СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
1. Познавательное проблемное изложение
Уместно в тех случаях, когда учащиеся не обладают достаточным объемом знаний, когда впервые сталкиваются с явлением и не могут установить необходимые ассоциации.
В этом случае поиск осуществляет сам учитель: ставит проблемные вопросы, задачи и сам их решает; ученики лишь мысленно включаются в процесс поиска решения.
Пример: УД «Интерьерное озеленение помещений и флористика». В учебном кабинете начал цвести зигокактус (в народе «декабрист»). Девочки захотели с ним сфотографироваться и хотели переставить растение. Преподаватель запретил это делать, сказав, что растение тут же сбросит бутоны, если его потревожить. У студентов, разумеется, возник вопрос, почему. Преподаватель поинтересовался, знают ли они, в каком климатическом поясе живет это растение в естественных для него условиях и к какому типу организмов оно относится. Студенты затруднились ответить на этот вопрос. Преподаватель рассказал, что зигокактусы – обитатели тропических лесов Бразилии, они относятся к эпи- и литофитам, т.е. живут на деревьях или скалах, т.е. в очень стабильной микросреде. Из этого следует, что став комнатным, это растение сохранило потребность в почти полном покое, особенно в период цветения. Любое свое перемещение оно «воспринимает» как угрозу, и срабатывает эволюционный механизм выживания, который предполагает максимальное сохранение ресурсов организма, в том числе отказ от размножения.
2. Диалогическое проблемное изложение
Метод диалогического изложения представляет собой диалог учителя с коллективом учащихся. Учитель в созданной им проблемной ситуации сам ставит проблему и решает её, но с помощью учащихся, то есть они активно участвуют в постановке проблемы выдвижения предположений, и доказательства гипотез. Деятельности учащихся присуще сочетание репродуктивного и частично-поискового методов обучения. Основная форма преподавания – беседа.
Пример: УД «История садово-паркового искусства». После изучения тем «Регулярные садово-парковые ландшафты Европы» и «Пейзажные садово-парковые ландшафты Европы» студенты перешли к теме «Развитие садово-паркового искусства России». В самом начале изучения темы один из студентов поставил вопрос «Почему на Руси, в отличие от Европы, самостоятельно не возникла своя садово-парковая традиция?». Далее со стороны преподавателя следует ряд вопросов об исторических и социокультурных реалиях Русского государства в сравнении с Европой (апелляция к изученным ранее темам), которые не позволили этому случится.
3. Эвристический
Представляет собой систему логически взаимосвязанных вопросов учителя и ответов учащихся, конечной целью, которой является решение целостной, новой для учащихся проблемы или ее части.
Пример: УД «Основы почвоведения, земледелия и агрохимии». Новая тема «Почвообразовательный процесс. Морфология почв». Преподаватель показывает разные почвенные образцы, кратко их характеризует и задает вопрос «Почему почвы Архангельской области представлены только лесными подзолистыми и болотными типами?». Далее следует ряд вопросов из ранее изученных тем (Происхождение и состав минеральной части почвы, Происхождение и состав органической части почвы), последовательные ответы на которые подводят студентов ответу на поставленный вопрос (процесс почвообразования на территории нашей области протекает при определенных условиях…
4. Исследовательский метод.
Используется, когда учащиеся обладают достаточными знаниями, необходимыми для построения предположений, а также умением выдвигать гипотезы. Предполагает самост. формулирование и решение проблемы с последующим контролем учителя. Предполагается постановка исследовательских заданий: сначала выполняется практ. работа по сбору фактов (опыт, эксперимент, наблюдение, работа над книгой, сбор материалов), затем их теорет. анализ и обобщение.
Пример: УД «Дендрология». После экскурсии по дендрарию нашего техникума и дендрарию технологического колледжа Императора Петра I студенты самостоятельно задались вопросом о том, можно ли придать этим насаждениям просветительскую функцию. Были определены этапы работы, поставлены цель и задачи. Студенты выбрали установку табличек с кьюаркодами, при сканировании которых, можно было бы узнать биологические особенности каждого растения, агротехнику его выращивания, использование в ландшафтном строительстве. Группа разделилась на подгруппы, каждая из которых решала свою задачу: сбор необходимой информации, ее оформление, решение технической стороны проекта, реализацию на практике.
© 2020, Пантелеева Людмила Геннадьевна 1867