СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контроль как часть педагогического диалога педагога и учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контроль как часть педагогического диалога педагога и учащихся

За последнее время в мире изменились приоритеты образования. Если прежде ценились знания, то теперь умение приобретать и эффективно использовать их. Причины понятны: знания быстро устаревают или оказываются недостаточными, поэтому требуют обновления и пополнения. От того, как ученик может применить свои знания, зависит его будущее самоопределение. За сохранением, углублением и систематизацией знаний нужен регулярный контроль.

Контроль - это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Контроль является обязательным компонентом обучения. Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать требованиям образовательного стандарта. Контроль обучения понимается, с одной стороны, как административно-формальная процедура проверки работы учителя, как функция управления, результаты которой служат для принятия управленческих решений. С другой стороны, это оценка знаний учащихся учителем. Будучи составной частью процесса обучения, контроль имеет целый ряд функции: контролирующая, обучающая, развивающая, прогностическая, ориентирующая, диагностическая, воспитывающая. Реализация выделенных функций делает контроль более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс. Различают следующие виды контроля: предварительный, текущий, тематический, промежуточный и итоговый.

Предварительный контроль служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебным процессом. Он позволяет определить исходный уровень знании и умении учащихся, чтобы использовать его для корректировки календарно-тематического планирования, устранения выявленных пробелов в знаниях учащихся. Текущий контроль – оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности знаний и умений учащихся. Его основная цель – анализ хода формирования знаний. Это дает учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению. Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса. Промежуточный контроль позволяет проверить прочность усвоения полученных знаний и приобретенных умений, так как проводится через продолжительный период времени. При этом виде контроля охватываются значительные по объему разделы курса и от учащихся требуется большая самостоятельная конструктивная деятельность. Итоговый контроль направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявление степени овладения системой знаний, полученных в процессе изучения учебного предмета.

Итоговый контроль - контроль интегрирующий, позволяющий судить об общих достижениях учащихся.

В соответствии с видом контроля выбирают подходящую форму контроля. Фронтальный контроль проводится в форме беседы учителя с классом. Он органически сочетается с повторением пройденного, являясь средством для закрепления знаний и умений. Его достоинство в том, что в активную умственную работу можно вовлечь всех учащихся. С помощью фронтального опроса учитель имеет возможность проверить выполнение домашнего задания, выяснить готовность класса к изучению нового материала. Целесообразно использовать фронтальный опрос перед проведением лабораторных и практических работ, так как он позволяет проверить подготовленность учащихся к их выполнению. Индивидуальный контроль применяется для основательного знакомства учителя со знаниями и умениями отдельных учащихся. Такая форма контроля чаще применяется к «сильным» ученикам, т.к. им легче справиться не только с заданием, но и с волнением. Однако это не исключает возможности вызова к доске «отстающего» ученика. В этом случае выполнение задания контролируется учителем и всем классом. При групповой форме контроля контроль осуществляется лишь для части класса. Задание для избранной группы учеников может быть двух типов. Задание, выполнение которого предполагается в классе либо задание выполняется дома. Тогда в ходе урока учитель предоставляет время для отчёта о выполненном задании. Комбинированная форма контроля - это сочетание индивидуального контроля с фронтальным и групповым. Применяется после прохождения объемной темы, когда надо опросить максимальное количество учеников. Методы контроля – это система последовательных взаимосвязанных диагностических действий учителя и учащихся, обеспечивающих обратную связь с целью получения данных об успешности обучения и эффективности учебного процесса. Они обеспечивают систематическое, полное, точное и оперативное получение информации об учебном процессе. Выделяют следующие методы контроля:

методы устного контроля (беседа, рассказ, объяснение, чтение, ответы на вопросы, сообщения); методы письменного контроля (самостоятельная работа, контрольная работа, графическая работа, диктант, сочинение, тезисы, реферат);

методы практического контроля (практические и лабораторные работы);

тестовый контроль. Хорошо поставленный контроль позволяет учителю правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, увидеть свои собственные удачи и промахи.

Проблема контроля за учебной деятельностью не нова, и педагогический опыт, накопленный в этой области, богат и разнообразен.

16.06.2017 17:33


Рекомендуем курсы ПК и ПП