СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Сущностные характеристики опыта
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)
«Использование ИКТ на уроках родного языка и литературы, активизация познавательной деятельности учащихся и развитие их творческих способностей»
Цель педагогического опыта – повышение эффективности использования ИКТ в учебной деятельности
2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)
Главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества». Цель современного образования: «поддержать, развить человека в человеке и заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни, для диалогичного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией»
Модернизацию образования невозможно представить без применения ИКТ на уроках, в том числе и на уроках родного языка и литературы. Реализация в России государственных программ "Единая информационная образовательная среда", "Компьютеризация сельских и городских школ" и др., активизировало интерес к применению всеми участниками педагогического процесса - учащимися, учителями – ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Это является средством повышения заинтересованности в обучении, способное во многом повлиять на качество образования.
Источник изменений – противоречие между глобальными изменениями в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества и недостаточной разработанностью содержательных, методических, технологических аспектов образования, требующих пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Происходящие в современной общественной жизни изменения требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем.
3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)
Сущность ИПО заключается в том, что изучение родного языка и литературы возможно лишь при использовании активных форм и методов обучения. Одним из способов активизации познавательной деятельности учащихся является организация и проведение различных видов работ с использованием информационно – коммуникативных технологий, которые позволяют с большей эффективностью развивать и формировать у учащихся элементарные знания, умения и навыки, а также базовые и ключевые компетенции.
Среди вариантов использования ИКТ в активизации познавательной деятельности учащихся можно выделить:
Преимущества использования ИКТ на уроках родного языка и литературы
Применение ИКТ на уроках родного языка и литературы дает возможность учителю сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания учащихся в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности – познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию интеллекта, информационной культуры учащихся.
4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)
Основная педагогическая идея опыта состоит в том, что введение в образовательный процесс новых информационно-коммуникационных технологий и проектной деятельности свяжет его с совершенствованием содержания, методов, организационных форм обучения, ориентируя всю школьную программу на решение общезначимых педагогических проблем.
Применение информационных технологий в обучении базируется на данных физиологии человека: в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик активно участвует в процессе.
Преимущества:
для ученика: Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом.
для учителя:
Внедрение ИКТ на уроках родного языка и литературы позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Работа с мультимедийными программами развивает конструктивное, творческое мышление, коммуникативные способности у учащихся. Способствует формированию умений и навыков исследовательской деятельности, осмысленного владения информацией и ее последующей обработкой. Практика показала что, использование мультимедийных технологий повышает качество и эффективность обучения, развивает учебную деятельность. Вместе с тем, это эффективный стимул обучения школьников.
Для меня компьютер на уроке - это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактические материалы, сопровождающие урок, разработать задания и тесты для учащихся. ИКТ делают возможным удовлетворить множество познавательных потребностей учащихся.
Обучение с использованием возможностей интерактивной доски отличается от привычных методов преподавания, но в то же время основы успешного проведения любого урока всегда едины. Интерактивная доска может быть использована как на протяжении всего урока, соблюдая сюжет урока, так и на его части. Структура урока с использованием доски может быть различна. Так же по-разному учитель может классифицировать материал, используя различные возможности доски: работать с текстом, с медиаобъектами, перемещать объекты, вносить изменения – все эти манипуляции будут привлекать внимание учащихся.
Пример объяснения новой темы с помощью кроссворда.
5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)
В школе создана достаточная материальная база для применения ИКТ на уроке: имеется компьютерный класс с мультимедийным оборудованием и выходом в сеть Интерне. Наличие программно-методических ресурсов: Интернет ресурсы, задания и тесты, кроссворды, презентации созданные посредством программ Microsoft Power Point, Microsoft Word, Microsoft Excel.
Пополнение собственных знаний и навыков в области ИКТ, самообразование и саморазвитие помогает развивать мои профессиональные качества и совершенствовать мастерство.
Методика преподавания основывается на активных методах обучения: проблемных, исследовательских, поисковых, практических ориентированных на реальные практические результаты и способствующих активизации познавательной и творческой деятельности.
На уроках мною используются различные возможности работы на компьютерах:
Презентация играет важную роль в изучении материала. Задача учителя - выбрать наиболее эффективный способ презентации в соответствии со ступенью обучения, уровнем знаний учеников. Многообразие различных приемов и первичного закрепления позволяет выбрать прием, соответствующий целям и задачам данного урока, возможностям учителя и варьировать их от урока к уроку.
Пример использования интерактивной доски при ознакомлении с разделом: Морфология. Учащиеся работают на интерактивной доске. Ученики определяют к какой части речи относится каждое данное слово.
v
6.Результат изменений
Главный результат – повышение мотивации обучающихся к обучению; хорошее понимание материала и умение применять его к учебным заданиям; совершенствование индивидуальных способностей; развитие познавательной активности; развитие абстрактного мышления; формируются практические умения учащихся по самостоятельной работе с различными источниками.
В процессе работы с применением компьютерных технологий был проведен мониторинг. Цель которого была – выявление эффективности использования информационных технологий на уроках родного языка. На основании цели были выдвинуты следующие задачи:
Для решения поставленных задач применялись:
педагогическое наблюдение, анализ занятий, анкетирование, a так же опрос учащихся, происходивший в форме беседы.
С применением компьютеров на уроках произошли видимые изменения:
учащиеся стремились прийти на урок, не хотели уходить, активно интересовались, будут ли еще проводиться занятия подобного рода. Произошло смещение акцентов с мотива получения отметки на мотив получения знаний и на мотив общения. Сравнение данных по показателям констатирующего и итогового экспериментов можно представить в виде диаграммы:
Из нее видно, что
заинтересованность в получении знаний выросла на 44%,
в общении - на 24%,
интерес к отметке уменьшился на 20%;
Это означает, что внешние мотивы перестают играть ведущую роль в изучении родного языка, а более весомыми становятся мотивы внутренние.
Результаты опыта позволили сделать следующие выводы:
© 2021, Гаджиева Насибат Зайпуллаевна 318