СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование адекватной самооценки у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самооценка - сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Важнейшим источником развития самооценки является оценка окружающими людьми результатов поведения и деятельности человека, а также непосредственно качеств его личности.

Формируясь в процессе всей жизнедеятельности личности, самооценка, в свою очередь, выполняет важную функцию в ее развитии, выступает регулятором различных видов деятельности и поведения человека. Самооценка – это знание человеком самого себя и отношение к себе в их единстве. Самооценка включает в себя выделение человеком собственных умений, поступков, качеств, мотивов и целей своего поведения, их осознание и оценочное к ним отношение. Умение человека оценить свои силы и возможности, устремления, соотнести их с внешними условиями, требованиями окружающей среды, умение самостоятельно ставить перед собой ту или иную цель имеет огромное значение в формировании личности.

Самооценка в зависимости от своей формы (адекватная, завышенная, заниженная) может стимулировать или, наоборот, подавлять активность человека.

Разумеется, оптимальный вариант – адекватная самооценка. Адекватная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение. Чем ближе она к реальности, тем лучше человек себя чувствует. Он будет рассчитывать на то, что все в жизни ему будет отлично удаваться; зная свои недостатки, он сможет их учесть, а уверенность в себе поможет ему реализовать свои способности.

Дети с высокой самооценкой довольны собой. Они знают о своих сильных сторонах, относятся к себе с уважением, ощущают собственную ценность.

Дети с низкой самооценкой видят себя в менее благоприятном свете, делают акцент на своих недостатках, выражают неуверенность в их преодолении. Неадекватная, низкая самооценка снижает уровень социальных притязаний человека, способствует развитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненные перспективы человека. Такая самооценка может сопровождаться тяжелыми эмоциональными срывами, внутренним конфликтом и т.д. Заниженная самооценка наносит ущерб и обществу, так как человек не в полной мере реализует свои силы и возможности, трудится не с полной отдачей. Показано, например, что трудности многих неуспевающих детей являются не следствием их умственной и физической неполноценности, а скорее результатом их представления о себе как о неспособных к учебе.

У детей начального звена обучения нашей школы была проведена диагностика самооценки по методике Дембо – Рубинштейна.

Дети выполняли следующие субтесты:

Субтест №1.

Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков – это люди. Укажи, где находишься ты.

Нормой для ребенка является указание на третий- четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я- образа», осознает свою ценность и принимает себя. При указании на первый круг имеет завышенную, а при указании на круги далее пятого заниженную самооценку.

Субтест №2.

Большой круг – это твое «Я». Маленькие круги - это твои родные, друзья и учитель. Покажи, где будут находиться отец, мать, бабушка, дедушка, брат (сестра), учитель, друзья.

О- отец

М- мать

Д- дедушка

Б- бабушка

Б2- брат

С- сестра

Др – друзья

У- учитель

Позволяет определить отношение с близкими людьми. При расположении сверху признает превосходство и допускает давление этого человека на себя. Оказывает давление на расположенных внизу, чувствует свое превосходство над ним.

Субтест №3. Вот на рисунке твои родители, учителя, друзья. Поставь крестик (точку) там, где находишься ты.

Определяет социальную заинтересованность (чувствует ли ребенок себя включенным, принятым в мир людей), а так же степень близости с той или иной категорией людей. Если ребенок указал себя вне треугольника, то можно сказать, что он чувствует себя отверженным или не заинтересован в социальных контактах.

Субтест №4. Поставь точку в том месте круга, где находишься ты.

Определение степени эгоцентризма. Для дошкольника характерен высокий эгоцентризм (расположение в самом центре круга). Более старший ребенок должен быть разумно эгоистичным.

Субтест №5. Представь, что ты находишься в нижнем ряду. Каким из двух кружков будешь являться ты?

Индивидуализация. Позволяет выявить осознание своего сходства (при указании на левый круг) или своей уникальности (правый круг).

Класс

Виды самооценки

Завышенная неадекватная

Высокая адекватная

Заниженная неадекватная

Адекватная устойчивая

2

0 %

14,3 %

57,2 %

28,5 %

3

16,7 %

33,4 %

0 %

49,9 %

4

20 %

0 %

60 %

20 %

Как проверить самооценку у ребенка

1. Проверить уровень самооценки и притязаний поможет задание «Лесенка». Покажите ребенку лесенку и попросите его поместить на этой лесенке всех знакомых ему детей (взрослых). Чем выше помещает себя ребенок на ступеньках, тем выше его самооценка. Чем выше он помещает остальных, тем лучше к ним относится и тем большей значимостью они обладают в его глазах.

2. Покажите ребенку рисунок, на котором изображены смешные человечки, сидящие на дереве. Попросите показать, где располагается он, его друзья, близкие взрослые. Чем выше помещает себя ребенок на этом дереве, тем выше его самооценка. Чем выше он помещает остальных, тем лучше к ним относится и тем большей значимостью они обладают в его глазах. Этот тест дает возможность узнать об отношении ребенка, например, к своим братьям, сестрам, членам семьи, педагогам, сверстникам.

В процессе общения ребенок постоянно получает обратную связь. Позитивная обратная связь сообщает ребенку о том, что его действия правильны и полезны. Таким образом, ребенок убеждается в своей компетентности и достоинствах.

Улыбка, похвала, одобрение – все это примеры положительного подкрепления, они ведут к повышению самооценки, создают позитивный образ Я.

Обратная связь в негативной форме заставляет ребенка сознавать свою неспособность и малоценность.

Постоянное недовольство, критика и физическое наказание приводят к снижению самооценки.

В процессе наблюдения за поведением ребенка обращайте внимание на следующие особенности, которые являются свидетельством низкого уровня самооценки и притязаний:

  • Частые самокритичные высказывания: «Я не смогу этого сделать…»
  • Негативные ожидания в отношениях соперничества: «Зачем это делать? У меня все равно будет хуже, чем у…»
  • Критическое отношение к успеху других: «Просто ему повезло…»
  • Нежелание признавать свои ошибки: «Я не виноват, что…»
  • Склонность подчеркивать недостатки у других: «Зато он ябедничает…»
  • Неспособность принять похвалу: «На самом деле вы так не считаете…»
  • Отрицательное отношение к школе.
  • Отказ от попыток добиться какого-то успеха.
  • Повышенная застенчивость, трудности общения с незнакомыми людьми.
  • Повышенная чувствительность к критике: «Все против меня…»

Педагогам необходимо помнить правила формирования у ребенка положительной, объективной, здоровой самооценки:

  1. Любите ребенка. Только искреннее общение с ребенком даст ему возможность почувствовать, что вы видите в нем хорошего, интересного человека, с которым хочется подружиться.
  2. Развивайте чувство компетентности у ребенка.
  3. Больше поощряйте и меньше наказывайте.
  4. Предоставьте ребенку больше самостоятельности.
  5. Не требуйте от ребенка невозможного. Соблюдайте равновесие. Воспитывайте в ребенке уверенность в том, что он хороший человек.
  6. По возможности меньше критикуйте ребенка.
  7. Оценивать достижения ребёнка по сравнению с теми его достижениями, которые имели место быть раньше.
  8. Руководствоваться принципом о достоинствах и положительных чертах каждого ученика.

Литературные источники:

  1. «Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения». М. Н. Ильина. Москва, 2008.
  2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. М., 2002г.
  3. Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение школьников. М., 2000г.
  4. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 2000г.
  5. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М., 1981.
  6. Соловейчик С. Вечная радость. М.: Педагогика, 1986.
  7. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.
16.10.2017 16:22


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!