СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моя методическая система

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая система

учителя немецкого языка Каховской Ирины Павловны

Обучение иностранному языку рассматривается как одно из приоритетных направлений современного школьного образования и важнейшее условие адаптации человека в современном поликультурном мире. Федеральные государственные стандарты, Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская Школа 2020» ставят перед современным образованием новые задачи, направленные на воспитание нового поколения, способного к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение конкретных предметных знаний и навыков.

Миссией моей педагогической деятельности я вижу создание образовательного пространства, которое обеспечивает общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся посредством реализации образовательного и воспитательного потенциала иностранного языка.

Целью моей методической системы является формирование высокой положительной мотивации через включение учащихся в активную познавательную и творческую деятельность и развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих через внедрение современных педагогических технологий, практики и стандартов международных тестирований и регулярное проведение процедур сопоставительных исследований.

Результатами методическая система предполагает:

- формирование высокой мотивации изучения немецкого языка;

- формирование коммуникативной компетенции в межкультурной коммуникации;

- формирование общекультурной идентичности как составляющей гражданской идентичности;

- приобщение к ценностям мировой культуры через источники информации (в т.ч. мультимедийные) и через непосредственное участие в школьных обменах и различных конкурсах;

- развитие навыков смыслового чтения и критического мышления;

- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией;

- умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу, в т.ч. межпредметного характера;

- владение способами и приемами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков;

- осуществление регулятивных действий самонаблюдения, само- и взаимоконтроля, само- и взаимооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.

Важнейшим аспектом моей методической системы является совершенствование содержания обучения с учетом запросов науки, жизни, потребностей учащихся. В своей работе я использую современные учебные пособия немецких издательств («Ausblick», «So geht`s zum DSD II (I)», «Ziel» и др.), журналы «Schrumdirum» и «Vitamin.de», рассылки «Deutsche Welle» и другие электронные образовательные ресурсы, которые позволяют применить на уроке актуальный страноведческий материал. В моем кабинете собрана библиотека произведений немецких классиков и современная литература для молодежи, в школьном музее имеются комплекты произведений Эриха Кестнера, имя которого носит наша гимназия. В соавторстве с моей коллегой Молчановой И.В. создана программа внеурочной деятельности «Читаем Кестнера» для учащихся 5 – 9 классов.

Для реализации миссии моей педагогической деятельности и достижения результатов обучения я использую урочную и внеурочную деятельность, программы дополнительного образования, самообразование и программы повышения квалификации, распространение и обмен опытом. Как учитель-предметник я преподаю немецкий язык в 1 – 11 классах и имею многолетний опыт работы с учащимися самых разных возрастных групп.

На своих уроках я успешно применяю интерактивные методы обучения, выражающиеся в широком взаимо-действии учащихся в группах и парах, между группами и парами, с источниками информации и с окружающей средой. Применение таких методов я считаю важным условием создания мотивации и успешного освоения предметных знаний. При формируются навыки критического мышления, само- и взаимооценки, умение рабо-тать с большим объемом информации и многие другие. На своем опыте я знаю, что успешными ученики становятся тогда, когда они учатся не только у учителя, но и друг у друга. Интерактивные методы позволяют получать знания в обстановке сотрудничества, где отношения между учителем и учениками строятся на паритетной основе.

Я активно использую созданный мною ЭОР «Немецкий с удовольствием» для учащихся 4 – 6 классов, в основу которого положен наглядно-интерактивный метод обучения иностранным языкам: комплект тематических учебно-методических разработок с использованием интерактивной доски SMART, позволяющий оптимизировать и интенсифицировать процесс учебно-познавательной деятельности учащихся, развивать универсальные учебные умения учащихся (развитие ключевых компетенций в области говорения, чтения, ауди-рования, письма; умение импровизировать, используя визуальные опоры; формирование лингво-страноведческой компетенции учащихся через знакомство с музыкальной и детской песенной и поэтической культурой немецкоговорящих стран). Созданный мною ЭОР активно используется учителями немецкого языка нашей гимназии и других школ города. Он был представлен на городском конкурсе цифровых образовательных ресурсов и распространен на электронном носителе среди коллег.

Технологию молодежных дебатов можно внедрять на уроках в любой возрастной группе. В старших классах эта технология применяется мною в полном объеме. Мои ученики вот уже в течение трех лет ежегодно участвуют в международном проекте «Молодежные дебаты», которые ведутся на немецком языке и организуются при поддержке Института им. Гете. В 2013/2014 учебном году две мои ученицы (Паченкова Анна, Литовская Мария) победили в городском и Всероссийском финалах.

В разных возрастных группах я широко применяю технологию проектной деятельности – от мини-проектов в начальной школе до межшкольных и международных проектов в средней и старшей школе. В качестве примера приведу международные проекты, осуществленные совместно с нашей партнерской школой – гимназией им. Карла Бехштейна г. Эркнер (ФРГ), «Музыка и мода», «Россия – Германия. Партнеры будущего», межшкольный театральный проект (с ГБОУ СОШ № 481) «Эрих Кестнер. К 115-летию со дня рождения», который был представлен общественности города в рамках Недели Германии. Интересен меж-школьный проект (с ГБОУ СОШ № 303 им. Ф.Шиллера и № 515 – Гетешуле), в рамках которого появились галереи иллюстраций к произведениям Гете (в Гетешуле) и произведениям Эриха Кестнера (в нашей гимназии). Эта галерея является теперь непременным атрибутом экскурсий по нашей гимназии, которые проводят мои ученики.

Проектные исследовательские работы учащихся 9-х («Проблемы молодежи») и 11-х классов («Актуальные проблемы современности») носят ярко выраженный межпредметный характер. Они выполняются учащимися на занятиях дополнительного образования в рамках подготовки учащихся к экзамену «Немецкий языковой диплом», которая осуществляется совместно с носителем немецкого языка из Германии, представителем Центрального бюро зарубежного школьного образования. Это позволяет применять международую практику тестирования, адаптированную к нашей образовательной среде. Это позволяет учащимся получить важнейшие навыки, необходимые для дальнейшего продолжения образования. За последние три года 32 учащихся получили «Немецкие языковые дипломы», 3 моих учащихся продолжили учебу в высших учебных заведениях Германии.

Одним из важнейших аспектов своей я считаю систематический мониторинг и оценку образовательных результатов как основные условия повышения качества образования. Мною разработана система внутреннего мониторинга знаний учащихся по иностранным языкам, которая активно применяется учителями гимназии. Уже в течение 5 лет в гимназии осуществляется поэтапный контроль знаний учащихся с 3 по 11 классы, в ходе которого 2 раза в год ( в декабре и апреле) проверяются ключевые навыки учащихся (лекико-грамматические, чтение, аудирование, письмо). Результаты заносятся в созданную мной электронную таблицу в формате Exel. Анализ результатов позволяет учителю объективно оценить знания учащихся (по балльной системе), проследить динамику успеваемости каждого учащегося (реализация личностно-ориентированного подхода), определить приоритеты на ближайший период, т.е. осуществить рефлексию своей педагогической деятельности. Еще одним преимуществом поэтапного контроля является его соответствие формату ЕГЭ, таким образом у учащихся формируются метапредметные навыки выполнения тестовых работ.

Собственный педагогический опыт я распространяю на различных уровнях педагогического сообщества: на открытых уроках, районных и городских конференциях, Всероссийских сеансах видеоконферецсвязи, семинарах, конкурсах педагогического мастерства. В течение пяти лет я являюсь экспертом ЕГЭ по немецкому языку. Работу в экспертной комиссии и участие в конкурсах я рассматриваю как еще одну возможность поделиться и перенять опыт у коллег района и города.

Подтверждением эффективности моей методической системы являются высокая мотивация и положительная динамика образовательных результатов учащихся, их победы в районных, региональных и Всероссийских олимпиадах и конкурсах, стабильно высокие результаты сдачи ЕГЭ по немецкому языку. Многие мои выпускники активно используют знания немецкого языка в профессиональной или иной сфере. Именно это дает мне чувство реализованности в профессии.

Категория: Немецкий язык
17.06.2015 09:41


Рекомендуем курсы ПК и ПП