СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Педагогическое мастерство учителя
Развитие педагогики как науки связано не только с изучением средств и методов обучения, но и с рассмотрение проблем обучения педагогов, становления и развития педагогического мастерства. Фундаментальные психолого-педагогические исследования плеяды блестящих педагогов и психологов указывают как на определение педагогического мастерства учителя, так и на перечень личностных и профессиональных качеств учителя. В данной работе будет проведен обзор фундаментальных и современных научных мнений по проблеме педагогического мастерства учителя, а кроме того определение педагогического мастерства.
Я. А. Коменский является одним из основоположников современной гуманистической педагогики. Исследования Коменского указывают на то, что он придавал большое значение труду учителя. Профессию учителя Ян Амос Коменский считал почетной, авторитетной ввиду ее социальной значимости, особой социальной функции. «Эта должность настолько превосходная, как никакая другая под солнцем» - считал автор. Я. А. Коменский требовал уважения к воспитателю, учителю. Однако основные требования он предъявлял к профессиональным, моральным, личностным качествам представителя профессии учителя. Учитель, как считал Коменский, должен быть «честным, настойчивым, образованным и трудолюбивым». 24 ноября 1650 года в главной аудитории Патанской школы Я. А. Коменский произнес речь «О развитии народных дарований». В речи Ян Коменский высказал мнение об образовательных и социальных функциях воспитателей и учителей: они должны внушать "все доброе дарованиям еще слабым", "подавали примеры честности, указывали образцы всяких разумных действий и остроумной речи". Кроме перечисленный качеств Ян Коменский называл надежность, «обличенность общественным авторитетом», «удобопонятное» преподавание необходимых детям знаний прочие качества. Среди профессиональных компетенций Ян Амос называл укрепление в детях склонности к наукам, мудрости, добродетелей и красноречия. Достижение всего перечисленного по мнению указанного автора происходит за счет личностных качеств, данных учителя.
Особой точкой зрения на педагогическое мастерство педагога обладал К. Д. Ушинский. В ряде статей автор называет недостатком российского образования дефицит наставников, подготовленных надлежащим образом к выполнению своих обязанностей. В своей статье «О пользе педагогической литературы» К. Д. Ушинский сделал попытку популяризации труда учителя. В труде сформированы основные требования к личностным и профессиональным компетенциям учителя, которые сформулировал К. Д. Ушинский. Данные компетенции в купе составляют профессиональное мастерство педагога. Среди них: следование твердым убеждениям. Учитель, лишенный убеждений, превращается в слепого исполнителя инструкций и указаний. Кроме того, в статье указываются знания (имея ввиду профессиональные знания педагога) как необходимое профессиональное качество. Такие знания, как указывает автор, должны быть не только знаниями преподаваемого предмета, но и специально педагогические. Так автор обращается внимания на то, что обладание специальными знаниями в какой-либо научной области является недостаточным условием для преподавания. Учителю необходимы специальные педагогические знания, которые, из определения педагогики, состоят в обладании методиками преподавания, научения, воспитания.
В трудах Ушинского так же находим разработанные автором формы и содержание специальной подготовки учителя. Учителю необходимо обладать разнообразными, ясным, точными и определенными знаниями по тем наукам, которые он преподает. Кроме того, специальные педагогические знания нужны педагогу для развития умственных способностей детей и привлечения их активного внимания.
Вышеописанные идеи Ушинского актуальны в наше время, сохранили свою творческую силу. Они призывают учителя сохранять, поддерживать, актуализировать свои знания и педагогическое мастерство. Система подготовки педагогов – профессионалов использует прогрессивное наследие великого русского педагога в настоящее время.
Кроме того, в данной статье К, Д. Ушинский сформулировал мнение об общественной значимости учительской профессии. По мнению ученого, воспитатель, «стоящий в уровень с современных ходом воспитания», чувствует себя средством преемственности лучших педагогических традиций, заветов и истин. Заключенная в данном утверждении мысль подтверждает необходимость учителя соответствовать современному уровню образования, повышать свой профессиональный уровень и педагогической мастерство в соответствии с инновационными образовательными процессами.
А. С. Макаренко так же высказывал в своих исследования мнение о профессиональном мастерстве педагога. В статье «Педагоги пожимают плечами» автор высказал свое мнение на традиционное отделение педагогической теории от педагогической практики. Современники называли Антона Семеновича хорошим практиком, но считали, что он слаб в теории. Макаренко, напротив считал, что без теории нельзя стать хорошим практиком.
Так, Макаренко в своих трудах указывал на то, что профессиональный уровень педагога напрямую зависит от овладения им научными знаниями в области педагогики. В подтверждение своих слов Макаренко говорит о том, что все великие педагогические учения вырастают из осмысления нового опыта, прежде всего своего собственного, той самой «хорошей практики». Педагогический опыт при этом Макаренко рассматривал как источник и одновременно способ приращения научного знания. Чернявская А.П. (Педагогическая техника в работе учителя. - М.: Центр "Педагогический поиск",2001.-176с.) Анализ литературы по проблеме позволяет сделать выводы о компонентах профессионального педагогического мастерства:
© 2019, Хлебникова Надежда Юрьевна 346