СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей по проблеме игровой деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Детские пальчиковые игры»

Игры, использующие разнотипные движения пальцев, — осо­бый вид детской забавы. Проекция кисти руки в двигательной об­ласти коры головного мозга чрезвычайно близка к моторной рече­вой зоне. Этим объясняется стимулирующее воздействие трениров­ки мелкой моторики руки на речевое развитие ребенка. Также I пальцевые игры оказывают заметное влияние на общее психофизи­ческое развитие, помогают ребенку сформировать образ «телесного Я», приобрести навыки невербального (несловесного) общения. Дет­ские психологи и педагоги используют в своей практике данные игры и отмечают их эффективность. Однако число применяемых отечественных игр невелико (10—15), лишь половина из них народ­ные, остальные — разработки различных авторов, далеко не всегда удачные. Следует отметить, что у самых разных народов пальчико­вые игры ранее имели значительное распространение. Интерес зару­бежных исследователей к этой проблеме достаточно велик, суще­ствуют серьезные междисциплинарные работы по английским и немецким пальцевым играм, множество игр используется педагога­ми этих стран. Отечественные исследователи пока впрямую не зани­мались этой проблемой. Специалисты по игровому фольклору часто описывают лишь словесный рисунок игры, не фиксируя движе­ния, сопровождающие слова. Менее всего описаны игры, не имею­щие словесного сопровождения.

Принципы подбора игр. Стандартный набор занятий по развитию тонкой моторики (плетение, конструкторы, мозаика, лепка и т.д.) использует в основном движения сжимания, изредка — растяжения и почти никогда — расслабления. К тому же в эти занятия включена обычно только социальная зона руки — большой, указательный, средний пальцы, смежная с ними часть ладони и соответствующее им двигательное поле — зона, несущая основную нагрузку в быту и общении. Безымянный палец и мизинец остаются пассивными. Эф­фективность таких занятий не слишком велика. Для получения мак­симального «коэффициента полезного действия» игры с пальцами рук и занятия должны быть составлены таким образом, чтобы:

—сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев;

—использовались изолированные движения каждого из них. Игра может быть построена на тренировке только одной из трех

двигательных составляющих (лучше второй или третьей), однако движения пальцев в любом случае должны быть изолированными. Наибольший интерес представляют игры:

— на расслабление;

— в которых активную роль играют безымянные пальцы и ми­зинцы;

— на разнотипные движения рук (пальцы одной руки делают одно, другой — другое).

Приведем перечень некоторых игр (для игр со словами даны первые строчки текста, для игр без слов — краткое описание дви­жений; помимо народных игр, включены и авторские, имеющие широкое распространение).

• Сорока-ворона кашу варила.

• В гости к пальчику большому приходили прямо к дому.

• Этот пальчик — дедушка, этот пальчик — бабушка.

• Идет коза рогатая, идет коза бодатая.

• Большаку — дрова рубить, а тебе воды носить.

• Мальчик-пальчик, где ты был? С этим пальцем щи варил.

• Идут четыре брата навстречу старшому. «Привет, большак!.»

• Мы капусту рубим-рубим, мы капусту трем-трем.

• На двери висит замок. Кто открыть его бы смог?.

• Мы делили апельсин. Много нас, а он один.

• Две сороконожки бежали по дорожке.

Прижми большак. Правые руки двоих играющих сцепляются, большой палец каждого старается прижать сверху тот же палец со­перника.

Паучок. Указательный палец левой руки смыкается с большим правой, указательный палец правой — с большим левой. Нижняя пара пальцев размыкается, затем смыкается над верхней. Затем те же движения в паре с большими поочередно проделывают осталь­ные пальцы.

Моторчик. Руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся вокруг друг друга, все быстрее и быстрее, не задевая ладонь.

Перетяжечки. Двое играющих сцепляются тремя или двумя пальцами рук; каждый старается перетянуть соперника.

Камень, ножницы, бумага. Два игрока одновременно выбрасыва­ют вперед руки, сложенные в одной из трех позиций: кулак — камень, ладонь — бумага, разведенные указательный и средний — ножницы. Камень сильнее ножниц, бумага сильнее камня, ножни­цы сильнее бумаги.

Колечки. Сомкнутые большой и указательный палец правой руки — большое кольцо, сомкнутые мизинец и большой левый — малое. Пальцы обеих рук одновременно начинают движения, пооче­редно смыкаясь с большими пальцами так, чтобы на правой руке получилось малое кольцо, а на левой — большое.

Развитие мелкой моторики руки является необходимой частью любых систем дошкольного воспитания — как традиционных, так и вновь «открытых» (таких, как, например, система М. Монтессори и система Р.Штейнера). Пальцы маленького ребенка должны разви­ваться и тренироваться, осязание играет роль в развитии речи, обо­стрении тактильных возможностей, тренировки мускульной памя­ти, подготовки и обучении к письму, развитии воображения.

Игра с пальцами доступна, понятна детям. Игры, направленные на развитие ловкости, подвижности пальцев, были особенно люби­мы народной педагогикой.

«Чем раньше мы начинаем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а следовательно, самостоятельных и свободных людей», — говорила М. Монтессори. Педагог способствует этому, соответствующим образом подго­тавливая среду. Предоставим ребенку возможность уп­ражняться в заботе о самом себе, в самообслуживании — и он сам научится обращаться с ложкой, вилкой, ножом, пипеткой, щипцами, салфеткой, полотенцем, губкой. Надо только позволить ему переливать воду, пересыпать зерно, многократно застегивать и расстегивать одежду, причесываться, чистить зубы, ухаживать за одеждой, обувью, стирать и гладить.

Разумеется, все эти умения приходят к ребенку не с помощью наставлений и объяснений, а в результате по­стоянных упражнений, самостоятельной деятельности, в специально организованном взрослыми учебном про­странстве. Для каждого упражнения есть свой учебный материал, который предъявляется ребенку индивидуаль­но, строго определенным образом и в соответствующей последовательности.

23.12.2015 13:21


Рекомендуем курсы ПК и ПП