СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа № 19 г. Феодосии Республики Крым»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего об­разования, Концепции духовно-нравственного развития и вос­питания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на­правлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён­ком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному до­стоянию родной страны и всего человечества.

Основными задачами реализации содержания курса явля­ются:

  1. формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к Рос­сии, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  2. осознание ребёнком ценности, целостности и многооб­разия окружающего мира, своего места в нём;
  3. формирование модели здоровьесберегающего и безопас­ного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях;
  4. формирование компетенций для обеспечения экологиче­ски и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет и равной мере природоведческие, обществоведческие, истори­ческие знания и даёт обучающемуся материал естественных м социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязи даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явле­ния окружающего мира понятными, знакомыми и непредсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнози­ровать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополу­чие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонен­тов единого мира. В основной школе этот материал будет из­учаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в пол­ном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и вос­питания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опираю­щегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фун­дамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными на­уками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных це­левых установок подрастающего поколения. Курс «Окружаю­щий мир» помогает ученику в формировании личностного вос­приятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способ­ных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и пла­неты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изуче­ния школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысли­вать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родно­го края. Курс обладает широкими возможностями для форми­рования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компе­тентностей — умений проводить наблюдения в природе, ста­вить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащим­ся освоить основы адекватного природо- и культуросообразно­го поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами на­чальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культур­но-ценностных ориентаций младшего школьника в соответ­ствии с отечественными традициями духовности и нравствен­ности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации меж­предметных связей всех дисциплин начальной школы. Пред­мет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и мате­матики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

  1. идея многообразия мира;
  2. идея целостности мира;
  3. идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко прояв­ляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе ин­теграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительно­сти, отражающая многообразие природы и культуры, видов че­ловеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным мно­гообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существо­вание человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последова­тельно реализуется в курсе, что осуществляется через раскры­тие разнообразных связей между неживой и живой природой, внутри живой природы, между природой и человеком. В част­ности, рассматривается значение каждого природного компо­нента в жизни людей, анализируется положительное и отрица­тельное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области эко­номики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отно­шения к окружающему, основанного на признании самоцен­ности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего чело­вечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение раз­личных способов познания окружающего. При этом исполь­зуются разнообразные методы и формы обучения с приме­нением системы средств, составляющих единую информаци­онно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практи­ческие работы и опыты, в том числе исследовательского ха­рактера, различные творческие задания. Проводятся дидакти­ческие и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного ре­шения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация по­сильной практической деятельности по охране среды и дру­гие формы работы, обеспечивающие непосредственное вза­имодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, пар­ке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной дея­тельности учащихся, которая предусмотрена в каждом раз­деле программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое зна­чение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым от­носятся: 1) распознавание (определение) объектов окружающе­го мира с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) выявление и моделирование свя­зей в окружающем мире с помощью книги для чтения, графи­ческих и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическое нормотворчество, включающее анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, выработку соответствую­щих норм и правил, которое осуществляется с помощью спе­циально разработанного пособия по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы, поскольку позна­ние детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразую­щим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы ра­бота с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельно­сти. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родите­ли учащихся в повседневном общении со своими детьми под­держивали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе на­чальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчита­на на 270 ч: 1 класс — 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 клас­сы — по 68 ч (34 учебные недели).

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармо­ничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедея­тельности во всём многообразии её форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стрем­ление к истине, к познанию закономерностей окружающе­го мира природы и социума.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.
  • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости че­ловека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Семья как основа духовно-нравственного развития и вос­питания личности, залог преемственности культурно-цен­ностных традиций народов России от поколения к поколе­нию и жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нрав­ственно развитой личности.
  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравствен­ное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отно­шении к природе, историко-культурному наследию, к са­мому себе и окружающим людям.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Освоение учебного курса «Окружающий мир» вносит суще­ственный вклад в достижение личностных результатов на­чального образования, а именно:

  1. в формирование основ российской гражданской идентич­ности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и националь­ной принадлежности; формирование ценностей многонацио­нального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  2. в формирование целостного, социально ориентированно- т взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  3. в формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;
  4. в овладение начальными навыками адаптации в динамич­но изменяющемся и развивающемся мире;
  5. в принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;
  6. в развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельно­сти, на основе представлений о нравственных нормах, соци­альной справедливости и свободе;
  7. в формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  8. в развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;
  9. в развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  10. в формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Освоение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких, как:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;
  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспе­ха учебной деятельности и способности конструктивно дей­ствовать даже в ситуациях неуспеха;
  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  6. использование знаково-символических средств представ­ления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  7. активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  8. использование различных способов поиска (в справоч­ных источниках и открытом учебном информационном про­странстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, органи­зации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло­гиями учебного предмета «Окружающий мир»;
  9. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  10. готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргумен­тировать свою точку зрения и оценку событий;
  11. определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совмест­ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  12. овладение начальными сведениями о сущности и особен­ностях объектов, процессов и явлений действительности (при­родных, социальных, культурных, технических и др.) в соответ­ствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
  13. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  14. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебны­ми моделями) в соответствии с содержанием учебного предме­та «Окружающий мир».

При освоении курса «Окружающий мир» достигаются сле­дующие предметные результаты:

  1. понимание особой роли России в мировой истории, вос­питание чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы;
  2. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  3. осознание целостности окружающего мира, освоение ос­нов экологической грамотности, элементарных правил нрав­ственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье­сберегающего поведения в природной и социальной среде;
  4. освоение доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  5. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно- следственные связи в окружающем мире.
04.07.2015 17:13


Рекомендуем курсы ПК и ПП