СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Бесчисленное количество ошибок, имеющихся в школьных тетрадях на так называемые «словарные» слова, буквально приводит в ужас. Ведь в одном и том же слове из работы в работу, из года в год один и тот же ребенок делает одни и те же ошибки! В чем же здесь дело? И как это преодолеть?
Прежде всего необходимо до конца понять следующее. В русском языке имеется большое количество слов, которые пишутся в соответствии с так называемым «условно-историческим» принципом, то есть так, как исторически сложились правила их написания. Сюда же относятся и слова, заимствованные из других языков, которые также пишутся в соответствии с законами тех языков. Теперь уже никто, кроме, разве, языковедов, не может точно сказать, почему, например, в слове «огурец» надо писать О, а не А, а в слове «картофель», наоборот, А, а не О. Просто в течение вот уже нескольких столетий так писали наши предки или так пишутся эти слова в тех языках, из которых слова к нам пришли. А поскольку многие из этих слов широко распространены в современном русском языке и встречаются буквально на каждом шагу, то в связи с этим возникает необходимость овладения их правописанием. И путь для этого только один — все эти слова необходимо запомнить, причем запомнить твердо, на всю жизнь!
С учетом этой необходимости для таких слов в школе заводятся специальные словари, постепенно пополняемые все новыми и новыми словами. Однако, по нашим наблюдениям, многие родители не придают этим словарям должного значения и не приучают своих детей, начиная с 1-го класса, к обязательному и прочному заучиванию словарных слов. А если ребенок не выучил в 1-м классе, как пишется, допустим, слово «собака», то это значит, что в отношении этого слова он на всю жизнь остался безграмотным, поскольку во 2-м, 3-м и более старших классах для заучивания предлагаются уже новые слова и к прежним обычно не возвращаются. О них постоянно напоминают лишь бесконечные двойки.
Но даже если эти слова и заучиваются ребенком, то, как показывает опыт нашего общения с неуспевающими детьми, делается это неправильно, поскольку сама цель заучивания при этом как бы смещается: часто ребенок помнит, что «это словарное слово», но совершенно не помнит, какая именно буква должна быть в нем написана. А ведь только из-за нее и заучивалось это слово! Следовательно, вольно или невольно, но цель заучивания здесь сводится как бы к отграничению словарных слов от всех прочих, а не к запоминанию правил написания тех букв, которые являются в этих словах сомнительными.
В связи с таким положением дел есть несколько простых советов по работе со словарными словами.
Лучше всего уже в 1-м классе завести для этих слов один общий словарь, который в последующие годы обучения будет пополняться все новыми и новыми словами. Наличие такого словаря даст возможность периодически освежать в памяти не только новые, но и выученные в прежние годы слова, что позволит прочно усвоить их написание, «не потеряв» при этом ни одного слова. Другой возможный выход из положения заключается в бережном сохранении таких словарей за все годы школьного обучения и в периодическом обращении к ним при необходимости. В случае если такие словари за несколько предшествующих лет обучения утрачены, их необходимо восстановить и опять- таки постараться свести в один общий словарь в целях усвоения хотя и с опозданием всех уже изученных слов. Иначе они так и будут преследовать ребенка в течение всей его жизни. Необходимо это до конца осознать и сразу принять нужные меры, поскольку с годами обучения число предлагаемых для заучивания слов неуклонно растет, а вместе с тем добавляется и количество ошибок в тетрадях.
В процессе заучивания слова следует произносить так, как они пишутся, а не так, как их принято произносить обычно, например: «корова», «потолок», а не «карова», «пыталок» и т.п. Строжайшее соблюдение этого условия необходимо, так как в противном случае ребенок, хотя и будет знать, что это слово «словарное», но не сможет правильно написать.
С целью улучшения запоминания слов лучше всего постараться самому найти какие-то приемы заучивания, позволяющие вносить как бы некоторую долю осмысливания в этот в общем-то механический процесс. Это можно сделать, например, путем своей собственной систематизации слов после накопления достаточно большого их количества. Допустим, мы решили выделить из общей массы словарных слов названия овощей. Их лучше всего записать в два столбика с учетом содержащейся в их составе гласной О или А, например:
|
|
Для облегчения запоминания полезно отметить для себя даже и то совершенно случайное обстоятельство, что названия первых трех овощей первого столбика начинаются на букву К (то есть в названиях овощей, начинающихся на К, надо писать А).
Слова, включающие в свой состав сочетания -ОРО-, -ОЛО-, в которых звуки Р и Л находятся между двумя гласными О, в ходе систематизации словарных слов лучше выделить отдельно. Это объясняется тем, что подобных слов в русском языке очень много и что их правописание имеет свои особенности.Дело в том, что эти слова можно вообще не заучивать. Здесь просто важно понять, что при их написании в корне слова почти всегда сохраняются два О, в силу чего пишется, например, «корова», «соловей» (а не «карова», «саловей»). Такой способ написания этих слов имеет свое историческое объяснение, приводимое и в школьных учебниках, но в применении к словарным словам это почему-то упускается из виду. Однако сказанное в большинстве случаев относится лишь к исконно русским словам и не распространяется на слова, заимствованные из других языков. В заимствованных словах может писаться не только - ОРО-, -ОЛО-, но и -АРА-, -АЛА-. Поэтому для лучшего усвоения этих слов опять-таки лучше прибегнуть к записи их в два столбика:
|
|
В процессе заучивания словарных слов необходимо к каждому из них подбирать возможно большее число родственных слов, что очень важно по следующим причинам.
Во-первых, ребенок должен понять, что овладение правописанием одного только слова сразу значительно расширяет границы его познания в языке, поскольку он сможет теперь безошибочно писать не только это слово, но и целый ряд однокоренных слов. Например, запомнив слово «барабан», он одновременно овладевает и правописанием слов «барабанить», «барабанщик», «барабанный» (бой). То же самое и со словом «дорога» — это уже не только одно слово «дорога», но и «дорожный», и «придорожный», и «дорожка», и «дороженька» и т.п.
Во-вторых, такое «обыгрывание» каждого словарного слова значительно повышает быстроту и прочность его запоминания.
И, наконец, в-третьих, это очень важно для расширения общего кругозора ребенка, для развития у него «чувства языка» и, в частности, для совершенствования навыка подбора однокоренных слов, столь необходимого при практическом применении правил грамматики.
Совершенно необходимым условием для усвоения словарных слов является систематическое проведение предупредительных диктантов, которое позволяет не допускать ошибок в этих словах и дает возможность «приучать руку» ребенка к их правильному написанию. При отсутствии (или после исчезновения) ошибок в предупредительных диктантах можно переходить к контрольным диктантам, которые уже не предусматривают предварительного разбора подлежащих записи слов.
Те словарные слова, написание которых уже прочно усвоено ребенком, постепенно исключаются из работы, с тем чтобы можно было больше внимания уделить более трудным для него словам. Вновь возвращаться к «исключенным» словам приходится лишь в случае возвращения ошибок, и делать это нужно немедленно, не ожидая «обратного развития событий».
© 2016, Орлова Елена Сергеевна 1108