СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение кейс-метода в преподавании психологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение кейс-метода в преподавании психологии

Сегодня показателем профессиональной подготовки специалиста является умение перерабатывать большой поток информации, способность анализировать непредвиденные ситуации, самостоятельно разрабатывать алгоритмы принятия решения, а также развитие таких личностных качеств, как инициативность и самостоятельность.

Использование кейс-метода в профессиональном обучении дает возможность обеспечить высокий уровень подготовки такого специалиста. Необходимость внедрения кейс-метода в практику образования обусловлена еще и тем, что через ситуативность студенты легко подключают новые знания к уже имеющимся.

Кейс-метод позволяет активизировать различные факторы: теоретические знания по тому или иному курсу, практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказать свою.

С помощью этого метода студенты имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал.

Использование этого метода необходимо еще и потому, что он позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни. Можно быть замечательным специалистом – теоретиком, но научиться находить наиболее рациональное решение, быть готовым соотносить изученный материал с практикой – этому нужно учить с помощью активных методов обучения, в том числе включая кейсы в учебные курсы.

Использование кейс-метода в изучении учебных дисциплин психолого-педагогического цикла является особенно значимым, так как применение импровизаций в учебном процессе требует максимального приближения студентов к реальным ситуациям и принятию адекватных решений. В практической профессиональной деятельности выпускникам придется сталкиваться с различными непредвиденными ситуациями, которые возможны в работе с детьми, с их родителями, с сотрудниками ДОУ и коллегами. Конечно, готовых рецептов как поступать в той или иной ситуации дать невозможно. Поэтому, решая различные проблемные ситуации еще на студенческой скамье, у выпускника будет гораздо больше шансов успешно решать их в своей будущей профессиональной деятельности.

Свою выгоду при применении этого метода имеет и преподаватель: грамотно направляя дискуссию, он может вывести на новое решение проблемы, увидеть упущенные ранее грани рассматриваемой ситуации.

Разработка и преподавание кейсов – довольно сложная задача, выдвигающая требования высокого профессионализма, педагогического мастерства и эрудиции.

Таким образом, целью данной педагогической разработки является демонстрация педагогического потенциала кейс-метода.

Из вышеперечисленных проблем, и цели педагогической разработки вытекают следующие задачи:

- включение кейс-метода в учебный процесс при изучении курса педагогики;

- организация творческой работы преподавателя по созданию кейса и вопросов для его анализа.

- организация работы преподавателя и студента на этапах организации кейса.

- создание студентами кейсов по проблемам воспитания и обучения дошкольников.

Ключевые слова: кейс; кейс-метод; создание; ситуация; проблема; поиск информации; вариант; решение; анализ; дискуссия, технология.

Технология кейс-стади (Сase study)

Суть кейс-метода (case study) в том, что учащимся предлагают реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую – либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.

Кейс – это:

  1. Кейс – это описание реальной ситуации.
  2. Кейс – это «кусочек» реальной жизни (в английской терминологии TRUE LIFE).
  3. Кейс – это события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, «сподвигнуть» учащихся к обсуждению и анализу ситуации, и принятию решения.
  4. Кейс – это «моментальный снимок реальности», «фотография действительности».
  5. Кейс – не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуации (по Смоляниновой О.Г.).

Особенностью кейс – метода обучения является его образовательная открытость с одной стороны, а с другой, замкнутость и жестокость в результативности обучения. Грамотно изготовленный кейс провоцирует дискуссию, привязывая студентов к реальным фактам, позволяет промоделировать реальную проблему, с которой в дальнейшем придется столкнуться на практике.

Материалы для создания кейса.

  1. Проблемные реальные ситуации.
  2. Интересные исторические факты.
  3. Литературные источники.

Виды представления CASE

  1. Печатный CASE
  2. Мультимедиа CASE
  3. Видео CASE

Объем CASE может быть различным – от нескольких предложений на одной странице («западно-европейские» кейсы) до множества страниц («американские» кейсы).

Однако, следует помнить, что большие кейсы вызывают некоторые затруднения у учащихся по сравнению с малыми, особенно при работе впервые.

Сценарий организации занятий:

  1. Подготовительный этап.

Педагог подготавливает ситуацию, дополнительные информационные материалы, определяет место урока в системе предмета, задачи урока.

  1. Ознакомительный этап.

На данном этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной профессиональной ситуации.

  1. Введение в ситуацию.
  2. Описание ситуации.
  3. Информационный материал.
  4. Глоссарий.
  1. Основной (аналитический) этап.
    1. Вступительное слово учителя;
    2. Распределение учащихся по группам (4-5 человек в каждой);
    3. Организация работы групп: краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их обсуждение; выявление проблемных моментов; определение докладчиков.
    4. Первый раунд дискуссии – обсуждение проблемных моментов в малых группах, поиск аргументов и решений.
    5. Второй раунд дискуссии – представление результатов анализа, общегрупповая дискуссия, подведение итогов дискуссии и найденных решений.
  2. Итоговый этап.
    1. Заключительная презентация результатов аналитической работы (учащиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов решений одной проблемы);
    2. Обобщающее выступление учителя – анализ ситуации;
    3. Оценивание учителем учащихся.

Использование кейс-метода позволяет предоставить студентам наибольшую меру самостоятельного и творческого поиска. Кейс-метод можно успешно использовать по всем учебным дисциплинам психолого-педагогического цикла:

- педагогика;

- психология;

- современные технологии;

- психолого-педагогический практикум;

- основы педагогического мастерства и др.

Хороший «кейс», как правило, учит искать нетривиальные подходы, поскольку не имеет единственно правильного решения. Студенты имеют возможность высказать свою точку зрения, отстоять свою позицию, выстроить доказательную базу.

Кейс – метод развивает следующие профессиональные умения и навыки:

  1. Аналитические (классифицировать, выделять главное и второстепенное, анализировать, мыслить логично и т.п.).
  2. Практические (умение теоретически решать проблемные ситуации необходимые для практической профессиональной деятельности).
  3. Творческие умения (одной логикой, как правило CASE не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, нельзя найти логическим путем).
  4. Коммуникативные умения (умения убеждать, вести дискуссию; использовать наглядный материал, схемы, таблицы, отстаивать свою точку зрения)
  5. Социальные умения (в ходе обсуждения кейса вырабатываются социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, осуществлять самоконтроль и т.д).
  1. Самоанализ (имея свое мнение необходимо учитывать и анализировать мнение других членов дискуссии).

Возможности использовать CASE в обучении:

- на стадии обучении, на стадии проверки результатов обучения

На экзаменах.

Студенты получают CASEы перед экзаменом, они должны проанализировать его и принести экзаменатору отчет с ответами на поставленные в нем вопросы. (если прямо на экзамене – кейс должен быть коротким и простым, чтобы уложиться в ограниченные временные рамки).

Использование CASEов в процесс обучения основывается на двух методах.

индивидуальный или групповой опрос

открытая дискуссия

В чем же отличие CASE от педагогической задачи? На первый взгляд оно кажется очень схожим. Но если более серьезно подойти к этому вопросу, то можно выделить довольно существенные отличия.

Педагогические задачи

CASE

Обеспечивают материал, дающий студентам возможность изучения и применения отдельных теорий, методов и принципов.

Имеют одно решение и один путь, приводящий к этому решению.

Помогают студентам приобрести широкий набор разнообразных умений и навыков.

CASEы имеют много решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему.

Основная функция CASE метода учить студентов решать сложные, не структурированные проблемы, которые невозможно решить аналитическим способом.

Комплект материалов для работы с учебной конкретной ситуацией выглядит следующим образом:

- собственно сама ситуация (текст с вопросами для обсуждения);

- приложение с подборкой различной информации, передающей общий контекст ситуации (копия финансовых документов, публикации, фото и др);

- заключение по ситуации (возможное решение проблемы, последовавшие события);

- записка для преподавателя с изложением авторского подхода к разбору ситуации.

Откуда берутся конкретные ситуации.

Перефразируя известную фразу по поводу того, откуда берутся дети, можно сказать, что самый лучший путь получения конкретных ситуаций – родить их самому. Написание, подготовка по полной программе конкретных ситуаций в методическом отношении позволяет в достаточной степени овладеть данной методикой, пройти весь цикл работы с ситуацией. Даже с учетом всех полезных рекомендаций описать конкретную ситуацию очень и очень непросто. Первая проблема, которую приходится решать, это ответ на вопрос: откуда брать исходный материал, после творческой обработки которого и рождается более или менее удачная ситуация?

Вариантов здесь три.

Первый вариант состоит в том, что за основу берется история, а чаще всего фрагмент жизни реальной ситуации, информация о которой получена автором ситуации непосредственно в ходе наблюдения и анализа работы педагогов в ДОУ, студентов, их работы с дошкольниками, с семьей и взаимоотношений между ребенком-родителем, родителем – педагогом, ребенком – педагогом, ребенком – ребенком, родителем – ребенком – педагогом и т.д. Подобный подход в информационном отношении наиболее полон. Главное преимущество такого подхода состоит в том, что выделяются проблемы работы в ДОУ, студенты разбирают те ситуации, которые помогут им ориентироваться в будущей профессии, познаются «изнутри».

Второй вариант – использование вторичных источников. прежде всего информации, «рассыпанной» в средствах массовой информации, специализированных журналах и изданиях. В своей основе газетные или журнальные публикации вполне могут использоваться в качестве исходного информационного повода для подготовки ситуации, тем более, что здесь есть и положительные моменты. Решается проблема ссылок, упоминания конкретных названий, имен персонажей и других подобных вербальных параметров, что иногда непросто реализовать при первичном сборе информации. Рассматриваемый способ менее трудоемок, поскольку приходится иметь дело с уже собранной и, по –своему, систематизированной информацией. Преподавателю педагогики можно использовать публикации таких российских периодических журналов, как «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч», «Дошкольная педагогика» и др.

Третий, по всей видимости наименее распространенный, вариант – описание вымышленной ситуации. К числу коренных недостатков такого подхода следует отнести максимальную отстраненность от реальной жизни, от проблем реального детского сада. За исключением случаев, когда ситуацию придумывает специалист, имеющий обширный опыт профессиональной подготовки ситуаций и хорошо разбирающийся в реальной жизни ДОУ.

При наличии хорошей основы обработка и редактирование ситуации – это уже дело техники, хотя и в полной мере творческий, процесс. Главное в нем - «не засушить» ситуацию. Ее занимательность, хороший литературный стиль, реальная внутренняя головоломка, перекроют нехватку какой-либо информации, ее неточность, в разумных пределах «додуманность» каких-либо событий.

Методические рекомендации

  1. Желательно использовать собственный кейс. Это дает возможность преподавателю выявить знания и практические умения по конкретной изучаемой теме педагогики.
  2. Методы и приемы должны соответствовать целям урока.
  3. К составлению кейса можно привлекать студентов старших курсов, имеющих практический опыт с дошкольниками и их родителями.
  4. Кейс должен развивать профессиональные умения студента: аналитические, коммуникативные, практические, социальные.
  5. Результатом применения метода должно быть не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок.
  6. Необходимо тщательно продумывать поэтапную работу с кейсом (1 –этап введения в кейс; 2- анализ ситуации; 3 – этап презентации решений; 4- этап общей дискуссии; 5- этап подведения итогов).
  7. Кейс-метод должен использоваться в органическом единстве с другими методами обучения («Мозговой штурм», деловая игра, дискуссия и др.).

Заключение

Особенность работы преподавателя психологики, практикующего кейс-метод, заключается в том, что он не только реализует максимально свои способности, но и развивает их. Основное содержание деятельности преподавателя включает в себя выполнение нескольких функций – обучающей, воспитывающей, организующей, и исследовательской. Они воспринимаются в единстве, как органическое целое. Кроме того, что преподавателю приходится повышать свой профессиональный уровень, используя кейс-метод, идет еще и более качественная подготовка студентов.

Деятельность преподавателя предполагает, во-первых, сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа. Во-вторых, включает в себя деятельность преподавателя в аудитории, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад студентов в анализ ситуации.

Таким образом, педагогический потенциал кейс-метода гораздо больше, чем у традиционных методов обучения. Преподаватель и студент постоянно взаимодействуют, выбирают формы поведения, сталкиваются друг с другом, мотивируют свои действия, аргументируют их моральными нормами.

Список используемой литературы:

  1. Багиев Г.Л., Наумов В.Н. Руководство к практическим занятиям по маркетингу с использованием кейс-метода.[Электронный ресурс].// Энциклопедия маркетинга. – Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/read/m21/, свободный. –Загл. с экрана.
  2. Барнс Л.Б., Кристенсен Р.К., Хансен Э.Дж. Преподавание и метод конкретных ситуаций: учебник, ситуации и дополнительная литература. – М.: Гардарики, 2000. – 502 стр.
  3. Бринкенкохофф Р.О. Метод успешного случая. Быстрый способ узнать, что работает, а что нет. М.: Hippo, 2005.-224 стр.
  4. Виханский О.С., Наумов А.И., Зобов А.М. Российский менеджмент: Учебное пособие для вузов. Кн.1: Ситуационное обучение менеджменту. М.: ГАУ, 1997.
  5. Гладких И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов//Вестник Санкт – Петербургского университета. Серия: Менеджмент. – 2005. –Вып.2.С.169-194
  6. Михайлова Е.А. Кейс и кейс – метод: процесс написания кейса// Маркетинг. 1999. №5.С.113-120; №6.С.117-123.
18.01.2017 01:57


Рекомендуем курсы ПК и ПП