СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 1. Человек и общество вопросы кодификатора
Общество как форма жизнедеятельности людей
Существует понятие общество в широком и узком смысле.
Общество в широком смысле слова – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения и совместной жизнедеятельности людей.
Под обществом в узком смысле понимается:
Различают следующие типы обществ:
Типы обществ
Традиционное общество – это понятие, обозначающее совокупность обществ, общественных укладов, стоящих на разных ступенях развития и не обладающих зрелым индустриальным комплексом. Определяющая производственная сфера таких обществ – сельское хозяйство. Главные общественные институты – церковь и армия.
Индустриальное общество – это общество, для которого характерны развитая и сложная система разделения труда при высокой степени его специализации, массовое производство товаров, автоматизация производства и управления, широкое внедрение новшеств в производство и жизнь людей. Определяющей производственной сферой индустриального общества является промышленность.
Постиндустриальное общество – это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения произошёл переход от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки являются главной движущей силой экономики.
Глобализация – исторический процесс сближения наций и народов, постепенно стирающий традиционные границы и превращающий человечество в единую политическую систему. Глобальные проблемы
Глобальные проблемы – проблемы, которые могут привести к гибели человеческой цивилизации.
Взаимодействие общества и природы
Существует понятие природы в широком и узком смысле.
В широком смысле под природой понимается весь мир, в многообразии его форм и проявлений;
в узком смысле – биосфера, естественные условия жизни общества, человека.
Общество неразрывно связано с природой, в отличие от неё общество не может существовать отдельно.
Типы отношений общества и природы:
Гармоничные – получение обществом из природной среды необходимых вещественных и энергетических ресурсов.
Конфликтные – загрязнение воздуха, водоёмов, бесконтрольное расходование минеральных ресурсов.
Таким образом взаимодействие общества и природы носит противоречивый характер.
Для первичной рефлексии учащимся предлагаются следующие задания:
Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
Сферы общественной жизни |
Составляющие элементы |
Деятельность людей и отношения между ними |
Экономическая |
Предприятия, фирмы, банки, биржи и др. |
Производство, распределение, обмен и потребление материальных благ |
Политическая |
Парламент, правительство партии, общественные организации и др. |
Отношения между обществом и государством, между государством и политическими партиями |
Сферы общественной жизни |
Составляющие элементы |
Деятельность людей и отношения между ними |
Социальная |
Системы соц. обеспечения, здравоохранения и др. |
Отношения между различными общественными группами |
Духовная (культура, образование, наука, религия) |
Школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы и т.д. |
Отношения возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления |
Все сферы общества (экономическая, политическая, социальная, духовная) тесно взаимосвязаны.
Для первичной рефлексии учащимся предлагаются следующие задания:
Биологическое и социальное в человеке
Человек – биосоциальное существо, особое, высшее звено в развитии живых организмов на Земле.
Биологическое начало:
Основные отличия человека от животных:
Только для человека возможна самореализация личности.
Потребности – недостаток в чём-либо необходимом для поддержание жизнедеятельности организма.
Виды потребностей:
Задатки – природная предрасположенность человека к тому или иному виду деятельности.
Способности – индивидуально-психологические особенности личности, от которых зависит успешное выполнение определённой деятельности.
Талант – уровень развития способностей, который позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, совершенством и значимостью.
Гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной области.
Личность, особенности подросткового возраста
Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный человек.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие, отличительные особенности (внутренние и внешние) от других людей.
Личность – совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения.
Социализация – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.
Процесс социализации продолжается всю жизнь.
Информация об этапах социализации в дополнительных материалах.
Особенности подросткового возраста:
Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)
Деятельность – особая форма взаимодействия человека с окружающим миром.
Более подробно об отличиях деятельности человека от активности животных в дополнительных материалах.
Структура деятельности включает в себя:
Основные компоненты деятельности
Более подробно об основных компонентах деятельности в дополнительных материалах.
Труд – это вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата.
Игра – это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – отдых, развлечение.
Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.
Отличия деятельности человека от активности животных
Деятельность человека |
Активность животных |
Приспособление к природной среде путём её масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды обитания человека. |
Приспособление к условиям среды, прежде всего путём перестройки собственного организма. |
Целеполагание в деятельности. Сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию. |
Целесообразность в поведении. Подчинение инстинкту, действия изначально запрограммированы. |
Воздействие на среду специально изготовленными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические возможности человека. |
Воздействие на среду осуществляется, как правило, органами тела, данными природой. Отсутствие способности изготавливать орудия труда с помощью ранее созданных средств. |
Продуктивный, творческий, созидательный характер. |
Потребительский характер: не создаёт ничего нового по сравнению с тем, что дано природой. |
Человек и его ближайшее окружение, межличностные отношения, общение
Малая группа – немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных контактах.
Признаки малой группы:
Различают следующие типы малых групп:
Межличностные отношения – это отношения между двумя и более отдельными индивидами.
Формальные:
- переговоры о приеме на работу;
- беседа директора с родителями ученика
- отношения между должностными лицами в служебное время
- назначение деловой встречи по телефону.
Неформальные:
- вечеринка друзей;
- поездка с приятелями на пикник;
- туристический поход;
- знакомство с соседом
- беседа с приятелем по телефону.
Общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, социальных групп, в ходе которого происходит обмен информацией, опытом, результатами деятельности.
Через общение человек:
- получает знания об окружающем мире
- происходит передача опыта
- усваивает культурные и нравственные ценности, которые выработало человечество
- усваивает правила и нормы поведения
- учится оценивать поступки других людей
Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение
Межличностный конфликт – особое явление, выражающееся в столкновении интересов, мнений, взглядов отдельных людей.
Причины конфликтов:
Стратегии поведения в условиях конфликта:
© 2024, Булатова Анна Васильевна 3241