СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие универсальных учебных действий на уроках технологии и во внеурочной деятельности (через применение системно–деятельностного подхода)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие универсальных учебных действий

на уроках технологии и во внеурочной деятельности

(через применение системно–деятельностного подхода)

Анализ возможностей адаптации ребенка в мире, где поток информации удваивается каждые десять лет, показывает, что уже с раннего возраста он должен обладать определенными умениями, планировать и целенаправленно осуществлять разного рода деятельность. Готовясь к взрослой жизни, ему необходимо научиться отбирать из массы предложений конструктивные, разбираться в многообразии функций современной техники, в инструкциях к ней, легко ориентироваться в ассортименте супермаркетов, приживаться в лабиринтах Интернета. Да и работодатель сегодня выдвигает требования к работникам не о наличии определенного уровня образования, а об уровне квалификации - о владении теми или иными компетенциями.

Кто же, как не школа, призван развивать способности школьника реализовать себя в новых социально-экономических условиях, уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях.

Алекса?ндр Григорьевич Асмо?лов, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор МГУ считает, что задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться. Этой задаче адекватен системно -деятельностный метод обучения.

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

В чём же сущность деятельностного подхода?

Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».

Использование системно - деятельностного подхода ориентировано прежде всего на формирование информационно - коммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: информационно-коммуникационными технологиями, игровыми технологиями (деловые игры, интеллектуальные турниры), технологиями критического мышления, технологией «Дебаты», технологией исследовательской и проектной деятельности, что способствует формированию универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. Это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Основой для разработки понятия служит деятельностный подход, базирующийся на положениях научной школы Льва Семёновича Выгодского, Алексея Николаевича Леонтьева, Даниила Борисовича Эльконина, Петра Яковлевича Гальперина, Василия Васильевича Давыдова.

В данном подходе наиболее полно раскрыты основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также общая структура учебной деятельности учащихся.

Универсальные учебные действия были определены ФГОС второго поколения и вошли в учебную деятельность школы с 2009 года. В содержательный раздел основной образовательной программы каждой ступени общего образования в школе должна быть включена программа развития универсальных учебных действий.

Поскольку УУД относятся к личностным и надпредметным результатам освоения основной общеобразовательной программы, их освоение не возможно отнести исключительно к конкретному учебному предмету, но можно отнести к определенной теме.

Овладение учениками универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конце концов, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться

Учебный предмет «Технология» вносит существенный вклад в формирование всех универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Прежде всего, данный курс нацелен на становление самосознания ребёнка как творческой личности, индивидуальности, формирование у него устойчивого стремления к творческой самореализации. Различными методическими средствами у школьника последовательно формируется эмоционально-ценностное отношение к добросовестному творческому созидательному труду, как одному из главных достоинств человека; осознание гармоничной связи мира вещей с миром природы и ответственности человека за поддержание этой гармонии; понимание ценности культурных традиций, отраженных в предметах материального мира, их общности и многообразия, интерес к их изучению. Тем самым, через приобщение к созидательной творческой деятельности, у ребенка формируется осознание своей работы как части общечеловеческой культуры, закладываются основы нравственного самосознания.

Образовательная область «Технология», как никакой другой предмет, выполняет системообразующую функцию формирования универсальных учебных действий и объединяет все, что делается в отдельных учебных предметах в этом направлении. Именно на уроках технологии учащиеся выдвигают и обосновывают идеи, моделируют, конструируют, выполняют экономические расчеты, подбирают необходимые материалы, инструменты и определяют технологические этапы изготовления того или иного изделия, актуализируя и применяя на практике знания по многим другим предметам. Эти учебные действия заложены, структурированы и хорошо прописаны в концепции ныне действующих программ образовательной области «Технология» и проверены многолетней практикой.

Во время выполнения практических и проектных работ в основной практикоориентированной образовательной области в школе - «Технология», учащиеся осваивают универсальные учебные действия:

- планирование и организация познавательно-трудовой деятельности, как при создании материальных объектов труда, так и при выполнении интеллектуальной работы; - выбор способа решения учебной или трудовой задачи и необходимых для выполнения работы инструментов и оборудования; - организация рабочего места и обеспечение необходимых условий работы (освещение, уровень шума и т.д.)

- обеспечение безопасных условий работы;

- соблюдение технологической и трудовой дисциплины;

- контроль качества выполненной работы;

- создание и использование необходимых для выполнения работы графических изображений;

- использование принципов эргономики, технической эстетики, дизайна и художественной обработки материалов при создании изделий для повышения конкурентоспособности;

- нахождение, обработка и использование информации из различных источников необходимой для выполнения работы;

- бережное отношение к используемым материалам и затрачиваемой энергии при создании изделий, поиску путей использования отходов бережного отношения к природе;

- бережное отношение к здоровью производителя (работника) и потребителя готовой продукции;

- доброжелательное отношение и уважение к людям, как на производстве, так и в семье, на улице, в транспорте, умение вести конструктивный диалог, умение достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

- выявление потребностей рынка товаров и услуг, организация деятельности коллектива, по созданию требующейся на рынке продукции, осуществление рекламы созданных изделий;

- использование технологий ведения дома и здорового образа жизни; - продуманного этического поведения на рынке товаров и услуг, включая социальные функции потребителя;

- выбор новых, инновационных, оптимальных путей достижения цели при планировании, организации и выполнении проектных работ, их оценки и про­движения на рынке товаров и услуг.

Перед учащимися на занятии по внеурочной деятельности стояла задача:

- изготовить коробочку-бонбоньерку, с элементами проектной деятельности.

Ученикам были представлены варианты выполнения работы.

В начале практической части урока учитель показывает технологию выполнения одной коробочки, используя шаблоны, которые находится на рабочем столе учащихся.

Затем детям предоставляется свобода для творчества.

И вот то, что получилось, можно оценить, используя оценочный лист, в котором представлены планируемые результаты деятельности учащихся.

Оценочный лист

Планируемые результаты

Познавательные

Знание законов цветовой гармонии

Владение инструментами для ручных работ

Овладение технологией выполнения изделия

Соблюдение правил техники безопасности

Использование различных способов декорирования изделия

Регулятивные

Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

Определение наиболее рациональных способов выполнения изделия

Формулировать и удерживать учебную задачу

Личностные

Потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов

самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности

Этическое оценивание усваиваемого содержания

Коммуникативные

Находить конструктивные способы решения проблемных ситуаций

Планирование учебного сотрудничества

Умение выражать свои мысли

Я ситаю что, овладение универсальными учебными действиями характеризует уровень технологической культуры школьника. А как мы знаем технологическая культура – это уровень овладения человеком современными способами познания и преобразования себя и окружающего мира, готовность к этим преобразованиям Концепция универсальных учебных действий рассматривает компетентность как «знание в действии», учитывает опыт реализации компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на достижении учащимися способности использовать на практике полученные знания и навыки, готовности и мотивации к эффективным действиям.

Таким образом, формирование технологической компетентности с учётом универсальных учебных действий основывается на положениях системно- деятельностного подхода, интегрирующего достижения педагогической науки и практики, в том числе компетентностной и ЗУНовской парадигм образования.

Спасибо за внимание.

05.11.2015 17:08


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!