СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал из опыта работы учителя родного языка и литературы Гаджиевой Н.З. На тему: «Использование ИКТ на уроках родного языка и литературы, активизация познавательной деятельности учащихся и развитие их творческих способностей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сущностные характеристики опыта

1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

«Использование ИКТ на уроках родного языка и литературы, активизация познавательной деятельности учащихся и развитие их творческих способностей»

Цель педагогического опыта – повышение эффективности использования ИКТ в учебной деятельности

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества». Цель современного образования: «поддержать, развить человека в человеке и заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни, для диалогичного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией»

Модернизацию образования невозможно представить без применения ИКТ на уроках, в том числе и на уроках родного языка и литературы. Реализация в России государственных программ "Единая информационная образовательная среда", "Компьютеризация сельских и городских школ" и др., активизировало интерес к применению всеми участниками педагогического процесса - учащимися, учителями – ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Это является средством повышения заинтересованности в обучении, способное во многом повлиять на качество образования.

Источник изменений – противоречие между глобальными изменениями в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества и недостаточной разработанностью содержательных, методических, технологических аспектов образования, требующих пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Происходящие в современной общественной жизни изменения требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем.

3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Сущность ИПО заключается в том, что изучение родного языка и литературы возможно лишь при использовании активных форм и методов обучения. Одним из способов активизации познавательной деятельности учащихся является организация и проведение различных видов работ с использованием информационно – коммуникативных технологий, которые позволяют с большей эффективностью развивать и формировать у учащихся элементарные знания, умения и навыки, а также базовые и ключевые компетенции.

Среди вариантов использования ИКТ в активизации познавательной деятельности учащихся можно выделить:

  • применение ИКТ в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности;
  • использование презентационных и мультимедийных технологий;
  • обращение к ресурсам Интернета, использование компьютерных технологий для подготовки печатных материалов к уроку и внеурочной деятельности;

Преимущества использования ИКТ на уроках родного языка и литературы

  • Использование ИКТ позволит активизировать индивидуальные, личностные мотивы в процессе усвоения учебной информации.
  • Формирование навыков и умений информационно – поисковой деятельности.
  • Создание условий для эффективной реализации современных методов обучения.
  • Возможность проведения тестирования прямо в процессе урока.
  • Объективность оценивания знаний и умений.

Применение ИКТ на уроках родного языка и литературы дает возможность учителю сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания учащихся в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности – познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию интеллекта, информационной культуры учащихся.

4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Основная педагогическая идея опыта состоит в том, что введение в образовательный процесс новых информационно-коммуникационных технологий и проектной деятельности свяжет его с совершенствованием содержания, методов, организационных форм обучения, ориентируя всю школьную программу на решение общезначимых педагогических проблем.

Применение информационных технологий в обучении базируется на данных физиологии человека: в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик активно участвует в процессе.

Преимущества:

для ученика: Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом.

для учителя:

Внедрение ИКТ на уроках родного языка и литературы позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Работа с мультимедийными программами развивает кон­структивное, творческое мышление, коммуника­тивные способности у учащихся. Способствует формированию умений и навыков исследо­вательской деятельности, осмысленного владения информацией и ее после­дующей обработкой. Практика показала что, использование мультимедийных технологий повышает качество и эффективность обучения, развивает учебную деятельность. Вместе с тем, это эффективный стимул обучения школьников.

Для меня компьютер на уроке - это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактические материалы, сопровождающие урок, разработать задания и тесты для учащихся. ИКТ делают возможным удовлетворить множество познавательных потребностей учащихся.

Обучение с использованием возможностей интерактивной доски отличается от привычных методов преподавания, но в то же время основы успешного проведения любого урока всегда едины. Интерактивная доска может быть использована как на протяжении всего урока, соблюдая сюжет урока, так и на его части. Структура урока с использованием доски может быть различна. Так же по-разному учитель может классифицировать материал, используя различные возможности доски: работать с текстом, с медиаобъектами, перемещать объекты, вносить изменения – все эти манипуляции будут привлекать внимание учащихся.

Пример объяснения новой темы с помощью кроссворда.

5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

В школе создана достаточная материальная база для применения ИКТ на уроке: имеется компьютерный класс с мультимедийным оборудованием и выходом в сеть Интерне. Наличие программно-методических ресурсов: Интернет ресурсы, задания и тесты, кроссворды, презентации созданные посредством программ Microsoft Power Point, Microsoft Word, Microsoft Excel.

Пополнение собственных знаний и навыков в области ИКТ, самообразование и саморазвитие помогает развивать мои профессиональные качества и совершенствовать мастерство.

Методика преподавания основывается на активных методах обучения: проблемных, исследовательских, поисковых, практических ориентированных на реальные практические результаты и способствующих активизации познавательной и творческой деятельности.

На уроках мною используются различные возможности работы на компьютерах:

  • Учебные презентации
  • Самопрезентации
  • Видео – уроки
  • Работа с тестами

Презентация играет важную роль в изучении материала. Задача учителя - выбрать наиболее эффективный способ презентации в соответствии со ступенью обучения, уровнем знаний учеников. Многообразие различных приемов и первичного закрепления позволяет выбрать прием, соответствующий целям и задачам данного урока, возможностям учителя и варьировать их от урока к уроку.

Пример использования интерактивной доски при ознакомлении с разделом: Морфология. Учащиеся работают на интерактивной доске. Ученики определяют к какой части речи относится каждое данное слово.

v

6.Результат изменений

Главный результат – повышение мотивации обучающихся к обучению; хорошее понимание материала и умение применять его к учебным заданиям; совершенствование индивидуальных способностей; развитие познавательной активности; развитие абстрактного мышления; формируются практические умения учащихся по самостоятельной работе с различными источниками.

В процессе работы с применением компьютерных технологий был проведен мониторинг. Цель которого была – выявление эффективности ис­пользования информа­ционных технологий на уроках родного языка. На основании цели были выдвинуты следующие задачи:

  1. охарактеризовать изменения в мотивах изучения родного языка;
  2. выявить особенности воздействия информационных технологий на ос­нове сравне­ния с применением традиционных методик преподавания

Для решения поставленных задач применялись:

педагогическое наблюдение, анализ заня­тий, анкетирование, a так же опрос учащихся, про­исходивший в форме беседы.

С применением компьютеров на уроках произошли види­мые измене­ния:

учащиеся стремились прийти на урок, не хотели уходить, активно интересовались, будут ли еще проводиться занятия подобного рода. Произошло смещение акцентов с мотива получения отметки на мотив получения зна­ний и на мотив общения. Сравнение данных по показателям констатирующего и итого­вого экспериментов можно представить в виде диа­граммы:

Из нее видно, что

заинтересованность в получении знаний выросла на 44%,

в обще­нии - на 24%,

интерес к отметке уменьшился на 20%;

Это означает, что внеш­ние мотивы перестают играть веду­щую роль в изучении родного языка, а более весо­мыми становятся мотивы внутренние.

Результаты опыта позволили сделать следующие вы­воды:

  1. Ощутимо возрос уровень проявления интереса к содержанию про­цесса обуче­ния, а интерес к отметкам снизился.
  2. Возросла активность школьников на уроке.
  3. У учащихся появилось чувство удовлетворения от проделанной ра­боты.
  4. Новые информационные технологии формируют, и развивают мотива­цию учени­ков.
15.06.2021 19:11


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!