СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекция низкой самооценки детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уже в раннем возрасте карапуз хочет признания со стороны взрослого. Всеми своими действиями он говорит взрослому: «Смотри, как я умею бросать игрушки!», «Смотри, как я ползаю!» При этом малыш ожидает одобрения и восхищения: «Как здорово у тебя получается!», «Ты молодец!» Такие похвалы - это уже фундамент успешности ребенка в будущем.

Особенно важный период в развитии ребенка - «кризис 3-х лет». В этом возрасте его любимым выражением становится «я сам!». От реакции взрослых на это стремление к самостоятельности часто зависят успехи и неудачи во взрослой жизни. К примеру, карапуз хочет помыть тарелку. И важно, чтобы его инициативу поддерживали, даже если тарелка будет разбита. Когда малыша начинают ругать за то, что он что-то разлил или сломал, у него формируется стремление к избеганию неудач. Постепенно он будет усваивать установку: «Лучше я этого делать не буду. Вдруг у меня получится плохо? Если я не справлюсь, мама будет меня ругать! Я буду плохим!» В результате у ребенка с трудом будут формироваться такие качества, как ответственность, самостоятельность, уверенность и лидерство.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка складывается уже сознательная мотивация к достижению успеха или избеганию неудач. Малыш уже понимает, каким образом можно достичь нужного результата. Он предпочитает заниматься тем, что хорошо получается, и начинает скрывать свои провалы. Порой он готов даже соврать, чтобы выставить себя в лучшем свете. Такие моменты озадачивают многих родителей, но не стоит ставить кроху на место. Стремление быть хорошим (а еще лучше - самым хорошим) – совершенно естественное желание для ребенка в возрасте 5-6 лет. У большинства дошкольников завышенная самооценка. В данном возрасте это - абсолютная норма. По мере взросления самооценка начинает падать. Ребенок чаще встречается с оценкой своих действий окружающими и уже сам может понять, что результаты его труда не всегда на высоте. Уже к третьему классу школы у большинства детей проявляется либо адекватная, либо заниженная самооценка. И вот примерно к 12 годам падение самооценки достигает самой низшей точки. Если же самооценка занижена у дошкольника, стоит отнестись к этому вопросу серьезно и проверить уровень тревожности, его отношение к страхам и при необходимости обратиться к специалистам для коррекции.

Подводные камни воспитания на пути к успеху:

  • игнорирование успехов и указание на недостатки. Из лучших побуждений родители боятся перехвалить сына или дочку и словно бы не замечают того, что хорошо получается. В результате ребенку не удается почувствовать, что старшие ценят его достижения. Исправлять ошибки нужно очень аккуратно и желательно после слов одобрения;
  • излишняя опека. Это может привести к тому, что ребенок не научится справляться с трудностями и перестанет ставить перед собой какие-либо задачи;
  • завышенные требования. Родители воспитывают своих детей через понятие «должен»: «Ты должен быть хорошим мальчиком», «Когда вырастешь, будешь доктором, как мама», «Ты не должна меня позорить своим поведением» и т. п. Вырастая, такой ребенок всю жизнь старается приблизиться к какому-то идеальному образцу. Он ставит перед собой нереальные цели и задачи, а порой не может ответить на вопросы: «какой я?», «чего же я хочу на самом деле?».

Игры для развития положительной самооценки и самоидентификации

С раннего детства у ребенка формируются многие черты личности и поведенческие стереотипы, ценностные ориентации и гендерная идентичность благодаря механизму самоидентификации. Это безоценочное представление ребенка о себе (принятие своего пола, имени, внешности), о том, каким он хочет быть (как папа, мама и т. д.), чем будет заниматься (буду полицейским, врачом), о своем характере, социальной роли (дочь, сын, ученик), навыках и возможностях.

В зависимости от той картины, которая складывается у ребенка в процессе его самоидентификации, у него обозначается и траектория самооценки. Это - эмоционально-оценочный компонент образа «Я». Здесь ребенок сопоставляет образ реального «Я» (каким ребенок видит сам себя) с образом идеального «Я» (каким ребенок желает себя видеть).

Игры для самоидентификации

«Уверенность»

«Нарисуй себя сильным и уверенным в трудной ситуации». Поговорите с ребенком о том, что он чувствует, когда видит себя в образе героя.

Вариант 1. Предложите ребенку нарисовать свои успехи, достижения, заслуги. Это может быть конкретный или абстрактный рисунок. Обсудите с художником то, что он нарисовал.

Вариант 2. «Представь и нарисуй себя в виде дерева (цветка, солнышка). А теперь давай подумаем и напишем над каждой веточкой (лепестком, лучиком) что-нибудь хорошее о тебе». Здесь можно написать какие-то качества ребенка: добрый, умный и т. д., а также какие-либо его достижения: убирает сам игрушки, завязывает шнурки и т. д.

«Рисование в зеркалах» (от 6 лет)

Выдаем ребенку три листочка. Это - «зеркала». Пусть он нарисует в них себя в соответствии с надписями: «Я глазами родителей», «Я глазами друзей», «Каким я вижу себя». Обсудите рисунки: чем отличаются изображения, а чем похожи; каковы положительные и отрицательные стороны ребенка.

«Семья»

Разыгрываем бытовую ситуацию из жизни семьи с помощью игрушек. Пусть малыш играет роль кого-либо из родителей. Это покажет, как он видит модель своей семьи и с кем себя идентифицирует. Если у ребенка были ситуации, где он чувствовал себя не очень комфортно, в этой ролевой игре он может все изменить, что способствует его самоутверждению.

Вариант. Ребенок рисует семейный портрет.

«Ромашка с именем»

Сделать аппликацию или рисунок с изображением ромашки. В центре цветка ребенок пишет сам или с помощью родителей свое имя, а на лепестках – ласкательные производные от имени, семейные прозвища, как называют друзья. На лепесток с обращением, которое ребенку нравится больше всего, пусть он наклеит бабочку.

Игры для повышения самооценки

Для развития уверенности в себе подойдут игры, где ребенок может почувствовать себя лидером.

«Мое отражение»

Один участник игры показывает какие-либо движения, настроение, мимику. Задача «отражения» - все точно повторить. Через одну-две минуты меняемся ролями.

Вариант. Выполнять действия, противоположные тем, что показывает ведущий. Например, один участник игры раскидывает руки в стороны, другой – скрещивает руки на груди и т. д.

Музыкальные и художественные игры дают практически неограниченные возможности для самовыражения и самопознания. Когда окружающие с интересом относятся к творческой активности ребенка, он и сам начинает оценивать себя положительно. Поэтому здесь главное правило для родителей – одобрение и принятие всех продуктов творческой деятельности ребенка, независимо от их содержания, формы и качества.

«Импровизация на ударных инструментах»

Игра на ударных инструментах раскрепощает и стимулирует способность проявлять инициативу в нестандартной ситуации.

Ребенку предлагают показать, как он будет бить в барабан, если ему грустно, весело и т. д.

Вариант. Пробарабанить то чувство, какое он сам хочет или какое испытывает в данный момент, а родители должны отгадать, что он изобразил.

«Следуй за мной»

Это упражнение дает возможность взять на себя инициативу.

Ребенок рисует изображение по частям. После каждой линии или какого-нибудь фрагмента рисунка он на некоторое время показывает свой рисунок, позволяя остальным участникам скопировать его. Только ведущий знает, что получится в итоге. В конце сравниваем результаты всех участников игры и обсуждаем, что похоже, а что нет.

Почувствовать себя свободным и раскрепощенным помогут ребенку подвижные игры.

«Счастливый танец»

«Придумай свой танец, когда ты чувствуешь радость». Присутствующие дети или родители тоже танцуют, стараясь повторить движения ребенка. Потом солист меняется местами с кем-то другим.

«Полный назад!»

Благодаря тому, что ребенку удается сделать что-то непривычное для себя, повышается его самооценка. В конце игры он с гордостью может сказать: «Я это сделал! Я это могу». Фон - спокойная инструментальная музыка.

«Ты видел, как машина может ехать не только вперед, но и назад. Давай попробуем такую игру. Ты будешь идти ко мне спиной вперед, не оглядываясь, а я буду ловить тебя. Слушай внимательно, я буду говорить, куда нужно ехать».

Взрослый становится на колени на небольшом расстоянии от ребенка, руки разводит в стороны и зовет ребенка. «Медленно начинай идти назад… Я здесь… Я смотрю, как ты идешь… Я жду тебя… Как я радуюсь, что ты идешь ко мне… Ты уже близко ко мне… Сейчас я тебя обниму…» Говорите все время, пока ребенок не окажется у вас в руках. С помощью интонации передайте радость от того, что ребенок делает: «Ты очень хорошо это сделал!»

Когда ребенок почувствует себя увереннее, можно увеличить расстояние, которое надо пройти спиной вперед, а затем и попросить юного водителя увеличить скорость, пусть он попробует побежать таким образом.

Образно-ролевые игры хороши тем, что здесь ребенок может примерить на себя любой образ. Возможно проигрывание такого поведения, которое пока еще недоступно ребенку в жизни. Это позволяет ему «быть на голову выше самого себя, своего обычного поведения» (Л. С. Выготский). Важно еще и то, что в таких играх ребенок всегда чувствует себя успешным: правильно все, что он делает, по-своему разыгрывая тот или иной образ. При этом он чувствует себя хозяином своего поведения, получая от этого неизбежное удовлетворение, что формирует и поддерживает его положительную самооценку.

08.04.2025 11:42


Рекомендуем курсы ПК и ПП