СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Применение кейс-метода в преподавании психологии
Сегодня показателем профессиональной подготовки специалиста является умение перерабатывать большой поток информации, способность анализировать непредвиденные ситуации, самостоятельно разрабатывать алгоритмы принятия решения, а также развитие таких личностных качеств, как инициативность и самостоятельность.
Использование кейс-метода в профессиональном обучении дает возможность обеспечить высокий уровень подготовки такого специалиста. Необходимость внедрения кейс-метода в практику образования обусловлена еще и тем, что через ситуативность студенты легко подключают новые знания к уже имеющимся.
Кейс-метод позволяет активизировать различные факторы: теоретические знания по тому или иному курсу, практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказать свою.
С помощью этого метода студенты имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал.
Использование этого метода необходимо еще и потому, что он позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни. Можно быть замечательным специалистом – теоретиком, но научиться находить наиболее рациональное решение, быть готовым соотносить изученный материал с практикой – этому нужно учить с помощью активных методов обучения, в том числе включая кейсы в учебные курсы.
Использование кейс-метода в изучении учебных дисциплин психолого-педагогического цикла является особенно значимым, так как применение импровизаций в учебном процессе требует максимального приближения студентов к реальным ситуациям и принятию адекватных решений. В практической профессиональной деятельности выпускникам придется сталкиваться с различными непредвиденными ситуациями, которые возможны в работе с детьми, с их родителями, с сотрудниками ДОУ и коллегами. Конечно, готовых рецептов как поступать в той или иной ситуации дать невозможно. Поэтому, решая различные проблемные ситуации еще на студенческой скамье, у выпускника будет гораздо больше шансов успешно решать их в своей будущей профессиональной деятельности.
Свою выгоду при применении этого метода имеет и преподаватель: грамотно направляя дискуссию, он может вывести на новое решение проблемы, увидеть упущенные ранее грани рассматриваемой ситуации.
Разработка и преподавание кейсов – довольно сложная задача, выдвигающая требования высокого профессионализма, педагогического мастерства и эрудиции.
Таким образом, целью данной педагогической разработки является демонстрация педагогического потенциала кейс-метода.
Из вышеперечисленных проблем, и цели педагогической разработки вытекают следующие задачи:
- включение кейс-метода в учебный процесс при изучении курса педагогики;
- организация творческой работы преподавателя по созданию кейса и вопросов для его анализа.
- организация работы преподавателя и студента на этапах организации кейса.
- создание студентами кейсов по проблемам воспитания и обучения дошкольников.
Ключевые слова: кейс; кейс-метод; создание; ситуация; проблема; поиск информации; вариант; решение; анализ; дискуссия, технология.
Технология кейс-стади (Сase study)
Суть кейс-метода (case study) в том, что учащимся предлагают реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую – либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.
Кейс – это:
Особенностью кейс – метода обучения является его образовательная открытость с одной стороны, а с другой, замкнутость и жестокость в результативности обучения. Грамотно изготовленный кейс провоцирует дискуссию, привязывая студентов к реальным фактам, позволяет промоделировать реальную проблему, с которой в дальнейшем придется столкнуться на практике.
Материалы для создания кейса.
Виды представления CASE
Объем CASE может быть различным – от нескольких предложений на одной странице («западно-европейские» кейсы) до множества страниц («американские» кейсы).
Однако, следует помнить, что большие кейсы вызывают некоторые затруднения у учащихся по сравнению с малыми, особенно при работе впервые.
Сценарий организации занятий:
Педагог подготавливает ситуацию, дополнительные информационные материалы, определяет место урока в системе предмета, задачи урока.
На данном этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной профессиональной ситуации.
Использование кейс-метода позволяет предоставить студентам наибольшую меру самостоятельного и творческого поиска. Кейс-метод можно успешно использовать по всем учебным дисциплинам психолого-педагогического цикла:
- педагогика;
- психология;
- современные технологии;
- психолого-педагогический практикум;
- основы педагогического мастерства и др.
Хороший «кейс», как правило, учит искать нетривиальные подходы, поскольку не имеет единственно правильного решения. Студенты имеют возможность высказать свою точку зрения, отстоять свою позицию, выстроить доказательную базу.
Кейс – метод развивает следующие профессиональные умения и навыки:
Возможности использовать CASE в обучении:
- на стадии обучении, на стадии проверки результатов обучения
На экзаменах.
Студенты получают CASEы перед экзаменом, они должны проанализировать его и принести экзаменатору отчет с ответами на поставленные в нем вопросы. (если прямо на экзамене – кейс должен быть коротким и простым, чтобы уложиться в ограниченные временные рамки).
Использование CASEов в процесс обучения основывается на двух методах.
индивидуальный или групповой опрос
открытая дискуссия
В чем же отличие CASE от педагогической задачи? На первый взгляд оно кажется очень схожим. Но если более серьезно подойти к этому вопросу, то можно выделить довольно существенные отличия.
Педагогические задачи |
CASE |
Обеспечивают материал, дающий студентам возможность изучения и применения отдельных теорий, методов и принципов. Имеют одно решение и один путь, приводящий к этому решению. |
Помогают студентам приобрести широкий набор разнообразных умений и навыков. CASEы имеют много решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему. Основная функция CASE метода учить студентов решать сложные, не структурированные проблемы, которые невозможно решить аналитическим способом. |
Комплект материалов для работы с учебной конкретной ситуацией выглядит следующим образом:
- собственно сама ситуация (текст с вопросами для обсуждения);
- приложение с подборкой различной информации, передающей общий контекст ситуации (копия финансовых документов, публикации, фото и др);
- заключение по ситуации (возможное решение проблемы, последовавшие события);
- записка для преподавателя с изложением авторского подхода к разбору ситуации.
Откуда берутся конкретные ситуации.
Перефразируя известную фразу по поводу того, откуда берутся дети, можно сказать, что самый лучший путь получения конкретных ситуаций – родить их самому. Написание, подготовка по полной программе конкретных ситуаций в методическом отношении позволяет в достаточной степени овладеть данной методикой, пройти весь цикл работы с ситуацией. Даже с учетом всех полезных рекомендаций описать конкретную ситуацию очень и очень непросто. Первая проблема, которую приходится решать, это ответ на вопрос: откуда брать исходный материал, после творческой обработки которого и рождается более или менее удачная ситуация?
Вариантов здесь три.
Первый вариант состоит в том, что за основу берется история, а чаще всего фрагмент жизни реальной ситуации, информация о которой получена автором ситуации непосредственно в ходе наблюдения и анализа работы педагогов в ДОУ, студентов, их работы с дошкольниками, с семьей и взаимоотношений между ребенком-родителем, родителем – педагогом, ребенком – педагогом, ребенком – ребенком, родителем – ребенком – педагогом и т.д. Подобный подход в информационном отношении наиболее полон. Главное преимущество такого подхода состоит в том, что выделяются проблемы работы в ДОУ, студенты разбирают те ситуации, которые помогут им ориентироваться в будущей профессии, познаются «изнутри».
Второй вариант – использование вторичных источников. прежде всего информации, «рассыпанной» в средствах массовой информации, специализированных журналах и изданиях. В своей основе газетные или журнальные публикации вполне могут использоваться в качестве исходного информационного повода для подготовки ситуации, тем более, что здесь есть и положительные моменты. Решается проблема ссылок, упоминания конкретных названий, имен персонажей и других подобных вербальных параметров, что иногда непросто реализовать при первичном сборе информации. Рассматриваемый способ менее трудоемок, поскольку приходится иметь дело с уже собранной и, по –своему, систематизированной информацией. Преподавателю педагогики можно использовать публикации таких российских периодических журналов, как «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч», «Дошкольная педагогика» и др.
Третий, по всей видимости наименее распространенный, вариант – описание вымышленной ситуации. К числу коренных недостатков такого подхода следует отнести максимальную отстраненность от реальной жизни, от проблем реального детского сада. За исключением случаев, когда ситуацию придумывает специалист, имеющий обширный опыт профессиональной подготовки ситуаций и хорошо разбирающийся в реальной жизни ДОУ.
При наличии хорошей основы обработка и редактирование ситуации – это уже дело техники, хотя и в полной мере творческий, процесс. Главное в нем - «не засушить» ситуацию. Ее занимательность, хороший литературный стиль, реальная внутренняя головоломка, перекроют нехватку какой-либо информации, ее неточность, в разумных пределах «додуманность» каких-либо событий.
Методические рекомендации
Заключение
Особенность работы преподавателя психологики, практикующего кейс-метод, заключается в том, что он не только реализует максимально свои способности, но и развивает их. Основное содержание деятельности преподавателя включает в себя выполнение нескольких функций – обучающей, воспитывающей, организующей, и исследовательской. Они воспринимаются в единстве, как органическое целое. Кроме того, что преподавателю приходится повышать свой профессиональный уровень, используя кейс-метод, идет еще и более качественная подготовка студентов.
Деятельность преподавателя предполагает, во-первых, сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа. Во-вторых, включает в себя деятельность преподавателя в аудитории, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад студентов в анализ ситуации.
Таким образом, педагогический потенциал кейс-метода гораздо больше, чем у традиционных методов обучения. Преподаватель и студент постоянно взаимодействуют, выбирают формы поведения, сталкиваются друг с другом, мотивируют свои действия, аргументируют их моральными нормами.
Список используемой литературы:
© 2017, Клинкова Светлана Петровна 6010