СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к экзамену ОГЭ по обществознанию 2025 г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 1. Человек и общество вопросы кодификатора

Общество как форма жизнедеятельности людей

Существует понятие общество в широком и узком смысле.

Общество в широком смысле слова – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения и совместной жизнедеятельности людей.

Под обществом в узком смысле понимается:

  • Определённый этап человеческой истории (средневековое общество)
  • Объединения людей с общими целями и интересами (цветоводы)
  • Население страны, государства (российское общество)
  • Всё человечество в целом

Различают следующие типы обществ:

  • Традиционное
  • Индустриальное
  • Постиндустриальное

Типы обществ

Традиционное общество – это понятие, обозначающее совокупность обществ, общественных укладов, стоящих на разных ступенях развития и не обладающих зрелым индустриальным комплексом. Определяющая производственная сфера таких обществ – сельское хозяйство. Главные общественные институты – церковь и армия.

Индустриальное общество – это общество, для которого характерны развитая и сложная система разделения труда при высокой степени его специализации, массовое производство товаров, автоматизация производства и управления, широкое внедрение новшеств в производство и жизнь людей. Определяющей производственной сферой индустриального общества является промышленность.

Постиндустриальное общество – это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения произошёл переход от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки являются главной движущей силой экономики.

Глобализация – исторический процесс сближения наций и народов, постепенно стирающий традиционные границы и превращающий человечество в единую политическую систему. Глобальные проблемы

Глобальные проблемы – проблемы, которые могут привести к гибели человеческой цивилизации.

  • Климатические изменения, вызванные деятельностью человека.
  • Исчезновение многих видов животных и растений.
  • Рост населения Земли.
  • Быстрый рост потребления природных ресурсов.
  • Международный терроризм.

Взаимодействие общества и природы

Существует понятие природы в широком и узком смысле.

В широком смысле под природой понимается весь мир, в многообразии его форм и проявлений;

в узком смысле – биосфера, естественные условия жизни общества, человека.

Общество неразрывно связано с природой, в отличие от неё общество не может существовать отдельно.

Типы отношений общества и природы:

Гармоничные – получение обществом из природной среды необходимых вещественных и энергетических ресурсов.

Конфликтные – загрязнение воздуха, водоёмов, бесконтрольное расходование минеральных ресурсов.

Таким образом взаимодействие общества и природы носит противоречивый характер.

Для первичной рефлексии учащимся предлагаются следующие задания:

Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь

Сферы общественной жизни

Составляющие элементы

Деятельность людей и отношения между ними

Экономическая

Предприятия, фирмы, банки, биржи и др.

Производство, распределение, обмен и потребление материальных благ

Политическая

Парламент, правительство партии, общественные организации и др.

Отношения между обществом и государством, между государством и политическими партиями

Сферы общественной жизни

Составляющие элементы

Деятельность людей и отношения между ними

Социальная

Системы соц. обеспечения, здравоохранения и др.

Отношения между различными общественными группами

Духовная (культура, образование, наука, религия)

Школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы и т.д.

Отношения возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления

Все сферы общества (экономическая, политическая, социальная, духовная) тесно взаимосвязаны.

Для первичной рефлексии учащимся предлагаются следующие задания:

Биологическое и социальное в человеке

Человек – биосоциальное существо, особое, высшее звено в развитии живых организмов на Земле.

Биологическое начало:

  1. анатомия
  2. физиология
  3. протекание различных процессов в организме (питание, дыхание, сон и т.д.)

Основные отличия человека от животных:

  1. Человек способен производить орудия труда, использовать их;
  2. Человек обладает сложно организованным мозгом, мышлением и членораздельной речью;
  3. Человек способен к целенаправленной творческой деятельности;

Только для человека возможна самореализация личности.

Потребности – недостаток в чём-либо необходимом для поддержание жизнедеятельности организма.

Виды потребностей:

  • Биологические (питание, вода, самосохранение, продолжение рода и др.)
  • Социальные (общение, самореализация и др.)
  • Духовные (вера, творчество)

Задатки – природная предрасположенность человека к тому или иному виду деятельности.

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, от которых зависит успешное выполнение определённой деятельности.

Талант – уровень развития способностей, который позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, совершенством и значимостью.

Гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной области.

Личность, особенности подросткового возраста

Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный человек.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие, отличительные особенности (внутренние и внешние) от других людей.

Личность – совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения.

Социализация – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.

Процесс социализации продолжается всю жизнь.

Информация об этапах социализации в дополнительных материалах.

Особенности подросткового возраста:

  1. Психологические изменения
  2. Физиологические изменения
  3. Развитие мышления
  4. Формирование самосознания
  5. Формирование мировоззрения
  6. Полярность мнений и поведения
  7. Чувство взрослости

Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)

Деятельность – особая форма взаимодействия человека с окружающим миром.

Более подробно об отличиях деятельности человека от активности животных в дополнительных материалах.

Структура деятельности включает в себя:

  • Объект
  • Субъект
  • Мотив
  • Цель
  • Средства
  • достижения
  • Результат

Основные компоненты деятельности

  • Субъект деятельности – это тот, кто осуществляет деятельность (человек, коллектив, общество).
  • Объект деятельности – это то, на что направлена деятельность, то, что изменяется в результате деятельности (предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека).
  • Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. В качестве мотивов могут выступать: потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения и эмоции, идеалы.
  • Цель деятельности – это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.
  • Результат – это конечный продукт деятельности.

Более подробно об основных компонентах деятельности в дополнительных материалах.

Труд – это вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата.

Игра – это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – отдых, развлечение.

Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Отличия деятельности человека от активности животных

Деятельность человека

Активность животных

Приспособление к природной среде путём её масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды обитания человека.

Приспособление к условиям среды, прежде всего путём перестройки собственного организма.

Целеполагание в деятельности. Сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию.

Целесообразность в поведении. Подчинение инстинкту, действия изначально запрограммированы.

Воздействие на среду специально изготовленными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические возможности человека.

Воздействие на среду осуществляется, как правило, органами тела, данными природой. Отсутствие способности изготавливать орудия труда с помощью ранее созданных средств.

Продуктивный, творческий, созидательный характер.

Потребительский характер: не создаёт ничего нового по сравнению с тем, что дано природой.

Человек и его ближайшее окружение, межличностные отношения, общение

Малая группа – немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных контактах.

Признаки малой группы:

  1. Наличие общей цели;
  2. Совместная деятельность;
  3. Личное взаимодействие членов группы;
  4. Длительность существования;
  5. Добровольный характер
  6. Определённый эмоциональный фон.

Различают следующие типы малых групп:

  • Условные (нет постоянных контактов)
  • Реальные (постоянные контакты)
  • Естественные (складываются сами по себе)
  • Формальные (официальные)
  • Неформальные (неофициальные)

Межличностные отношения – это отношения между двумя и более отдельными индивидами.

Формальные:

- переговоры о приеме на работу;

- беседа директора с родителями ученика

- отношения между должностными лицами в служебное время

- назначение деловой встречи по телефону.

Неформальные:

- вечеринка друзей;

- поездка с приятелями на пикник;

- туристический поход;

- знакомство с соседом

- беседа с приятелем по телефону.

Общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, социальных групп, в ходе которого происходит обмен информацией, опытом, результатами деятельности.

Через общение человек:

- получает знания об окружающем мире

- происходит передача опыта

- усваивает культурные и нравственные ценности, которые выработало человечество

- усваивает правила и нормы поведения

- учится оценивать поступки других людей

  • формирует личные качества:
  • принципиальность, отзывчивость,
  • честность, доброту и др.

Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение

Межличностный конфликт – особое явление, выражающееся в столкновении интересов, мнений, взглядов отдельных людей.

Причины конфликтов:

  1. Неумение контролировать эмоции
  2. Негативные чувства (зависть, корысть)
  3. Невоспитанность
  4. Различные ценностные ориентации
  5. Возрастные

Стратегии поведения в условиях конфликта:

  1. Избегание – стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая её
  2. Приспособление – сглаживание противоречий в ущерб своих интересам
  3. Соперничество – открытая борьба за свои интересы
  4. Компромисс – урегулирование разногласий путём взаимных уступок
  5. Сотрудничество – совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон
14.10.2024 21:00


Рекомендуем курсы ПК и ПП