СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Многообразие механизмов реализации педагогического дизайна

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический дизайн возник как ответ на стремительное внедрение в учебный процесс виртуальных (цифровых) технологий, посредством которых создан целый виртуальный мир – информационный образ реального или воображаемого мира.

Виртуальный образ дает представление о материальных или нематериальных объектах и субъектах, процессах ими порождаемых, результатах этих процессов, суждениях, взглядах и т. д., причем степень приближения создаваемого образа к реальному объекту зависит от характера задачи [28].

Цифровизация образования – неизбежный процесс, с каждым годом объем виртуальной информации будет увеличиваться, уже сейчас на смену компьютерной клавиатуре, по которой человек «стучал» пальцами, пришли сенсорные экраны и джойстики, их постепенно вытеснят речевые команды машине, они в ближайшем будущем будут усилены специальными имплантированными электродами, отвечающими за обмен между нейронами и электронным устройством.

При этом реальный контакт учителя с учеником – это незаменимый, неповторимый и запоминающийся процесс взаимодействия. При нем овладение знаниями сопровождается приятными тембром голоса и запахом, контактом глаз, улыбкой, доброжелательным взглядом и словом, ласкающим слух, уместным комплиментом, неожиданной шуткой или спонтанной аналогией, расслабляющей минуткой для снятия замеченного педагогом утомления, – всем, что усиливает получение и закрепление значимой информации.

Механизм педагогического дизайна представляет собой взаимодействие педагога и обучающегося, при котором процесс обучения и учебные материалы (реальные-физические и виртуальные-цифровые) становятся более привлекательными, эффективными, результативными.

С точки зрения педагогического дизайна, все средства обучения работают в одном направлении – развитии мотивации обучающихся, поэтому педагогическому дизайну подвластны реальные и виртуальные средства учебно-воспитательной деятельности.

Механизмы педагогического дизайна можно условно классифицировать по ведущему предназначению виртуальных учебных средств [18]:

обучающие: сообщение суммы знаний, формирование умений и/или навыков учебной и/или практической деятельности и обеспечение необходимого уровня усвоения, устанавливаемого обратной связью, которая реализуется средствами программы;

закрепляющие: тренажеры, предназначенные для отработки умений, навыков учебной деятельности, осуществления самоподготовки; используются при повторении или закреплении ранее пройденного материала;

контролирующие: предназначены для контроля (самоконтроля) уровня овладения учебным материалом – контролирующие программные средства;

информационно-справочные: предоставляющие возможность выбора и вывода необходимой пользователю информации, их назначение – формирование умений и навыков по систематизации информации;

имитационные: представляющие определенный аспект реальности для изучения его основных структурных или функциональных характеристик с помощью некоторого ограниченного числа параметров;

моделирующие: программные средства произвольной композиции, предоставляющие в распоряжение обучаемого основные элементы и типы функций для моделирования определенной реальности; предназначены для создания модели объекта, явления, процесса или ситуации (как реальных, так и виртуальных) с целью их изучения.

демонстрационные: обеспечивающие наглядное представление учебного материала, визуализацию изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами;

учебно-игровые: предназначенные для «проигрывания» учебных ситуаций (например, с целью формирования умений принимать оптимальное решение или для выработки оптимальной стратегии действия).

Механизмы педагогического дизайна можно классифицировать с точки зрения достигаемого результата: презентация, веб-страница, электронный учебник.

13.03.2022 10:48


Рекомендуем курсы ПК и ПП