СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод театральной иллюстрации в изучении литературного произведения

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Весь мир - театр,

в нем женщины, мужчины –

все актеры… и каждый

не одну играет роль»

В. Шекспир

О самостоятельной деятельности учащихся много говорят и пишут. Самостоятельность… А как научить самостоятельности учащихся? Путей в педагогическом арсенале много. Рождены они и проверены опытом, учительским чутьем, творчеством. При всем их многообразии путь усвоения содержания учебного материала, изложенного в учебнике, основополагающий. Самостоятельное добывание знаний, усвоение учебного материала не только развивает познавательную сферу обучаемых, но и формирует у них навыки учебного труда, такие личностные свойства, как организованность, самостоятельность, усидчивость, трудолюбие, деловитость, требовательность к себе и другим, дисциплинированность.

Отправной точкой служит постулат, что ребенок должен по своей натуре является творцом и что наиболее полезные умения, которыми он должен обладать, - это умение решать проблемы и самостоятельно добывать знания. Согласно такому подходу, дети приобретают навыки решения проблем потому, что они этого хотят, а не потому, что кто-то решил, что им необходимо.

Древняя поговорка

Усвоение информации

Услышал – забыл.

Увидел – запомнил.

Сделал – понял.

10% того, что слышит;

50% того, что видит;

90% того, что делает сам.

Иллюстрация [лат. illustratio- прояснять] ~ изображение (рисунок, фотография и др.), поясняющее или дополняющее ка­кой-то текст.

'Иллюстрации, выполненные, художником в книге существуют как часть изобразительного искусства; они зримое толко­вание литературного произведения, своеобразный аккомпане­мент ему. Художник-иллюстратор имеет право на свою интер­претацию текста, свое видение сюжета, литературных героев, Если он воплощает зрительный образ произведения с любовью» уважением к писателю, его творению, с чувством меры, эстети­ческой чуткостью, помня о бережном отношении к первоисточ­нику, то иллюстрации правомерны, нужны читателю,- органичны настолько» что срастаются с книгой. Такое изображение помога­ет восприятию литературного текста» дополняет его, раскрывает его глубинный смысл.

Учитель, увлекшись миром вымысла и фантазии, творением другой реальности, которую осуществляют писатели, может прийти к сотворчеству. Его итогом станет, например, создание театральной иллюстраций. Такая иллюстрация - это не просто умело подобранный отрывок из произведения, артистично испол­ненный, а сконструированный или написанный учителем текст, который органично. войдет в канву интерактивного урока. Это создаст ситуацию общения, позволит включить в подготовку к уро­ку ребят, которые выразительно прочтут или сыграют текст.

Театральная иллюстрация так же, как и художественная, имеет право на концепцию автора, на свое видение сюжета, ге­роев. Ее создание требует любви к писателю, его произведению, глубокого понимания текста, деликатного отношения к нему.

Главная заповедь здесь: не навреди! Если художник, создавая иллюстрацию, пользуется средствами изобразительного искус­ства, то учитель, создавая театральную иллюстрацию, будет опираться на средства художественного языка и законы теат­рального искусства.

Например, вместо обычного рассказа учителя (или пересказа учебника учениками) об истории создания И.С.Тургеневым образа Базарова, особенностях его нигилистических взглядов, спорах с «отцами», чувствах к Анне Сергеевне можно дать сло­во самим литературным героям. Надо создать урок с использо­ванием метода театральной иллюстрации.

Обязательное условие успеха такого урока - совместная дея­тельность учителя и учеников: учитель становится автором сце­нария, театральных иллюстраций, ученики - актерами. На пер­вый план выходит самостоятельная работа ребят. Трудный ма­териал урока на фоне ярких переживаний «автора, актеров и зрителей» воспринимается легче, хорошо усваивается, надолго запоминается.

Категория: Литература
06.12.2021 23:53


Рекомендуем курсы ПК и ПП