МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГБОУ СПО ЛНР «ЛУГАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРЕДПРИНЕМАТЕЛЬСТВА»
Методическая разработка
заседания бинарного
физико-математического кружка «Эрудит»
на тему:
«Физико – математическая викторина»
Разработали преподаватели:
математики высшей категории
Панчик Г. Н.,
физики первой категории
Забияка Е. А.
Луганск, 2015
Цели:
- проверка умений применять теоретические знания при решении нестандартных задач;
- развитие логического мышления;
- расширение общего кругозора учащегося в процессе живого рассмотрения различных практических задач и вопросов, решаемых с помощью одной арифметики или первоначальных понятий об элементарной геометрии и физики;
- изучения интересных фактов из истории физики и математики.
Методы: решение логических задач
Форма проведения: командная игра
Средства обучения: карточки - заданий
Условия проведения викторины
Во время проведения обучающиеся делятся на две команды, выбирают капитана, придумывают название своей команды. Ведущий зачитывает задачи, чередуя физику и математику. Затем дается 1 минута на обдумывание и принятие решения, капитан команды, готовой дать ответ, поднимает руку. Команда, ответившая правильно, получает 5 баллов. Если команда ответила неправильно, то право ответа переходит соперникам.
Вопросы по математике
- Переведите на древнегреческий язык слова «натянутая тетива». (Гипотенуза)
- На озере росли лилии. Каждый день их число удваивалось. На двадцатый день заросла половина озера. На какой день зарастет все озеро? (На 19 – й день)
- Чему равен 1 фунт? (453,59 грамм.)
- В каком европейском городе есть улицы Пифагора, Арехмида, Ньютона, Коперника? (Амстердам)
- Мог ли Омар Хайям быть учеником Евклида? (Нет)
- Квадрат, какого числа равен -1? (число i)
- Что такое нормаль? (Это прямая, ортогональная (перпендикулярная) касательном пространству (касательной прямой к кривой, касательной плоскости к поверхности и т.д.)
- На сколько процентов увеличивается площадь квадрата, если его периметр увеличить на 10%? (на 21%)
- В записи 88888888 поставьте знаки сложения так, чтобы в сумме получилась 1000 (8+8+8+88+888)
- По столбу высотой 10 м. взбирается улитка. Днём она поднимается на 5 м, а ночью опускается на 4 м. Через, сколько дней улитка достигнет вершины? (через 10 дней)
- В области 10 городов. Каждые два соединены шоссейными дорогами. Сколько дорог в области? (10 дорог)
- Вычислите сумму цифр всех чисел от 1 до 100. (сумма 5050)
- Кто и когда впервые применил обозначение π для отношения длины окружности к его диаметру? (Обозначение буквой π ввел Леонард Эйлер в 1737 году)
- Чему равны углы ромба, если одна из его диагоналей равна его стороне? (угол в 30 градусов)
- В каком треугольнике высоты пересекаются в одной из его вершин? (Прямоугольный)
- Сколько натуральных чисел от 1 до 100 не делятся на 2, 3, 4, 5? (25 натуральных чисел (от 1 до 100) не делятся)
- Кем были предложены знаки умножения и деления « * », « : »? (Немецкий математик Йоханн Ран)
- Чьи слова «Величие человека – в его способности мыслить»? (Блез Паскаль)
- Как рассадить 45 кроликов в 9 клеток так, чтобы во всех клетках было их разное количество? (в одну клетку 1 в другу 2 и так до 8 клеток, в девятую оставшееся кол-во кроликов!)
- Горшок имеет высоту 2 пяди. Найти в сантиметрах рост того, кто «от горшка два вершка». (8,89 сантиметра.)
Вопросы по физике:
- Путь или перемещение мы оплачиваем в такси? (Путь)
- Может ли человек, находясь на движущемся эскалаторе метро, быть в покое в системе отсчета, связанной с землей? (Может. В том случае, если во время движения эскалатора, человек будет по эскалатору подниматься в противоположном направлении)
- В какой известной с детства сказке говориться о сложении сил, действующих вдоль одной прямой, но в разные стороны? (Репка)
- Под действием какой силы движется вода в водопаде? (Сила тяжести)
- Почему у дельфинов обтекаемая форма тела? (Чтобы увеличить скорость движения, уменьшить силу сопротивления)
- Зачем делают протектор на зимней обуви? (Для увеличения силы трения)
- Объясните пословицу: «Коси коса пока роса, роса долой – и мы домой» (Роса уменьшает силу трения, косить легче пока роса выступает в качестве смазки)
- Почему крупные капли дождя падают с большей скоростью, чем мелкие? (Т.к. у них большая сила тяжести)
- Почему кусок сахара, положенный на мокрый стол, вскоре весь пропитывается водой? (В результате капиллярных явлений сахар всасывает в себя смачивающую жидкость)
- Для чего рама велосипеда делается из полых трубок, а не из сплошных?
- Почему в ветреную погоду мокрое белье высыхает быстрее? (Потому что быстрее происходит испарение)
- Почему у человека в очках, вошедшего в теплое помещение с мороза, запотевают линзы? (Происходит конденсация)
- Какое значение для организма человека имеет потоотделение? (с точки зрения физики) (Через пот регулируется температура тела)
- Почему мыльные пузыри некоторое время поднимаются, а затем опускаются? (Они начинают опускаться тогда, когда сила тяжести станет больше подъемной силы)
- Почему чернилами нельзя писать в замасленной бумаге? (Т.к. уменьшается смачиваемость)
- Почему в мороз снег скрипит под ногами? (Т.к. ломаются кристаллики льда)
- Что произойдет с бутылкой молока, если ее вынести на мороз? (Молоко в бутылке замерзнет, и бутылка взорвется, т.к. при охлаждении тело расширяется)
- В электрочайнике спираль вмонтирована на дне, а не на боковой стенке или под крышкой. Почему? (Чтобы вода была равномерно горячей, т.к. из-за конвекции теплые массы увеличиваются)
- Солнце – это звезда, которая дает землянам тепло. Как Солнце передает тепло на Землю? (За счет электромагнитных волн, которые переносят энергию)
- Почему для правильного измерения температуры воздуха, особенно летом, термометр следует располагать в тени? (Потому что в тени не будет попадать прямые солнечные лучи, а значит, не будет дополнять нагрева)
Итак, давайте подведем итоги. Сегодня победила команда «____________». Поздравляем победителей!
В сегодняшнем соревновании вы имели возможность проверить свои знания по физике и математике. Данная викторина открывает цикл игровых, интерактивных, инновационных мероприятий по физике и математике на заседаниях бинарного кружка «Эрудит».