СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Что такое фонематический слух? Это способность человека различать в потоке речи различные звуки, из которых складываются произносимые нами слова. А их значительно больше, чем букв. Чем тоньше ухо воспринимает различные их сочетания (слова), тем быстрее и легче ребёнок овладевает правильным звукопроизношением, а затем чтением и письмом. Созревание зон в коре головного мозга, ответственных за фонематическое восприятие, обычно завершается к 5-7 годам. В этом возрасте ребёнок начинает проявлять активный интерес к словам, буквам, играм со звуками и желание научиться читать. Многие дети самостоятельно начинают овладевать навыками звуко-буквенного анализа слова, придумывая слова на определённый звук, называя первый и последний звуки в слове, делают попытки что-то писать.
Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!
Практика показывает, знание букв не исключает серьезных затруднений у школьников при обучении грамоте. Как сильно переживает малыш из-за ошибок, исправленных красной ручкой учительницы! И как скучно делать «Работу над ошибками»!
Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники не только учатся выделять, воспроизводить и различать звуки речи, но и намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.
При проведении занятий формированию фонематического слуха и обучению детей грамоте в домашних условиях родителям необходимо знать:
1. Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, пишем, читаем.
2. Звуки бывают гласные и согласные.
2. Гласные можно петь, воздух не встречает на своем пути преград. Это звуки: А, О, У, И, Ы, Э, обозначаются красным цветом.
3. Согласные не поются, воздух встречает на своем пути преграду в виде губ, зубов, неба или языка.
4. Согласные звуки делятся на мягкие и твердые (например М – твердый и МЬ – мягкий). Перед буквами И, Я, Ю, Е, Ё и мягкий знак «Ь» твердые согласные всегда мягкие.
5. Всегда твердые согласные Ш, Ж, Ц. Всегда мягкие Щ, Ч, Й.
6. Согласные твердые обозначаются синим цветом, а согласные мягкие – зеленым.
7.Согласные звуки делятся на звонкие и глухие (проверяем: тыльную сторону руки прикладываем к горлышку, произносим согласный звук, если горлышко звенит, значит звук звонкий, если горлышко спит, то звук глухой).
8. Начинать занятия следует со знакомства со звуком, рекомендуются следующие задания:
- Уточнить правильное произношение, предлагаем ребенку называть картинки с данным звуком. Определить место звука в слове (в начале, середине или в конце).
- Выложить или нарисовать схему слова, ребенок должен дать точную характеристику каждому звуку (см. информацию выше).
9. Затем обозначаем звук буквой, рекомендуются следующие задания:
- Печатать букву в тетради;
- Выложить букву из палочек;
- Нарисовать недостающие элементы букв;
- Угадать какая буква нарисована на спине и др.
10. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 15—20 минут, делая в середине занятия небольшой перерыв — паузу, во время которой ребенок может подвигаться: поиграть в мяч, попрыгать, побегать. Выбирайте для занятия часы наивысшей работоспособности ребенка, когда он бодр и весел.
11. Никогда не принуждайте малыша к занятиям, старайтесь его заинтересовать. Проводите занятие в игровой форме (в заданиях приведены примеры дидактических игр). Хвалите ребенка за успехи и никогда не выказывайте своего огорчения, если у него что-то не получается. Придумайте систему поощрений.
12. Все согласные буквы называйте как звуки. Например, не «пэ» или «эр», а «п» или «р».
13. Не спешите переходить к следующему заданию, если вы не уверены, что ребенок усвоил материал предыдущего.
14. Йотированные буквы Е, Ё, Ю, Я ребенку не предлагаются, так как этот материал слишком сложен для понимания его дошкольниками.
Рекомендуемые упражнения
для развития фонематического слуха
1. Выделение и называние шумовых, речевых, музыкальных звуков (бытовые шумы, звуки улицы, звучание музыкальных инструментов, речь человека) – игра: «Угадай, что прозвучало?»;
2. Различение голосов близких детей и взрослых, распознавание по интонации и содержанию фраз – игра: «Угадай, кто говорит?»;
3. Воспроизведение ряда гласных звуков, угадывание их по беззвучной артикуляции;
4. Выделение заданного звука из ряда звуков. Пример: «Хлопни в ладоши, если услышишь звук О: О, У, А, С, О, Д, И, К, О и т. д.»;
5. Определение позиции звука в слове. Пример: «Определи где слышится звук Р – в начале слова, середине или в конце: рыба, ракета, карандаш, топор»; 6. Определение количества слогов в слове; группировка картинок в зависимости от количества слогов в их названии (1группа - 1слог, 2группа - 2слога, 3группа - 3слога и т.д.);
7. Составление слогов или слов из последовательности звуков. Пример: «Звуки рассыпались» - составь слово из звуков: «К», «О», «Т»;
8. Называние слов на определенный звук. Пример: «Назови картинки, где слышится звук Р», «Придумай слово, которое начинается на звук К»
© 2016, Никитина Кристина Владимировна 1008