СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Главным есть не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы формируем. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с предметом.
Компетентность – способность людей самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.
В современных условиях обострилась проблема перехода от знаниевого подхода к компетентностному, что, несомненно, должно найти отражение и в таком предмете, как математика. Математика – дисциплина с устойчивыми традициями преподавания. На уроках математики мы решаем математические проблемы, навыки решения которых впоследствии будут способствовать решению возникающих жизненных проблем. Для того, чтобы добиться успеха в жизни, в профессии от учащегося требуется почти то же, что и для успеха в математике: способность логически мыслить, изобретательность, способность выделить в условиях задачи существенную информацию. И не правы те, кто считает, что математика – самый консервативный предмет, в котором уже лет 30-40 точно ничего не меняется. Этот предмет, пожалуй, один из самых гибких, который одним из первых приспосабливается к современным требованиям жизни.
С пятого класса помогаю детям овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности. Вопросы «Почему?», «Как?», «Зачем?» учат детей мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения. Знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
С первых дней учу думать и действовать самостоятельно (краткая запись к задаче, решение несколькими способами, выбор наиболее рационального, «красивого» решения, обязательное оценивание полученного результата; решение больших примеров блоками). Все это способствует формированию целостно-смысловых, учебно-познавательных, общекультурных, коммуникативных компетенций (дети учатся выражать свою мысль, анализировать ответы одноклассников, отстаивать свою точку зрения, признавать ошибки, общаться со сверстниками).
В седьмом классе начинается геометрия – один из самых важных предметов, развивающих логическое мышление, формирующих и познавательную, и информационную, и интеллектуальную и самообразовательную, и коммуникативную компетентности. Нигде, как в геометрии нет стольких возможностей решения одной задачи, выбора наиболее рационального пути. Изучая геометрию, обучающиеся учатся кратко и четко излагать свои мысли, делать записи на языке математической логики, строить логические цепочки.
Я третий год работаю по учебникам А.Г. Мордковича, которые написаны с учетом последних требований времени. В данном учебнике содержатся задания четырех уровней сложности, что позволяет как учителю, так и ученику строить процесс обучения с опережением и при этом у учащихся формируется умение учиться и самосовершенствоваться, оценивать свои возможности (одни стараются выйти к доске с наиболее легкими заданиями, другие ждут, когда начнутся более сложные, «под чертой», со временем «слабые» ученики тоже стремятся попробовать свои силы на более сложных заданиях, что формирует у них дополнительную мотивацию в обучении).
При обучении по учебнику Мордковича особое внимание уделяется формированию и развитию у обучающихся математического языка, что помогает учителю в развитии у них общекультурных компетенций: навыков составления математического словаря, написания математических диктантов, заданий, направленных на грамотное написание, произношение и употребление имен числительных, математических терминов (не разрешаю решать молча, все, что пишем, проговариваем, причем приучаю делать это грамотно).
Также учащиеся с первых шагов изучения математики в основной школе знакомятся с методами математического моделирования, учатся применять полученные знания на практике в различных ситуациях реальной жизни, а не только в контексте учебной дисциплины. Основа моделирования состоит в том, чтобы жизненную задачу уметь перевести на математический язык, решить ее с помощью инструментов математики, затем снова перевести на язык задачи и проанализировать, оценить полученный результат.
Кроме того, содержание учебного материала способствует овладению учащимися коммуникативными умениями: развитию навыков ясно выражать свои мысли, анализировать прочитанный текст.
На современном этапе развития общества, когда в нашу повседневную жизнь вошли социологические опросы, каждый член общества должен владеть начальными знаниями статистики и теории вероятностей, уметь применять их в житейских ситуациях, понимать информацию вероятностно-статистического характера. Большим преимуществом является введение в содержание учебника актуальных тем, необходимых для успешной сдачи ЕГЭ по математике и экзаменов в новой форме по алгебре и геометрии: «Сложные проценты», «Элементы комбинаторики и теории вероятностей».
В конце каждой темы помещены вопросы для повторения, задания для самопроверки, домашняя контрольная работа. Все это дает возможность осуществлять учащемуся самооценку и самопроверку знаний, усиливает познавательную направленность, делая обучение более осознанным.
Таким образом, в процессе обучения математике формируются не только предметные, но и надпредметные компетенции – готовность применения полученных знаний и умений для выполнения практических заданий, проведения исследований; умение выдвинуть гипотезу, дать интерпретацию данным, предоставленным в различной форме (в виде таблиц, диаграмм, графиков); социальные компетенции – способность принимать собственные решения, стремление к осознанию собственных потребностей и целей, умение определить личностную цель в обществе, развитие личностных качеств, саморегулиование.
© 2015, Летуновская Евгения Николаевна 591