СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приёмы работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе

Начальная школа - это первое звено в цепи образования, которое ребенок получает в школе. От того насколько прочной будет база знаний, заложенная в начальных классах, зависят дальнейший успех младшего школьника.

Среди многочисленных предметов – русский язык можно считать одним из наиболее трудных. Проблемы правописания орфограмм, постановки знаков препинаний возникают у учащихся с 1 по 11 класс. Анализ письменных работ показывает, что достаточно много ошибок школьники допускают в словах с безударными гласными непроверяемыми ударением. Формальное запоминание этих слов даёт кратковременный результат. Вопрос «как заучить слова из словаря» встает перед каждым учителем начальных классов.

Работая над этой темой, я пришла к выводу, что необходимо выполнять ряд условий для формирования прочного навыка правописания «трудных» слов:

  1. при изучении опираться на различные анализаторы: слух, зрение, сознание, руку;
  2. активно привлекать к изучению учащихся;
  3. использовать различные приёмы для запоминания;
  4. систематически проводить такую работу.

Выполняя эти условия, учитель может строить свою деятельность в несколько этапов.

Первый этап – подготовительный.

Цели этапа:

  • систематизировать слова с непроверяемым написанием,
  • спланировать работу,
  • подготовить разнообразный дидактический материал.

На данном этапе провожу следующую работу:

1)систематизирую слова, записываю их по возрастным классам обучения в алфавитном прядке и по тематическим группам;

2) систематизирую карточки со словами, дописываю новые слова в двух вариантах;

3)планирую ознакомление со словами по классам в течение года;

4) готовлю словарики.

Второй этап – ознакомительный.

Цели этапа:

  • раскрыть смысл, значение каждого изучаемого слова;
  • добиваться от детей правильного произношения и написания таких слов;
  • развивать навыки работы со словами и умение употреблять их в устной и письменной речи.

На данном этапе знакомлю детей со словом или группой слов. При этом привлекаются слуховая память, затем зрительная и моторная. Работа на этом этапе дает детям возможность понять слова, правильно произносить, писать их, умело употреблять в устной речи.

Работу по предъявлению слов провожу следующим образом:

1)рассматривание изображение предмета изучаемого слова, предъявление загадки; установление лексического значения слова;

2)проговаривание с детьми слова хором или индивидуально с целью определения места ударения, количества слогов, произнесение по порядку всех звуков;

3)чтение напечатанного слова с карточки орфографически и орфоэпически; установление разницы в произношении и написании;

4)решение орфографических задач;

5)подбор родственных слов, составление словосочетаний и предложений;

6)подбор синонимов, антонимов, фразеологических оборотов;

7)запись слова с «окошком»;

8)работа над «зрительным» образом слова.

9)знакомство с новым словом через составление кроссвордов;

10)использование мнемонических приемов.

Третий этап – тренировочно-закрепительный.

Цель этапа:

  • Формировать прочные навыки правописания словарных слов.

На этом этапе использую многократное, кратковременное повторение слов с четкой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные ощущения. Предложенные упражнения должны опираться на различные восприятия слов, т. е. обязательно должны способствовать активному запоминанию содержащихся в слове трудностей.

На этом этапе существует много способов по запоминанию слов с трудными написаниями. Вот некоторые из них:

  1. списывание по тематическим группам;
  2. работа со словарем;
  3. ребусы, иллюстрации;
  4. творческие работы (по развитию речи):
  • письмо текста по памяти;
  • свободный диктант;
  • составление предложений;
  • сочинение по опорным словам;
  • письменный пересказ текста, с использованием данных слов;
  • составление рассказа по аналогии;
  • упражнения лексического характера.

Четвертый этап – учетно-контрольный.

Цель этапа:

  • проверить умение учащихся писать изученные слова.

Одним из распространенных видов контроля являются диктанты.

Словарные диктанты классифицированы:

- по форме работы (простые и творческие);

- по виду восприятия (слуховые и зрительные).

Пятый этап – итогово-аналитический.

Цель этапа:

  • выявить траекторию продвижения каждого учащегося и класса в целом по усвоению слов с непроверяемыми написаниями.

Результаты проведенных словарных диктантов заношу в таблицу по каждому ребенку. Степенью усвоения «трудных» слов служит количество допущенных ошибок. Данная работа помогает выявить не только эффективность усвоения материала, но и наиболее «проблемные» слова, требующие дополнительных упражнений.

Для достижения наибольшего эффекта при работе над словами с непроверяемым написанием, необходимо использовать в ходе ознакомительного и тренировочно – закрепительного этапов нетрадиционные приёмы. В своей презентации я их разделила на несколько групп, учитывающих особенности детей младшего школьного возраста.

I. Метод ассоциаций

Мышление учащихся начальных классов носит наглядно – образный характер. В связи с этим у большинства из них преобладает и образный тип памяти. Для того чтобы запомнить непроверяемую букву, надо «оживить» её, либо создать ассоциативную цепочку, которая позволит ребёнку запомнить орфограмму и правильно написать. К таким приёмам можно отнести замену безударной гласной рисунком сходным с изображением буквы и близким к лексическому значению слова.

К другим нетрадиционным приёмам можно отнести мнемонику (система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций). В данном случае важно выполнить следующие требования:

а) ассоциативный образ должен быть связан со словарным словом каким – то общим признаком;

б) ассоциативный образ должен иметь в своём написании ударную гласную, которая является сомнительной в словарном слове.

з

кАпуста

я

ц

Словарное слово: капуста

Ассоциативный образ: заяц(заяц любит кушать капусту)

Общий признак: назначение, цепь питания

Ударный гласный: А – в слове «заяц» под ударением

Аналогично строится работа, основанная на этимологии слова. Однако, в данном случае опора на запоминание подразумевает созвучность словарного слова и слова, от которого оно произошло.

Петух петь

Словарное слово: петух

Происхождение: петь

Ударный гласный: Е – в слове «петь» под ударением.

К нетрадиционным приёмам, использующим метод ассоциаций можно отнести и ребусы, в которых ясно будет слышна или видна безударная гласная.

Словарное слово: Москва

Ассоциативный образ: рисунок моста

Ударный гласный: О – в слове «мост» под ударением

II. Метод проектов

В своём классе я организовала мини-исследование на тему: «Энциклопедия одного слова». Используя все типы словарей, которые есть в библиотеке, сборники загадок и пословиц, обращаясь к помощи взрослых, ребята оформляли свои работы по следующему плану:

Энциклопедия одного слова.

  1. Лексическое значение слова (в толковом словаре).
  2. Слова-родственники (однокоренные).
  3. Слова-друзья (в словаре синонимов).
  4. Слова-враги (в словаре антонимов).
  5. Слово в русском фольклоре (в пословицах, загадках, скороговорках, песнях).
  6. Слово в моём творчестве.
  7. Слово в рисунках.

Такой вид деятельности позволяет активизировать учащихся, развивает их речь, формирует читательскую культуру, помогает ориентироваться в мире справочной литературы.

III. Творческая мастерская.

Представляю приёмы, основанные на ТРИЗ – педагогике:

«Картинки без запинки» - это приём, который нацелен не только на запоминание словарных слов, но и развитие речи учащихся. Предварительная подготовка учителя заключается в следующем: определить группу слов, связанных одной темой, и составить рассказ, используя эти слова.

Назови (учащийся называет предметы, изображённые на рисунке)

Например: девочка, овощи, корзина

Соедини (соединяет предметы – слова, связанные по смыслу, образуя при этом предложение)

Пример: Девочка собирает овощи.

«Оживи» (детям предлагается уловить звуки, запахи, ощущения, т.е. войти в мир ощущений и включить воображение).

Пример: Вкусные помидоры вырастила девочка.

Повтори (составленные предложения повторяются и корректируются речевые недочёты).

Загадки

Начиная работу с жанром «загадки», нужно понять, как она устроена, что надо сделать для её сочинения. В данном случае приведён пример, основанный на отрицании.

Алгоритм работы:

1. Загадываем предмет.

Пример: апельсин

2. Называем его признаки. (Цвет, форма и др.)

Пример: жёлтый, круглый, сладкий.

3. Сравниваем с другими предметами, у которых такой же признак.

Жёлтый, но не …

Круглый, но не …

Сладкий, но не …

Вариант учащихся.

Жёлтый, но не цыплёнок.

Круглый, но не солнце.

Сладкий, но не мёд.

IV. Игровые приёмы.

«Путаница» - принцип игры в наложении слов с непроверяемым написанием друг на друга, а затем в вычленении каждого слова учащимися.

«Прятки» - принцип игры в закрытии части слова.

Анализ моей работы показывает, что планомерное применение различных приемов при изучении или закреплении словарных слов повышает эффективность их правописания на 30 -40%. При этом учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других. Главное, чтобы такая работа проводилась учителем систематически, рационально и соблюдением всех этапов. Только такой подход повысит интерес к родному языку, обеспечит мотивацию учения и наилучший развивающий эффект.

12.03.2017 20:28


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!