СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Крестьяне до революции на картинах Зинаиды Серебряковой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Богемный мир тесен, и все художники были друг с другом знакомы, если не на прямую, так через одного. И Зинаида Серебрякова была рождена в самой гуще этой художественной среды.

З.Серебрякова, «Купальщица» (сестра Екатерина), 1911 г. Как можно писать такие портреты в 27 лет без художественного образования?!

По матери это были Бенуа, плодовитые на архитекторов и художников. А по отцу — Лансере, скульпторы и художники. Эти семьи были очень культурными даже для Петербурга: сплошь профессора, академики, почётные члены. Поэтому Зинаида с пелёнок была окружена искусством, видела, как работают дядя и отец, училась у них графике и живописи. И только поэтому, не получив художественного образования, стала замечательным художником. Среда, окружавшая её, была лучшей школой.

.

Николай Бенуа (дед З.Серебряковой, придворный архитектор), здание конюшен в Петергофе

Евгений Лансере (отец З.Серебряковой, скульптор), «Черкес и женщина на лошади»

.

Екатерина Лансере (мать Серебряковой, художник), «Сушка белья», 1894 г.

.

Леонтий Бенуа (дядя З.Серебряковой, архитектор), слева - «Проект фасада Никольского собора», 1886 г., справа - Церковь святой равноапостольной Марии Магдалины в Дармштадте.

.

Александр Бенуа (дядя З.Серебряковой, художник, историк искусства), «Бассейн Большого фонтана», 1896 г.

Но что удивительно: косить овёс или чинить лодочную пристань в своём имении в Нескучном — это тоже об этой семье. Они любили крестьян и работу на земле. В самый расцвет своего творчества Зинаида писала именно их.

.

Зинаида Серебрякова, «Жатва», 1916 г.

Например, вот это ↑ полотно «Жатва». Зинаида путешествовала по Италии, но началась 1ая мировая, и семья вернулась в Нескучное, где и написала эту картину. По причине войны на картине нет мужчин: многие ушли на фронт, оставшиеся работали за троих и не могли позировать. Что здесь? Обычный повседневный труд, но какое достоинство, какая стать, этот спокойный, открытый взгляд! Смотрите, как девушка держит нож (а размер буханки-то!), как повязана жнивьё вокруг пояса (зачем?), как поднят подол в пояс (а поднизОм белая юбка), как много красного цвета в одежде, в ушах женщин – серьги, а барабан в руках девушки — это квасник.

.

З.Серебрякова, «Беление холста», 1917 г.

Я раньше думала, что крестьянская серия Серебряковой — заказ советского правительства. Вот, мол, изобразите нам сильных, свободных и счастливых крестьян СССР, чтобы все сразу поняли, как им тут хорошо живётся. А полезла смотреть и обнаружила: все картины на эту тему написаны ДО революции.

.

З.Серебрякова, «Спящая крестьянка», 1917 г.

У нас с вами есть некий образ замордованных бедных крестьян, которых эксплуатировала царская власть, обдирая до нитки. Нищета, голод, непосильная работа. «При царе – плохо, при советах – прекрасно» — эту идею толкали как могли. А между тем у Серебряковой крестьяне счастливы, работают, радуются, у них сильное и здоровое тело. И красные рубахи носили задолго до страны советов

Категория: Искусство
13.06.2018 23:12


Рекомендуем курсы ПК и ПП