СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Руководство методическим объединением учителей начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Инновационный подход к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС»

Методическое объединение учителей начальных классов второй год вплотную занимается не только изучением теоретических вопросов, связанных с ФГОС, но и стараемся осваивать и внедрять в практику современные образовательные технологии, которые соответствуют новым образовательным стандартам. На МО мы рассмотрели такие важные темы, как совершенствование качества современного урока, повышение его эффективности в условиях реализации ФГОС ОВЗ.

Введение федерального государственного стандарта начального общего образования (НОО) требует не только переосмысления педагогической деятельности вообще, но и оценочной практики в частности, так как система оценивания занимает особое место в новых ФГОСТ ОВЗ. Поэтому выбранная тема выступления является очень актуальной для нашего МО.

В прошлом учебном году мы перешли на новые стандарты образования, в соответствии с которыми обучение в подготовительном и первом классах, а также в первом полугодии второго класса строится на безотметочной основе.

Естественно, учителя столкнулись с проблемой: «А как теперь оценивать учеников?».

Перед школой, и педагогами в том числе, возникла необходимость разработки новой системы оценивания достижения обучающимися с интеллектуальными нарушениями планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП).

Так, входя в состав базовых учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать.(СЛАЙД 2)

Новая система оценивания достижения планируемых результатов освоения АООП призвана решать следующие задачи (СЛАЙД 3):

-закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать содержание оценки, критерии оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

-ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий;

-обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов;

-предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности образовательной организации;

-обеспечивать оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненных компетенций.

Что такое оценивание?( СЛАЙД 4)

Оценивание – очень объемное понятие: оно включает в себя и процесс, и результат работы. Существует несколько трактовок этого понятия, а также его необходимо рассматривать с позиции педагога и с позиции ученика.

Рассмотрим это понятие с позиции педагога:

Оценивание – это определение позитивных и негативных моментов деятельности.

Оценивание – это контроль качества образования.

Оценивание – это инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности.

Оценивание – это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого учитель определяет уровень подготовленности ученика.

Рассмотрим это понятие с позиции ученика:

Оценивание – это взгляд обучающегося на свои действия и поступки, результаты своей деятельности.

Оценивание может осуществляться по-разному: (СЛАЙД 5)

В виде количественного показателя (чаще всего связанного с объемом усвоенной информации): – отметка;

– результаты теста в баллах.

В виде качественного показателя:

–словесные высказывания о процессе и результате работы; – эмоциональная реакция.

Основополагающим принципом для оценивания качества образования является дифференцированный подход к оценке достижений с учётом индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Важно помнить: КАЖДЫЙ РЕБЁНОК-УНИКАЛЕН! Нельзя сравнивать детей друг с другом. (СЛАЙД 6)

В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью оцениванию подлежат личностные и предметные результаты. (СЛАЙД 7)

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Оценивание личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребёнка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. При этом некоторые личностные результаты (например, нравственное развитие или гражданско-патриотическое самосознание) могут быть оценены только качественно.

Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями может осуществляться на основании метода экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов), в которую должны входить как педагогические работники (воспитатели, учителя, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог), так и медицинские работники (врач невролог, педиатр, психиатр и др.), которые хорошо знают ученика (ПМПК). Также учитывается и мнение родителей, поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной).

Организация (школа) разрабатывает программу оценки личностных результатов на основе требований, сформулированных в ФГОС.

Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:

  • сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит

отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению,

  • ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;
  • сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
  • сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
  • сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
  • знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Оценка личностных результатов осуществляется в ходе наблюдений в урочной и внеурочной деятельности, а также в ходе мониторинговых исследований, проводимых педагогом-психологом, социальным педагогом и др. специалистами.

Также для оценки личностных результатов учащихся используется оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио или результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник наблюдений).

В практике образовательной деятельности нашей школы применяются

следующие методики:

  • диагностика изучения уровней воспитанности учащихся (по М.И.Шиловой);
  • диагностика уровня интеллектуального развития и школьной мотивации для учащихся 1 класса (методика Кёрна- Ирасека);
  • опросник личностной тревожности Спилбергера-Ханина;
  • опросник школьной тревожности Филипса;
  • методика изучения личности ребёнка ДДЧ (Дом-дерево-человек) и др.

Лич­ностные результаты на ступени начально­го общего образования в

полном соответствии с требовани­ями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

Объектом оценки предметных результатов теперь являются не ЗУН, как было в традиционной системе обучения, а способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Главные подходы к контролю и оценке предметных результатов (слайд 8):

  • Критериальный подход- это совокупность критериев, по которым оцениваются планируемые (предметные) результаты, в соответствии со Стандартом начального общего образования. Эти критерии должны быть чётко сформулированы по каждому предмету и, что самое главное, они должны быть понятны учащимся.

Основными критериями оценки планируемых результатов являются:

  • правильность выполнения задания (свидетельствует о частоте допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления);
  • полнота и надёжность усвоения (предметные результаты могут оцениваться как полные, частично полные, неполные);
  • самостоятельность выполнения заданий (свидетельствует о степени самостоятельности при выполнении заданий: задание выполнено полностью самостоятельно, выполнено по словесной инструкции, выполнено с опорой на образец, задание не выполнено при оказании различных видов помощи).

Использование критериальной системы позволяет сделать контроль более

объективным; обеспечивает лучшее понимание смысла задания; отражает

реальный уровень знаний, помогает организовать работу над ошибками и их причинами, дает возможность формирования учебной самостоятельности

младших школьников.

Уровневый подход. Все планируемые предметные результаты обучающихся оцениваются на двух уровнях: достаточном и минимальном по каждому предмету.

Достижение обучающимися минимального уровня предметных результатов

соответствует оценке «удовлетворительно», а достижение достаточного уровня – оценке «хорошо» или «отлично». Все текущие проверочные работы или итоговые контрольные работы должны быть составлены в соответствии с этими двумя уровнями.

Суммативный подход. Каждое достижение учащегося оценивается. Стартовые и текущие проверочные работы, тестовые диагностические работы, контрольные работы оцениваются в баллах. Исходя из общего количества баллов, которые можно получить за работу, можно определить уровень предметных результатов. Чем больше верно выполненных заданий к общему объёму, тем выше показатель обученности обучающихся.

Личностно-ориентированный подход к оценке предметных результатов предполагает возможность отслеживания динамики продвижения каждого обучающегося. Младший школьник должен учиться на ситуации успеха, его результаты необходимо сравнивать прежде всего с его личными результатами, полученными ранее, и ни в коем случае не сравнивать учащихся друг с другом. Поэтому, оценивание в 1 классе безотметочное. Личностно-ориентированный подход предполагает обязательное включение учащихся в самооценку учебных действий и достижений с самого первого года обучения.

Остановлюсь более подробно на этом вопросе: «Как формировать правильную

самооценку своих достижений у первоклассников?».

Эта работа проходит в несколько этапов.

1 этап- учитель и ученик оценивают результаты деятельности в диалоге (внешняя оценка+ самооценка). На данном этапе первоклассники учатся самоанализу своей деятельности с помощью учителя.

В процессе диалога “Учитель – ученик” можно использовать следующие методические приемы формирования оценочной деятельности:( СЛАЙД 9 )

  1. В начале урока совместно с детьми выясняем, какие важные проблемы предстоит решить, чему будем учиться, т.е. учащиеся вместе с педагогом определяют не только тему урока, но и основную цель урока;
  2. При подведении итогов урока задаю следующие вопросы:
  • Как ты оцениваешь свою работу на уроке? Что получилось/не получилось?
  • Какое задание на уроке показалось наиболее трудным?
  • Я думаю, это потому, что…
  • Какое задание на уроке вызвало у тебя наибольший интерес?
  • Насколько успешно мы выполнили намеченный план?
  • Какие возникли проблемы?
  • Если бы ты еще раз выполнял эту работу, то что бы ты сделал по-другому?
  • Сможешь ли ты выполнить домашнее задание самостоятельно, или тебе нужна помощь?

2 этап- самостоятельное оценивание обучающимися результатов своей деятельности.

На данном этапе можно использовать следующие приёмы оценочной деятельности: (слайды 10-12)

-«Лесенка успеха» - ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу

может выполнить самостоятельно.

-«Светофор» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – нужна помощь., жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – я умею сам.

- «Смайлики»- оценивание результатов работы на уроке с помощью смайликов:

смайлик улыбается- ученик доволен своей работой на уроке, смайлик без улыбки- ученик не полностью доволен своей работой, смайлик грустит- ученик не доволен работой на уроке.

При оценивании устных заданий я часто использую словесное оценивание:

если ученик ответил очень хорошо, то его можно похвалить - «Умница!»,

«Молодец!», «Отлично!», если есть маленькие недочёты – «Хорошо», «Ты

можешь лучше!» и т.д.

Уровень достижения конкретных предметных результатов можно отследить с помощью «Листов учебных достижений».

Они позволяют педагогу отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных результатов. При создании данных листов учитываются программа и требования к обязательному минимуму содержания образования. Заполняются такие листы после проведения самостоятельных и контрольных работ. Эту методику мы взяли на вооружение и со следующего учебного года будем использовать в своей работе.

Также мы собираем «Портфолио достижений учащегося», которое содержит личностные, метапредметные и предметные достижения каждого ученика.

При оценивании работы ребенка особое значение придается:

( СЛАЙД 13)

  • Упорству, старанию, труду;
  • Достигнутому успеху;
  • Личной позиции ученика;
  • Возможностям ребенка достичь большего результата.

Следует поощрять в ребенке:

  • Готовность отстаивать свою точку зрения;
  • Творческий подход; пытливость, любознательность;
  • Самоконтроль, способность оценить свою работу;
  • Стремление находить и исправлять свои ошибки.

Таким образом, новая система контрольно-оценочной деятельности не может

ограничиваться утилитарной целью — проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развивать у обучающихся умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

Мы, учителя начальных классов, второй год реализуем новую систему контрольно- оценочной деятельности на практике. Что-то у нас получается, что-то нет. Но мы не стоим на месте, мы постоянно находимся в поиске и стремимся к лучшим результатам в работе. Я думаю, что над этой темой наше МО продолжит работу в следующем учебном году.

В заключение своего выступления, хочу отметить, что очень важно

формировать у обучающихся с интеллектуальными нарушениями умение оценивать результаты своей учебной деятельности с первых лет обучения. В будущем это поможет им осознанно подойти к выбору профессии, а овладев профессией и начав трудовую деятельность, они смогут объективно оценивать результаты своего труда.

27.10.2018 14:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!