СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ГБОУ Уфимская специальная общеобразовательная
(коррекционная) школа-интернат №59 VIII вида
«Применение инновационных технологий учителем математики»
Выступление в БИРО РБ для слушателей курсов повышения квалификации.
Иванова Н.А.
Уфа, 2014г.
Современное состояние образования в России в полной мере связано с феноменом
«инновации». Инновация представляет собой естественное явление в педагогическом процессе, является движущей силой его совершенствования. Изучение разных точек зрения на природу инновации позволяет рассматривать её как междисциплинарное явление.
Наша школа, и наше МО в частности, как и многие другие МО и школы, ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность. Цель инновационной работы педагогического коллектива нашего МО- создание условий для обеспечения дальнейшего развития и функционирования образовательного учреждения, обеспечение более высокого уровня профессиональной компетентности педагогов на основе внедрения современных педагогических технологий в образование и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Я считаю, что использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес воспитанников, способствует коррекции их недостатков развития, творческой активности.
В современных требованиях уровня профессиональной деятельности учителя на первое место поставлен критерий владение современными образовательными технологиями и методиками, эффективность их применения. Инновационная работа в нашем МО ведётся по следующим направлениям:
1. Формирование информационной культуры и медиакомплектности. Эффективно используются компьютерные технологии. Это уроки основ компьютерной грамотности, использование интерактивной доски. В связи с этим, в учебный план введён новый предмет ОКГ. В частности, интерактивная доска помогает самоутверждению воспитанников, развивает общую и мелкую моторику. На ней можно работать не только маркерами, но и рукой, пальчиками.
2.Решение задач оздоровления наших воспитанников средствами физической культуры и спорта. Весь школьный режим подчинён этой задаче: физкультминутки на уроках, ЛФК, составление расписания уроков.
3. Ипотерапия - лечебная верховая езда. Это особая форма лечебной физкультуры.
4. Внедрение эффективных педагогических технологий и методик, отличающихся личностно-ориентированной направленностью.
5. Обучение на дому детей с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии.
Я работаю в коррекционной школе 15 лет. В своей работе основное внимание уделяю формированию и коррекции личности аномального ребёнка с целью его социальной адаптации и интеграции в общество, т. е. подготовке его к жизни, к трудовой деятельности.
На основе наблюдений за домашними и самостоятельными работами, также по результатам специальных диагностирующих работ, я делю воспитанников на группы:
I группа – воспитанники, усваивающие учебный материал по нашей основной программе;
II групп – воспитанники, частично усваивающие учебный материал;
III группа – воспитанники, усваивающие учебный материал трудно, с многократным повторением (составляются индивид. программы ).
Каждый отдельный урок строю, базируя на учебной программе. Урок имеет несколько уровней с учётом умственного развития воспитанников и их индивидуальных возможностей. На этом уроке решается несколько задач. С одним материалом знакомлю и первоначально закрепляю, другой материал на этом же уроке углубляю, обобщаю, систематизирую, часть знаний закрепляю выработкой умений и навыков (вычислительных, измерительных, графических), решением простых задач.
По своим возможностям, знаниям и практическим навыкам наши воспитанники делятся на разные уровни. Есть воспитанники с хорошей памятью, но с повреждёнными комбинаторными способностями - они хорошо знают таблицу умножения, но не могут сделать элементарное сложение. У вторых отсутствуют операции сравнения, обобщения и отвлечения – они считают, но решить то же в рамках ситуационной задачи не могут. У третьих нарушено пространственное мышление, оценка плоскости – они геометрически не мыслят. Четвёртые лишены сообразительности, интуитивного механизма озарения. Одни воспитанники лучше усваивают материал на слух, у других - зрительное восприятие лучше, а кто-то должен не только увидеть и услышать, но и потрогать. Задания и требования приходится варьировать и моделировать с учётом этих особенностей. Здесь одним из важных средств является целенаправленное повторение. Повторение не должно быть механическим и сводиться к многократному воспроизведению. Я повторяю пройденное, где это возможно, в связи с новым материалом. Для такого повторения служат карточки – задания групповые и индивидуальные для устных и письменных упражнений, создаются игровые ситуации, благодаря которым воспитанники легче усваивают учебный материал. Проговариваем вслух задания и алгоритмы выполнения их, что способствует развитию речи. Даю практические задании, связанные с темой ( отмерить, отрезать, начертить, обвести), что помогает корригировать недостатки мелкой моторики воспитанников. Индивидуальный подход всегда дополняю наглядностью обучения.
Мною разработаны блоки наглядности, раздаточного материала, карточки – задания, макеты часов, весов, плакаты по многим темам. В этом учебном году в учебный план введён предмет «Основы физики». Я убеждена, что математика, особенно в коррекционной школе, должна носить прикладной характер. Еще Лобачевский сказал: «Математике должно учить в школе ещё с той целью, чтобы познания здесь приобретённые, были достаточными для обыкновенных потребностей жизни ». Нашим воспитанникам нужна не математика в «чистом» виде, а умение её использовать в повседневной жизни. При подаче изучаемого материала стараюсь составлять задачи и примеры на жизненно знакомом воспитанникам материале. Так, например, при изучении темы по геометрии «Сложение и вычитание отрезков» воспитанники выполняют конкретные задачи, которые им хорошо знакомы по урокам технологии. Мы режим отрез ткани на несколько кусков, которые нужны для пошива фартуков. Отрезаем от длинной рейки нужные длины штапиков для ремонта школьных окон. От целого куска ватмана отрезаем нужную длину форзаца книги и т. д. При работе с дробями - делим шоколадку, апельсин, получаем дроби и съедаем их. На своих уроках я часто использую сюжетно - ролевые игры (поход в аптеку, магазин, на рынок). Это, в первую очередь, воздействует на эмоциональную сферу, поэтому во многих случаях является наиболее эффективным средством повышения мотивации, развития коммуникативных возможностей воспитанников, отработки необходимых навыков. В 10кл.- 11кл. небольшой объём часов (10кл-2ч. в неделю, 11кл.-1ч в неделю) по плану. У наших воспитанников ограниченные возможности интеллектуального развития, узкий круг бытовых и социальных ситуаций, которые требуют в повседневной жизни применение математических знаний. Всё это позволяет ограничиться знаниями, умениями и навыками, которые были получены на уроках математики в 5-9кл. Поэтому я даю в 10 и11 классах учебный материал в виде повторения тех разделов, которые будут актуальны в дальнейшей жизни воспитанников. Для того, чтобы наши выпускники более успешно интегрировались в современное общество, я свои уроки математики тесно связываю с темами, изучаемыми в курсах СБО и технологии. Например, беря за основы тему СБО «Медицинская помощь», мы рассчитываем расход лекарств при приёме и нужное количество при покупке в аптеке. Повторяя проценты, мы просчитываем процент оплаты больничных листов, оплату кредита, дисконтные скидки в магазинах. Знакомимся с экономическими понятиями выгодно - не выгодно, прожиточный минимум, потребительская корзина и т. д. Провожу экскурсии на рынок, в магазины. Во дворе школы размечаем спортивную площадку. Вместе с воспитанниками подсчитываем количество рулонов обоев для ремонта класса.
Говоря о преподавании математики, об использовании мною инновационных технологий, хочу сказать, что основные задачи, которые я ставлю перед собой, это:
а) преподавать курс в доступной форме;
б) учу распознавать в реальной жизни математические факты;
в) учу применять математические знания в решении конкретных задач;
г) использую процесс обучения математике для компенсации и коррекции недостатков познавательной деятельности и личностных качеств воспитанников с ОВЗ.
© 2015, Иванова Наталья Андреевна 163