СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Моя педагогическая философия.
Учитель – это плодотворный луч
солнца для молодой души, которого
ничем заменить невозможно.
К.Д. Ушинский.
Счастье учительское, учительская судьба…
Вот уже двадцать пять лет я работаю в школе. Все было за это время: радости и огорчения, победы и поражения. Прошедшие годы – годы поисков, раздумий, открытий. Бывает, что в трудные минуты наступает разочарование. Приходится все пройденное заново анализировать, находить ошибки и исправлять их. Затем – все начинать сначала, но никогда я не пожалела, что стала учителем.
Судьба. Скажу ли я спасибо? Наверное, да. Спасибо за те минуты, когда удавалось пробудить лучшие качества в детях, спасибо за те мгновения, когда после долгих неудач ребенок вдруг восклицал: «Получилось!» - и обретал веру в себя.
Победа ребенка становилась и моей радостью. Именно в эти минуты я говорю сама себе: «Не ропщи на судьбу, и если выбрал эту профессию, то прими и полюби детей всем сердцем, поверь в них, и растворись в них». При виде веселых и грустных, смешных и озабоченных детских глаз радуюсь наступлению очередного школьного дня. Меня тянет к ребятам, к моим умницам и хулиганам, тихоням и задирам. Девиз каждого учителя: «Нести людям свет, сеять добро, дарить любовь». Что может быть лучше?
Учитель – это наставник. В его труде – радость творчества, сила духа и способность сопереживания.
Каждый день, переступая школьный порог, учитель должен забывать о всех бедах и тревогах и входить в класс с просветленной душой и доброй улыбкой. В очередной раз ловлю себя на мысли, что задаю один и тот же вопрос: «Где взять силы для ежедневного вдохновения?» И тут же отвечаю на него: «В самой себе и в детских пытливых глазах, заинтересованных и ожидающих». Не оправдать этих надежд невозможно. Они верят в меня. Поэтому вместе с детьми мы отправляемся в мир сказок Пушкина, где живет царевна Лебедь, в Солнечный город, куда спешит Незнайка с друзьями, на пиратский корабль Бармалея. Поезд знаний летит быстро, если каждый день в школе наполнен смыслом постижения нового.
На протяжении всей своей педагогической деятельности думаю: чему учить? Писать, читать, считать? Нет, не только этому. Еще надо учить любить, понимать и вдумчиво постигать вечно молодую книгу природы.
Каким вырастет ребенок? Добрым? Отзывчивым? Это во многом зависит от меня. Борис Пастернак говорил: «О детство! Ковш душевной глуби». Я считаю: чем наполняется этот ковш, таким и вырастает этот человек. Учитель должен не только давать знания, но и воспитывать ребенка. Поэтому он должен знать различные методики и постоянно находится в поиске, проявлять творчество.
Убеждена, все дети без исключения талантливы. Каждый ребенок может показать знания по какому – либо предмету: это может быть чтение, математика, русский язык, а может и физкультура. Поэтому для каждого ученика нужно ежедневно создавать ситуацию успеха, отмечать каждое достижение, опираясь на его индивидуальный уровень развития. И не в сравнении с достижениями других, а в сравнении с самим собой, со вчерашними достижениями.
Каждый урок – это ткацкий станок. Вот я натягиваю основу – прошлое. Какой будет основа? Если прочной – значит, сумела донести до ребенка все нужное и полезное. А вдруг порвется? Не нужно паниковать. Нужно вернуться, найти ошибку и устранить ее. Затем по прошлому пустить челнок и на моих глазах родится полотно настоящего. Но я мысленно говорю себе: «Не спеши вперед, проверь прочность». Если я действительно мастер, то в этом перекрестке суровых нитей должна угадать узорчатую ткань прочных знаний. Грош цена занятиям ради знаний, если нет четкого понимания, во имя чего они пополняются, какую службу они признаны сослужить для развития личности ученика. Полученные знания помогают ребенку чувствовать себя уверенными и сильными. А значит, быть счастливым.
Для того чтобы урок получился, нужно сделать его интересным для ребят, найти формы и методы, с помощью которых можно объяснить просто и доступно, сложный материал. В каждом уроке нужно разглядеть изюминки, заинтересовать ими детей. Большая эмоциональность младших школьников заставляет меня активнее перевоплощаться в различные образы и вести их за собой: то быть строгим судьей во время самостоятельной работы, то добрым другом, который может прийти на помощь в любую минуту, то смелым полководцем, который ведет свое войско на ратный бой. И все же главным условием успешного урока является атмосфера сотрудничества основанная на взаимном уважении.
Отношение учителя и ученика – это радостная дружба, полная фантазия и доверие. Если ребенок увидит мое открытое сердце, то с любопытством и интересом войдет в мир и начнет жить в этом мире жизнью, наполненной свободой и счастьем познания истины.
…Сегодня праздник. Наш обычный класс превратился в уютную гостиную, где опять многолюдно. Мне нравятся сияющие лица детей, которые с нетерпением ждали праздника. Их сердца трепетно стучали в ожидании родных. Я вижу гордость в глазах мам, за своих малышей. Добрые улыбки сияют на лицах учеников, которые являются наградой за мой труд. На протяжении долгих лет я несу детям любовь, стараюсь им отдать частичку своего тепла…
Вдруг вижу детский озлобленный взгляд, и душу пронизывает боль. Как много он недополучил от своих близких, если волчонком смотрит на окружающий мир. Сколько добра, тепла и любви, предназначенных ему, потерялись где – то, обошли стороной. Как быть мне тогда? Ведь я не Бог и не судья, но все же пытаюсь найти ответ и помочь ребенку вернуть хотя бы частичку утерянного. Тогда мне хочется крикнуть: «Будьте же благоразумнее, дорогие взрослые, чтобы «цветы нашей жизни» не превратились в одиночную поросль!»
Судьба… скажу ли я ей спасибо? Проследив свой педагогический путь, сейчас твердо отвечу: «Да!» Я – учитель, а учитель – это строитель. «Строитель должен созидать. Он не может жить без строительства. Созидание есть его песнь, его молитва, его сладчайший труд. Строитель слагает основание твердынь и храмов, не ослабляя себя мыслью: кто и когда завершит кровлю?» - считал Н. Рерих. Я учу ребенка творить, созидать собственную личность. Это «моя песнь, моя молитва, мой сладчайший труд», и я не думаю о награде! Это мое педагогическое кредо, моя профессиональная философия, фундамент которой – совесть и любовь к детям.
© 2017, Иванова Наталья Геннадьевна 212