СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Развитие универсальных учебных действий
на уроках технологии и во внеурочной деятельности
(через применение системно–деятельностного подхода)
Анализ возможностей адаптации ребенка в мире, где поток информации удваивается каждые десять лет, показывает, что уже с раннего возраста он должен обладать определенными умениями, планировать и целенаправленно осуществлять разного рода деятельность. Готовясь к взрослой жизни, ему необходимо научиться отбирать из массы предложений конструктивные, разбираться в многообразии функций современной техники, в инструкциях к ней, легко ориентироваться в ассортименте супермаркетов, приживаться в лабиринтах Интернета. Да и работодатель сегодня выдвигает требования к работникам не о наличии определенного уровня образования, а об уровне квалификации - о владении теми или иными компетенциями.
Кто же, как не школа, призван развивать способности школьника реализовать себя в новых социально-экономических условиях, уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях.
Алекса?ндр Григорьевич Асмо?лов, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор МГУ считает, что задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться. Этой задаче адекватен системно -деятельностный метод обучения.
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
В чём же сущность деятельностного подхода?
Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
Использование системно - деятельностного подхода ориентировано прежде всего на формирование информационно - коммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: информационно-коммуникационными технологиями, игровыми технологиями (деловые игры, интеллектуальные турниры), технологиями критического мышления, технологией «Дебаты», технологией исследовательской и проектной деятельности, что способствует формированию универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. Это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Основой для разработки понятия служит деятельностный подход, базирующийся на положениях научной школы Льва Семёновича Выгодского, Алексея Николаевича
В данном подходе наиболее полно раскрыты основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также общая структура учебной деятельности учащихся.
Универсальные учебные действия были определены ФГОС второго поколения и вошли в учебную деятельность школы с 2009 года. В содержательный раздел основной образовательной программы каждой ступени общего образования в школе должна быть включена программа развития универсальных учебных действий.
Поскольку УУД относятся к личностным и надпредметным результатам освоения основной общеобразовательной программы, их освоение не возможно отнести исключительно к конкретному учебному предмету, но можно отнести к определенной теме.
Овладение учениками универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конце концов, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться
Учебный предмет «Технология» вносит существенный вклад в формирование всех универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Прежде всего, данный курс нацелен на становление самосознания ребёнка как творческой личности, индивидуальности, формирование у него устойчивого стремления к творческой самореализации. Различными методическими средствами у школьника последовательно формируется эмоционально-ценностное отношение к добросовестному творческому созидательному труду, как одному из главных достоинств человека; осознание гармоничной связи мира вещей с миром природы и ответственности человека за поддержание этой гармонии; понимание ценности культурных традиций, отраженных в предметах материального мира, их общности и многообразия, интерес к их изучению. Тем самым, через приобщение к созидательной творческой деятельности, у ребенка формируется осознание своей работы как части общечеловеческой культуры, закладываются основы нравственного самосознания.
Образовательная область «Технология», как никакой другой предмет, выполняет системообразующую функцию формирования универсальных учебных действий и объединяет все, что делается в отдельных учебных предметах в этом направлении. Именно на уроках технологии учащиеся выдвигают и обосновывают идеи, моделируют, конструируют, выполняют экономические расчеты, подбирают необходимые материалы, инструменты и определяют технологические этапы изготовления того или иного изделия, актуализируя и применяя на практике знания по многим другим предметам. Эти учебные действия заложены, структурированы и хорошо прописаны в концепции ныне действующих программ образовательной области «Технология» и проверены многолетней практикой.
Во время выполнения практических и проектных работ в основной практикоориентированной образовательной области в школе - «Технология», учащиеся осваивают универсальные учебные действия:
- планирование и организация познавательно-трудовой деятельности, как при создании материальных объектов труда, так и при выполнении интеллектуальной работы; - выбор способа решения учебной или трудовой задачи и необходимых для выполнения работы инструментов и оборудования; - организация рабочего места и обеспечение необходимых условий работы (освещение, уровень шума и т.д.)
- обеспечение безопасных условий работы;
- соблюдение технологической и трудовой дисциплины;
- контроль качества выполненной работы;
- создание и использование необходимых для выполнения работы графических изображений;
- использование принципов эргономики, технической эстетики, дизайна и художественной обработки материалов при создании изделий для повышения конкурентоспособности;
- нахождение, обработка и использование информации из различных источников необходимой для выполнения работы;
- бережное отношение к используемым материалам и затрачиваемой энергии при создании изделий, поиску путей использования отходов бережного отношения к природе;
- бережное отношение к здоровью производителя (работника) и потребителя готовой продукции;
- доброжелательное отношение и уважение к людям, как на производстве, так и в семье, на улице, в транспорте, умение вести конструктивный диалог, умение достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
- выявление потребностей рынка товаров и услуг, организация деятельности коллектива, по созданию требующейся на рынке продукции, осуществление рекламы созданных изделий;
- использование технологий ведения дома и здорового образа жизни; - продуманного этического поведения на рынке товаров и услуг, включая социальные функции потребителя;
- выбор новых, инновационных, оптимальных путей достижения цели при планировании, организации и выполнении проектных работ, их оценки и продвижения на рынке товаров и услуг.
Перед учащимися на занятии по внеурочной деятельности стояла задача:
- изготовить коробочку-бонбоньерку, с элементами проектной деятельности.
Ученикам были представлены варианты выполнения работы.
В начале практической части урока учитель показывает технологию выполнения одной коробочки, используя шаблоны, которые находится на рабочем столе учащихся.
Затем детям предоставляется свобода для творчества.
И вот то, что получилось, можно оценить, используя оценочный лист, в котором представлены планируемые результаты деятельности учащихся.
Оценочный лист
Планируемые результаты |
|||
Познавательные |
Знание законов цветовой гармонии |
||
Владение инструментами для ручных работ |
|||
Овладение технологией выполнения изделия |
|||
Соблюдение правил техники безопасности |
|||
Использование различных способов декорирования изделия |
|||
Регулятивные |
Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата |
||
Определение наиболее рациональных способов выполнения изделия |
|||
Формулировать и удерживать учебную задачу |
|||
Личностные |
Потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов |
||
самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности |
|||
Этическое оценивание усваиваемого содержания |
|||
Коммуникативные |
Находить конструктивные способы решения проблемных ситуаций |
||
Планирование учебного сотрудничества |
|||
Умение выражать свои мысли |
Я ситаю что, овладение универсальными учебными действиями характеризует уровень технологической культуры школьника. А как мы знаем технологическая культура – это уровень овладения человеком современными способами познания и преобразования себя и окружающего мира, готовность к этим преобразованиям Концепция универсальных учебных действий рассматривает компетентность как «знание в действии», учитывает опыт реализации компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на достижении учащимися способности использовать на практике полученные знания и навыки, готовности и мотивации к эффективным действиям.
Таким образом, формирование технологической компетентности с учётом универсальных учебных действий основывается на положениях системно- деятельностного подхода, интегрирующего достижения педагогической науки и практики, в том числе компетентностной и ЗУНовской парадигм образования.
Спасибо за внимание.
© 2015, Соколова Ирина Михайловна 1869