СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О словарных словах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Бесчисленное количество ошибок, имеющихся в школьных тетрадях на так называемые «словарные» слова, буквально приводит в ужас. Ведь в одном и том же слове из работы в работу, из года в год один и тот же ребенок делает одни и те же ошибки! В чем же здесь дело? И как это преодо­леть?

Прежде всего необходимо до конца понять следующее. В русском языке имеется большое количество слов, которые пи­шутся в соответствии с так называемым «условно-историче­ским» принципом, то есть так, как исторически сложились пра­вила их написания. Сюда же относятся и слова, заимствован­ные из других языков, которые также пишутся в соответствии с законами тех языков. Теперь уже никто, кроме, разве, языко­ведов, не может точно сказать, почему, например, в слове «огу­рец» надо писать О, а не А, а в слове «картофель», наоборот, А, а не О. Просто в течение вот уже нескольких столетий так писали наши предки или так пишутся эти слова в тех языках, из которых слова к нам пришли. А поскольку многие из этих слов широко распространены в современном русском языке и встречаются буквально на каждом шагу, то в связи с этим воз­никает необходимость овладения их правописанием. И путь для этого только один — все эти слова необходимо запомнить, причем запомнить твердо, на всю жизнь!

С учетом этой необходимости для таких слов в школе заво­дятся специальные словари, постепенно пополняемые все новы­ми и новыми словами. Однако, по нашим наблюдениям, многие родители не придают этим словарям должного значения и не приучают своих детей, начиная с 1-го класса, к обязательному и прочному заучиванию словарных слов. А если ребенок не вы­учил в 1-м классе, как пишется, допустим, слово «собака», то это значит, что в отношении этого слова он на всю жизнь остался безграмотным, поскольку во 2-м, 3-м и более старших классах для заучивания предлагаются уже новые слова и к прежним обычно не возвращаются. О них постоянно напоминают лишь бесконечные двойки.

Но даже если эти слова и заучиваются ребенком, то, как показывает опыт нашего общения с неуспевающими детьми, делается это неправильно, поскольку сама цель заучивания при этом как бы смещается: часто ребенок помнит, что «это словарное слово», но совершенно не помнит, какая именно буква должна быть в нем написана. А ведь только из-за нее и заучивалось это слово! Следовательно, вольно или невольно, но цель заучивания здесь сводится как бы к отграничению словарных слов от всех прочих, а не к запоминанию правил написания тех букв, которые являются в этих словах сомни­тельными.

В связи с таким положением дел есть несколько простых советов по работе со словарными словами.

  1. Лучше всего уже в 1-м классе завести для этих слов один общий словарь, который в последующие годы обу­чения будет пополняться все новыми и новыми словами. Наличие такого словаря даст возможность периодически освежать в памяти не только новые, но и выученные в прежние годы слова, что позволит прочно усвоить их на­писание, «не потеряв» при этом ни одного слова. Другой возможный выход из положения заключается в береж­ном сохранении таких словарей за все годы школьного обучения и в периодическом обращении к ним при необ­ходимости. В случае если такие словари за несколько предшествующих лет обучения утрачены, их необходимо восстановить и опять- таки постараться свести в один общий словарь в целях усвое­ния хотя и с опозданием всех уже изученных слов. Иначе они так и будут преследовать ребенка в течение всей его жизни. Необходимо это до конца осознать и сразу принять нужные меры, поскольку с годами обучения число предлагаемых для заучивания слов неуклонно растет, а вместе с тем добавляется и количество ошибок в тетрадях.

  2. В процессе заучивания слова следует произносить так, как они пишутся, а не так, как их принято произносить обычно, например: «корова», «потолок», а не «карова», «пыталок» и т.п. Строжайшее соблюдение этого условия необходимо, так как в противном случае ребе­нок, хотя и будет знать, что это слово «словарное», но не сможет правильно написать.

  3. С целью улучшения запоминания слов лучше всего поста­раться самому найти какие-то приемы заучивания, позво­ляющие вносить как бы некоторую долю осмысливания в этот в общем-то механический процесс. Это можно сде­лать, например, путем своей собственной систематизации слов после накопления достаточно большого их количест­ва. Допустим, мы решили выделить из общей массы сло­варных слов названия овощей. Их лучше всего записать в два столбика с учетом содержащейся в их составе гласной О или А, например:

    КАРТОФЕЛЬ

    КАБАЧОК

    КАПУСТА

    БАКЛАЖАН

    САЛАТ

    ОГУРЕЦ

    ПОМИДОР

    МОРКОВЬ

    ГОРОХ

    Для облегчения запоминания полезно отметить для себя даже и то совершенно случайное обстоятельство, что назва­ния первых трех овощей первого столбика начинаются на бу­кву К (то есть в названиях овощей, начинающихся на К, надо писать А).

  4. Слова, включающие в свой состав сочетания -ОРО-, -ОЛО-, в которых звуки Р и Л находятся между двумя гласными О, в ходе систематизации словарных слов лучше выделить отдельно. Это объясняется тем, что подобных слов в русском языке очень много и что их правописание имеет свои особенности.Дело в том, что эти слова можно вообще не заучивать. Здесь просто важно понять, что при их написании в корне слова почти всегда сохраняются два О, в силу чего пишется, например, «ко­рова», «соловей» (а не «карова», «саловей»). Такой способ на­писания этих слов имеет свое историческое объяснение, приво­димое и в школьных учебниках, но в применении к словарным словам это почему-то упускается из виду. Однако сказанное в большинстве случаев относится лишь к исконно русским сло­вам и не распространяется на слова, заимствованные из других языков. В заимствованных словах может писаться не только - ОРО-, -ОЛО-, но и -АРА-, -АЛА-. Поэтому для лучшего усвое­ния этих слов опять-таки лучше прибегнуть к записи их в два столбика:

    СОЛОВЕЙ

    МОЛОКО

    ПОРОШОК

    ДОРОГА

    САРАФАН САРАЙ

    ТАРАКАН БАРАН

    КАРАНДАШ КАЛАЧ

    КАРАНТИН ПАЛАЧ

  5. В процессе заучивания словарных слов необходимо к каждому из них подбирать возможно большее число родственных слов, что очень важно по следующим причинам.

    Во-первых, ребенок должен понять, что овладение правописанием одного только слова сразу значительно расширяет границы его познания в языке, поскольку он сможет теперь безошибочно писать не только это слово, но и целый ряд однокоренных слов. Например, запомнив слово «барабан», он одновременно овладевает и правописанием слов «барабанить», «барабанщик», «барабанный» (бой). То же самое и со словом «дорога» — это уже не только одно слово «дорога», но и «дорожный», и «придорожный», и «дорожка», и «дороженька» и т.п.

    Во-вторых, такое «обыгрывание» каждого словарного слова значительно повышает быстроту и прочность его запоминания.

    И, наконец, в-третьих, это очень важно для расширения общего кругозора ребенка, для развития у него «чувства языка» и, в част­ности, для совершенствования навыка подбора однокоренных слов, столь необходимого при практическом применении правил грамматики.

  6. Совершенно необходимым условием для усвоения словар­ных слов является систематическое проведение предупре­дительных диктантов, которое позволяет не допускать ошибок в этих словах и дает возможность «приучать руку» ребенка к их правильному написанию. При отсутствии (или после исчезновения) ошибок в предупредительных диктантах можно переходить к контрольным диктантам, которые уже не предусматривают предварительного разбо­ра подлежащих записи слов.

  7. Те словарные слова, написание которых уже прочно усвое­но ребенком, постепенно исключаются из работы, с тем чтобы можно было больше внимания уделить более труд­ным для него словам. Вновь возвращаться к «исключен­ным» словам приходится лишь в случае возвращения оши­бок, и делать это нужно немедленно, не ожидая «обратного развития событий».

20.11.2016 09:48


Рекомендуем курсы ПК и ПП