СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Музейный урок на тему «Русская изба» 2 класс ГУ ЛНР « ЛУВОСОШ № 47- МУПК» Учитель начальных классов Проценко Е. Г. Вид урока: урок-лекция с элементами беседы Цель: познакомить учащихся с устройством и обрядами, связанными со строительством русской избы. Задачи: 1. Образовательные: формирование знаний по устройству русской избы, по обрядам связанные со строительством избы. 2. Развивающие: развитие творческой активности. 3.Воспитательные: воспитание уважительного отношения к русской традиционной культуре. Методы и приемы: беседа, вопросно – ответный метод, иллюстрация, погружение в прошлое Оборудование: картинки, альбомы, цветные карандаши. Ход урока 1. Организационный момент - Сегодня, ребята, нас ждет много интересного. Мы познакомимся с устройством русской избы, а также с обрядами связанные со строительством избы. 2. Проверка домашнего задания Человек всегда зависел от природы. Еду, необходимые материалы для строительства дома он брал в природе. - Зачем людям дом? (Ответы детей). - Как вы думаете, из какого материала строились крестьянские избы? (Из леса). - Почему русские люди выбирали лес основным строительным материалом? (Ответы детей). Дерево – это постоянный спутник русского человека. Дерево давало кров над головой, тепло в печи, из него делали посуду, мебель. Оно сопровождало человека от колыбели до могилы. 3. Изучение нового материала Русская культура, как и другая культура, складывалась веками. Русский народ отбирал самое лучшее и передавал из поколения в поколение свой опыт, свои традиции, обряды. На протяжении жизни человека сопровождают различные события, которые наполнены обрядами: родины, крестины, проводы в армию, свадьба, похороны, праздники, повседневная работа. Все традиции, обряды, устройство избы, костюм связаны с мировоззрением русского человека. Рассказ сопровождается показом иллюстраций - Внешний и внутренний мир крестьянского дома был наполнен символами. Крыша дома связывалась с небом, клеть (прямоугольный сруб с окнами, дверью, полом) – с землѐй, а подклеть (погреб) – с подземным миром. Потолок внутри избы часто украшался символами солнца, стены – растительным орнаментом. Окна избы - «глаза» дома. Над окнами крепились козырьки-наличники, на которых обязательно был изображен растительный и геометрический орнамент, являлся оберегом. Крыльцо - «распахнутые руки» дома. Они связывали избу с улицей. Располагались избы всегда «лицом» к дороге. - Человек обустраивал свой дом, наполнял образами не только для украшения, а для того чтобы привлечь к дому силы добра и света и защититься от злых сил. На крыше дома обязательно должен быть конь - охлупень. Конь являлся символом солнца, движущегося по небу. Физминутка Дети шли, шли, шли, И грибы нашли. Наклонились низко, низко. Грибов набрали быстро — быстро. Дети встали, выпрямились и вперёд пошли.
- Дверь в избу была низкая, а порог высокий. - Как вы думаете, почему так строили вход в избу? (Ответы детей). Делали это для того, чтобы в холод с улицы меньше дуло. - В старой русской избе была всего лишь одна комната и почти половину еѐ занимала печка: «Без печки хата - не хата». В те далекие времена и хлеб пекли, и всю еду для людей и всякой живности – коров, коз, свиней – готовили в печке. - Какую ещѐ роль печь выполняла в избе? (ответы детей) Русская печь обогревала дом, на ней сушили одежду и обувь, грибы и ягоды. На печке можно было даже спать. Особенно любили это делать старики и ребятишки. - Не случайно печь – распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках. - Какие сказки вы знаете, где говорится о печи? (Ответы детей). - Какие события, связанные с печью в них происходят? (Ответы детей). - А кто обычно занимается домашним хозяйством, приготовлением еды в доме? (Женщина). Поэтому ту часть, где стояла печь, называли женской половиной. Здесь у женщины находилось всѐ то, что нужно было для домашнего хозяйства, для приготовления пищи – полки с посудой, которую крестьяне изготавливали сами. - Посмотрите внимательно и скажите, какая-нибудь домашняя утварь вам уже знакома? Назовите их. (Ответы пояснить). - В переднем углу избы находился духовный центр дома. Духовный от слова «душа». Это сфера, которая ведает чувствами человека, его мыслями, горестями и радостями. Для того чтобы поделиться своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенным вышитыми полотенцами. Рядом стоял обеденный стол. За него усаживали дорогих гостей для душевной беседы, отмечали праздники: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Этот угол назывался «красным», т.е. красивым. - От двери до боковой стены была устроена лавка, на которой мужчины занимались хозяйственной работой. Это место было мужской половиной. Под потолком укрепляли полавочники с утварью . - Почти в каждой избе имелся ткацкий станок и, конечно, детская колыбель в виде лодочки, подвешенный к потолку. - Для чего нужен был ткацкий станок? (На нем ткали одежду). Обряды, связанные со строительством избы: Строительство избы была неотъемлемой частью жизни людей. Она играла огромную роль в обрядах, обычаях. - Какие обычаи, связанные со строительством избы вы можете назвать? (Ответы детей). - Существовали и обряды с въездом в новую избу. Если можете, то назовите их? (Первыми всегда в дом пускали петуха или кошку, чтобы выгнать злых духов, а также, чтобы семья в новом доме жила благополучно). - А какой большой праздник устраивают с въездом в новый дом? (Новоселье). Кого обычно приглашают на новоселье? (Родных, друзей, соседей, и всех тех, кто помогал строить дом). 4. Практическая часть - А сейчас я узнаю, какие вы сегодня на занятии были внимательные Я загадаю вам старинные загадки и задам вопросы, связаны с избой, а также с предметами быта. Вы отгадайте загадки и найдите эти предметы в нашем музее. Загадки: 1. Жилище крестьян (Изба) 2. Два братца друг на друга глядят, А вместе не сойдутся (Пол и потолок). 3.Стоит терем, в тереме - ящик. Что это такое? (Печь). 4. Четыре брата одним кушаком подпоясаны, Под одной шляпой стоят (Стол). 5. В избе его называют «красный…» (Угол). 6.Черный конь скачет в огонь (Кочерга). 7.Красный петушок по жердочке бежит (Лучина). 8.Всех кормлю с охотою, а сама безротая (Ложка). 9.Стоит попадья, тремя поясами подпоясанная (Кадка). 10.На топтале был, На кружале был, На пожаре был, Домой пришѐл- Всю семью кормил (Глиняный горшок). 11.Сотни глаз, а сам слепой, Засорил глаза мукой (Решето). -Молодцы! Справились с заданием. Сейчас я предлагаю вам в альбомах нарисовать фрагмент избы с основными предметами. 5. Итог урока - Вам понравилось наше занятие? (Ответы учащихся). - О чем мы с вами сегодня говорили на занятии? (Об устройстве избы). - Что нового вы узнали об избе? (Ответы учащихся). -Выберете рисунок соответствующий вашему настроению( различные смайлики) - Итак, сегодня на уроке вы узнали, как жили когда-то русские люди, как они были талантливы и изобретательны. Многое из того, что ими придумано, мы используем и сейчас. Всем спасибо за урок.
© 2018, Проценко Екатерина Георгиевна 220