СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Инновационный подход к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС»
Методическое объединение учителей начальных классов второй год вплотную занимается не только изучением теоретических вопросов, связанных с ФГОС, но и стараемся осваивать и внедрять в практику современные образовательные технологии, которые соответствуют новым образовательным стандартам. На МО мы рассмотрели такие важные темы, как совершенствование качества современного урока, повышение его эффективности в условиях реализации ФГОС ОВЗ.
Введение федерального государственного стандарта начального общего образования (НОО) требует не только переосмысления педагогической деятельности вообще, но и оценочной практики в частности, так как система оценивания занимает особое место в новых ФГОСТ ОВЗ. Поэтому выбранная тема выступления является очень актуальной для нашего МО.
В прошлом учебном году мы перешли на новые стандарты образования, в соответствии с которыми обучение в подготовительном и первом классах, а также в первом полугодии второго класса строится на безотметочной основе.
Естественно, учителя столкнулись с проблемой: «А как теперь оценивать учеников?».
Перед школой, и педагогами в том числе, возникла необходимость разработки новой системы оценивания достижения обучающимися с интеллектуальными нарушениями планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП).
Так, входя в состав базовых учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать.(СЛАЙД 2)
Новая система оценивания достижения планируемых результатов освоения АООП призвана решать следующие задачи (СЛАЙД 3):
-закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать содержание оценки, критерии оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
-ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий;
-обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов;
-предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности образовательной организации;
-обеспечивать оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненных компетенций.
Что такое оценивание?( СЛАЙД 4)
Оценивание – очень объемное понятие: оно включает в себя и процесс, и результат работы. Существует несколько трактовок этого понятия, а также его необходимо рассматривать с позиции педагога и с позиции ученика.
Рассмотрим это понятие с позиции педагога:
Оценивание – это определение позитивных и негативных моментов деятельности.
Оценивание – это контроль качества образования.
Оценивание – это инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности.
Оценивание – это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого учитель определяет уровень подготовленности ученика.
Рассмотрим это понятие с позиции ученика:
Оценивание – это взгляд обучающегося на свои действия и поступки, результаты своей деятельности.
Оценивание может осуществляться по-разному: (СЛАЙД 5)
В виде количественного показателя (чаще всего связанного с объемом усвоенной информации): – отметка;
– результаты теста в баллах.
В виде качественного показателя:
–словесные высказывания о процессе и результате работы; – эмоциональная реакция.
Основополагающим принципом для оценивания качества образования является дифференцированный подход к оценке достижений с учётом индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Важно помнить: КАЖДЫЙ РЕБЁНОК-УНИКАЛЕН! Нельзя сравнивать детей друг с другом. (СЛАЙД 6)
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью оцениванию подлежат личностные и предметные результаты. (СЛАЙД 7)
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Оценивание личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребёнка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. При этом некоторые личностные результаты (например, нравственное развитие или гражданско-патриотическое самосознание) могут быть оценены только качественно.
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями может осуществляться на основании метода экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов), в которую должны входить как педагогические работники (воспитатели, учителя, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог), так и медицинские работники (врач невролог, педиатр, психиатр и др.), которые хорошо знают ученика (ПМПК). Также учитывается и мнение родителей, поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной).
Организация (школа) разрабатывает программу оценки личностных результатов на основе требований, сформулированных в ФГОС.
Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:
отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению,
Оценка личностных результатов осуществляется в ходе наблюдений в урочной и внеурочной деятельности, а также в ходе мониторинговых исследований, проводимых педагогом-психологом, социальным педагогом и др. специалистами.
Также для оценки личностных результатов учащихся используется оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио или результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник наблюдений).
В практике образовательной деятельности нашей школы применяются
следующие методики:
Личностные результаты на ступени начального общего образования в
полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Объектом оценки предметных результатов теперь являются не ЗУН, как было в традиционной системе обучения, а способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Главные подходы к контролю и оценке предметных результатов (слайд 8):
Основными критериями оценки планируемых результатов являются:
Использование критериальной системы позволяет сделать контроль более
объективным; обеспечивает лучшее понимание смысла задания; отражает
реальный уровень знаний, помогает организовать работу над ошибками и их причинами, дает возможность формирования учебной самостоятельности
младших школьников.
Уровневый подход. Все планируемые предметные результаты обучающихся оцениваются на двух уровнях: достаточном и минимальном по каждому предмету.
Достижение обучающимися минимального уровня предметных результатов
соответствует оценке «удовлетворительно», а достижение достаточного уровня – оценке «хорошо» или «отлично». Все текущие проверочные работы или итоговые контрольные работы должны быть составлены в соответствии с этими двумя уровнями.
Суммативный подход. Каждое достижение учащегося оценивается. Стартовые и текущие проверочные работы, тестовые диагностические работы, контрольные работы оцениваются в баллах. Исходя из общего количества баллов, которые можно получить за работу, можно определить уровень предметных результатов. Чем больше верно выполненных заданий к общему объёму, тем выше показатель обученности обучающихся.
Личностно-ориентированный подход к оценке предметных результатов предполагает возможность отслеживания динамики продвижения каждого обучающегося. Младший школьник должен учиться на ситуации успеха, его результаты необходимо сравнивать прежде всего с его личными результатами, полученными ранее, и ни в коем случае не сравнивать учащихся друг с другом. Поэтому, оценивание в 1 классе безотметочное. Личностно-ориентированный подход предполагает обязательное включение учащихся в самооценку учебных действий и достижений с самого первого года обучения.
Остановлюсь более подробно на этом вопросе: «Как формировать правильную
самооценку своих достижений у первоклассников?».
Эта работа проходит в несколько этапов.
1 этап- учитель и ученик оценивают результаты деятельности в диалоге (внешняя оценка+ самооценка). На данном этапе первоклассники учатся самоанализу своей деятельности с помощью учителя.
В процессе диалога “Учитель – ученик” можно использовать следующие методические приемы формирования оценочной деятельности:( СЛАЙД 9 )
2 этап- самостоятельное оценивание обучающимися результатов своей деятельности.
На данном этапе можно использовать следующие приёмы оценочной деятельности: (слайды 10-12)
-«Лесенка успеха» - ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу
может выполнить самостоятельно.
-«Светофор» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – нужна помощь., жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – я умею сам.
- «Смайлики»- оценивание результатов работы на уроке с помощью смайликов:
смайлик улыбается- ученик доволен своей работой на уроке, смайлик без улыбки- ученик не полностью доволен своей работой, смайлик грустит- ученик не доволен работой на уроке.
При оценивании устных заданий я часто использую словесное оценивание:
если ученик ответил очень хорошо, то его можно похвалить - «Умница!»,
«Молодец!», «Отлично!», если есть маленькие недочёты – «Хорошо», «Ты
можешь лучше!» и т.д.
Уровень достижения конкретных предметных результатов можно отследить с помощью «Листов учебных достижений».
Они позволяют педагогу отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных результатов. При создании данных листов учитываются программа и требования к обязательному минимуму содержания образования. Заполняются такие листы после проведения самостоятельных и контрольных работ. Эту методику мы взяли на вооружение и со следующего учебного года будем использовать в своей работе.
Также мы собираем «Портфолио достижений учащегося», которое содержит личностные, метапредметные и предметные достижения каждого ученика.
При оценивании работы ребенка особое значение придается:
( СЛАЙД 13)
Следует поощрять в ребенке:
Таким образом, новая система контрольно-оценочной деятельности не может
ограничиваться утилитарной целью — проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развивать у обучающихся умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
Мы, учителя начальных классов, второй год реализуем новую систему контрольно- оценочной деятельности на практике. Что-то у нас получается, что-то нет. Но мы не стоим на месте, мы постоянно находимся в поиске и стремимся к лучшим результатам в работе. Я думаю, что над этой темой наше МО продолжит работу в следующем учебном году.
В заключение своего выступления, хочу отметить, что очень важно
формировать у обучающихся с интеллектуальными нарушениями умение оценивать результаты своей учебной деятельности с первых лет обучения. В будущем это поможет им осознанно подойти к выбору профессии, а овладев профессией и начав трудовую деятельность, они смогут объективно оценивать результаты своего труда.
© 2018, Стасюкевич Ирина Александровна 827