СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Весь мир - театр,
в нем женщины, мужчины –
все актеры… и каждый
не одну играет роль»
В. Шекспир
О самостоятельной деятельности учащихся много говорят и пишут. Самостоятельность… А как научить самостоятельности учащихся? Путей в педагогическом арсенале много. Рождены они и проверены опытом, учительским чутьем, творчеством. При всем их многообразии путь усвоения содержания учебного материала, изложенного в учебнике, основополагающий. Самостоятельное добывание знаний, усвоение учебного материала не только развивает познавательную сферу обучаемых, но и формирует у них навыки учебного труда, такие личностные свойства, как организованность, самостоятельность, усидчивость, трудолюбие, деловитость, требовательность к себе и другим, дисциплинированность.
Отправной точкой служит постулат, что ребенок должен по своей натуре является творцом и что наиболее полезные умения, которыми он должен обладать, - это умение решать проблемы и самостоятельно добывать знания. Согласно такому подходу, дети приобретают навыки решения проблем потому, что они этого хотят, а не потому, что кто-то решил, что им необходимо.
Древняя поговорка |
Усвоение информации |
Услышал – забыл. Увидел – запомнил. Сделал – понял. |
10% того, что слышит; 50% того, что видит; 90% того, что делает сам. |
Иллюстрация [лат. illustratio- прояснять] ~ изображение (рисунок, фотография и др.), поясняющее или дополняющее какой-то текст.
'Иллюстрации, выполненные, художником в книге существуют как часть изобразительного искусства; они зримое толкование литературного произведения, своеобразный аккомпанемент ему. Художник-иллюстратор имеет право на свою интерпретацию текста, свое видение сюжета, литературных героев, Если он воплощает зрительный образ произведения с любовью» уважением к писателю, его творению, с чувством меры, эстетической чуткостью, помня о бережном отношении к первоисточнику, то иллюстрации правомерны, нужны читателю,- органичны настолько» что срастаются с книгой. Такое изображение помогает восприятию литературного текста» дополняет его, раскрывает его глубинный смысл.
Учитель, увлекшись миром вымысла и фантазии, творением другой реальности, которую осуществляют писатели, может прийти к сотворчеству. Его итогом станет, например, создание театральной иллюстраций. Такая иллюстрация - это не просто умело подобранный отрывок из произведения, артистично исполненный, а сконструированный или написанный учителем текст, который органично. войдет в канву интерактивного урока. Это создаст ситуацию общения, позволит включить в подготовку к уроку ребят, которые выразительно прочтут или сыграют текст.
Театральная иллюстрация так же, как и художественная, имеет право на концепцию автора, на свое видение сюжета, героев. Ее создание требует любви к писателю, его произведению, глубокого понимания текста, деликатного отношения к нему.
Главная заповедь здесь: не навреди! Если художник, создавая иллюстрацию, пользуется средствами изобразительного искусства, то учитель, создавая театральную иллюстрацию, будет опираться на средства художественного языка и законы театрального искусства.
Например, вместо обычного рассказа учителя (или пересказа учебника учениками) об истории создания И.С.Тургеневым образа Базарова, особенностях его нигилистических взглядов, спорах с «отцами», чувствах к Анне Сергеевне можно дать слово самим литературным героям. Надо создать урок с использованием метода театральной иллюстрации.
Обязательное условие успеха такого урока - совместная деятельность учителя и учеников: учитель становится автором сценария, театральных иллюстраций, ученики - актерами. На первый план выходит самостоятельная работа ребят. Трудный материал урока на фоне ярких переживаний «автора, актеров и зрителей» воспринимается легче, хорошо усваивается, надолго запоминается.
© 2021, Галактионова Светлана Анатольевна 179