СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В нашей группе ярко выраженные конфликты возникают в практически двух случаях: в первом- дети ссорятся в основном из-за игрушек, их неумение делиться игрушками, договариваться об очередности в игре, принимать во внимание интересы друг друга. Будучи собственниками по своей природе, дети с трудом расстаются с любимой игрушкой или вещью. Покушение на игрушку, кото­рую ребенок считает своей, является покушением на его безо­пасность, на его личностное пространство. Во втором случае - ссорятся зачастую из-за совместных игр. Кто-то не хочет с кем-то играть вместе или один отказывается подстраиваться под другого, конфликтуют из-за того, какими должны быть правила игры, кто какую роль будет выполнять в игре и каждый хочет занять лидирующее положение. А т.к. наши дети очень эмоциональны, им очень трудно договориться между собой, согласовать игровые действия, проявить доброжелательность, каждый хочет владеть ситуацией (быть главным). Они видят только внешнее поведение другого: толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки и т.д., им тяжело понять, что он чувствует в данной ситуации, они не понимают, что каждый в группе – личность, со своим внутренним миром, интересами и желаниями.

В небольших стычках и ссорах мы педагоги придерживаемся наблюдательной позиции, без особой необходимости не вступаем в ссоры детей: это можно расценить как первые жизненные детские уроки взаимодействия между собой, первый этап обучения методом проб и ошибок, Надо, чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты-это важная предпосылка успешной социализации. Воспитатель приходит на помощь только при «психологических атаках», когда ребенок кричит, топает ногами, плачет, пытается оскорбить, ударить другого.

Конфликтные ситуации провоцируют конфликтные дети:

Агрессивист – Это наш Аркаша, задирает других и раздражается сам, если его не слушают, всегда старается быть главным, лидером.

Жалобщик – Это наш Захар, всегда на что-нибудь жалуются

Молчунья – Это наша Милана, бессловесная, упертая, если чем-то недовольна, узнать чего она хочет очень сложно; если сам не догадался, жди истерику, крики, слезы.

Всезнайка – Это Эрик, считают себя выше, умнее других, всегда указывает детям, что им надо делать, какие атрибуты к игре брать, куда идти и т.д.

Нерешительные – Это наша Анна и Вероника, Саша-хотят всегда и везде принимать участие, даем им эту возможность, медлят с принятием решений, несообразительные, боятся ошибиться, игра- тормозится, дети недовольны…

Скрытые – Это Вова, в игровой деятельности испытывает трудности с детьми из-за речевой проблемы, вроде отойдет в сторону, но затаивает обиду и неожиданно набрасывается на обидчика

Невинные лгуны – Это большинство наших детей, вводят других в заблуждение ложью и обманом.

Ситуация «Игра в «Магазин»

В группе мы решили играть в игру «Магазин». Аркаша быстренько взял роль

- Я буду продавцом, а вы все покупатели.

Начался спор по поводу того, что Аркаша каждый раз бывает продавцом, больше никто. Помимо всего, он стал указывать играющим, что кому покупать, с чем приходить в магазин. Детям это не понравилось, начинаются крики, обиды, жадобы, большинство отказались от игры.

Разрешение конфликта.

Здесь нужно поговорить с ребёнком (без упреков, нравоучения- это ни к чему хорошему не приведет), что не может быть один и тот же продавец, они работают по сменам с выходными днями,(взять пример педагогов группы 2-дня Галина Владимировна, через 2 дня –Наталья Юрьевна), и ему стоит побыть и покупателем. Следует закрепить правило, что роли нужно распределять по - очереди. На крайний случай можно воспользоваться считалкой. В сюжетной игре, несколько участников, играя дети верят в правду игры, искренне радуется или огорчается по ходу игры. Чтобы избежать конфликтные ситуации в данной игре добавляем игровые сюжеты (ты- повар покупаешь продукты, идешь на кухню готовишь суп, кашу, котлеты…, ты ждешь гостей, накрываешь праздничный стол, покупаешь продукты к празднику., а ты гость, который идет на этот праздник и пришел за подарком.), раздаем роли в соответствии с их не конфликтностью в ней.

И самое важное: играть вместе с детьми- когда есть общая цель, ребенок учится уступать желаниям других или убеждать их в своей правоте, устанавливаются взаимоотношения дружбы, общения.

Ситуация "Это моя машина". Эрик и Захар отталкивая друг друга, пытаются забрать машинку. Оба сердито кричат. "Это мое!" "Нет, я хочу с ней играть!" назревает драка.

В этот момент мало вероятно, что дети услышат Воспитателя, мальчики продолжают толкать друг друга и кричать, не слушая взрослого.

Воспитатель: "Разве это хорошо, когда тебя толкают? Если вам это тоже не нравится. Вы можете сказать друг другу: "Стоп!"

Оба ребенка громко кричат: "Стоп!" и прекращают толкаться. Но теперь они молча пытаются перетянуть машинку к себе.

Воспитатель: "Вот видите, вы перестали толкаться. Теперь вы готовы поговорить о том, что делать?"

Дети начинают затихать и молча смотрят друг на друга.

Воспитатель принимает позу «глаза в глаза» (садится на маленький стульчик лицом к детям) Важно выслушать с сочувствием, не перебивая и не давая советов, оставаться нейтральным, не принимая ничью сторону. Воспитатель не доминирует в беседе, он посредник, помощник.

Воспитатель: "Я вижу, вы ссоритесь. Давайте попробуем разобраться в том, что происходит. Вы оба хотите одну игрушку"

Что можно сделать, когда два человека хотят иметь одну и ту же игрушку? Что здесь можно придумать?

Стратегия поведения взрослого в этой ситуации такова: - Он не ругает и не обижает ни одного их детей. - Привлекает их внимание к чувствам и желаниям друг друга. - Побуждает детей высказывать свои желания. - Побуждает их думать и формулировать свои предложения по поводу ситуации. - Выступает в качестве посредника, повторяя каждому из детей высказывания партнера и, тем самым, усиливая их значение и помогая детям услышать друг друга. - Подводит итог обсуждению и выражает свою радость от того, что детям удалось договориться.

06.05.2019 06:22


Рекомендуем курсы ПК и ПП