавания была утеряна. Изучение истории сегодня представляет собой отдельно взятые фрагменты из прошлого различных стран и народов без связи друг с другом. Поэтому задача педагога, преподающего историю и обществознание связать отдельные фрагменты и создать картину прошлого и настоящего. А это можно сделать при помощи информационных технологий.

Категория: История
14.10.2018 12:28


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!