СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Пояснительная записка
Северное оленеводство является сегодня уникальной отраслью сельского хозяйства нашей страны, причем, единственной отраслью, в которой практически заняты только коренные народы Севера. Уникальность оленеводства в том, что оно до настоящего времени остается не только отраслью хозяйства, но и образом жизни семей оленеводов. В России его называют «этносохраняющей отраслью», роль которой в сохранении традиционных культур коренных народов Севера трудно переоценить. Оно не столько приносит экономическую прибыль, сколько позволяет северным этносам сохранять самобытную культуру, истоки которой уходят в далекое прошлое. Культура этих народов в значительной степени сохранила национальный колорит благодаря существованию и в настоящее время их традиционного занятия – оленеводства. У северного оленеводства именно в современных условиях есть будущее, так как именно в настоящее время пришло понимание того, что мясо северных оленей не только продукт питания и существования людей на севере, но оно обладает специфическими пищевыми свойствами, которые полностью еще не изучены. Кроме того, при забое оленей может быть получено ценное сырье для фармацевтической промышленности. Богатым набором полезных свойств обладает и оленье молоко. Поэтому в перспективе значение оленеводства как источника ценных видов биологического, экологически чистого сырья будет расти.
Однако, чтобы перспектива стала реальностью, необходимо уже сейчас предпринимать соответствующие меры, так как оленеводство в настоящее время находится в состоянии кризиса: за последние 10—15 лет численность домашних оленей в России снизилось почти в 2 раза. Причины этого сокращения различны: недостаток пастбищ, следствие экономических реформ периода перестройки, напряженную обстановку в местах традиционного природопользования создают нефтегазодобывающие компании.
Поэтому, от того, сумеют ли ненцы-оленеводы приспособиться к стремительно меняющейся социально-экономической и экологической ситуации, зависит будущее оленеводства, а значит их семей и всего ненецкого этноса в целом. А будущее – это современные дети и подростки – ненцы, воспитывающиеся в школах-интернатах. Поэтому и значительна роль педагогов в воспитании будущего поколения современных ненцев, которым предстоит организовывать современное тундровое хозяйство и жить в новых экономических условиях. Таким образом, исходя из вышесказанного, следует следующим образом сформулировать цели и задачи элективного курса «Основы организации тундрового хозяйства в современных условиях» в рамках предпрофильной подготовки выпускников основной школы (9 класс).
Цели курса:
Актуальность
Выпускники основной школы стоят перед выбором, важность которого трудно переоценить. Им предстоит выбрать свой дальнейший жизненный путь. Одни из выпускников будут продолжать обучение в средней школе с тем, чтобы выбрать профессию и обучаться впоследствии в высшем или среднем специальном учебном заведении, что также важно, так как Ямал очень нуждается в высококвалифицированных специалистах именно коренной национальности, заинтересованных в подъеме экономики своего родного края. Тем не менее, многие девятиклассники предпочли бы после окончания обучения в основной школе, возвратиться в тундру и вести кочевой образ жизни, сначала помогая своим родителям, а затем и самостоятельно. Поэтому очень важно воспитать в учащихся убеждения в том, что современной тундре нужны образованные оленеводы и нацелить их на получения будущей, полезной для тундровой жизни профессии, а также обобщить те навыки, которые были заложены в них с самого детства, но уже на более современном, взрослом уровне.
Новизна и особенности
Элективный курс «Основы организации тундрового хозяйства в современных условиях» будет впервые предложен учащимся 9 классов школы-интерната в рамках предпрофильного обучения и нацелен на воспитание понимания важности сохранения традиционного образа жизни коренного населения тундры не только путем теоретического изучения языка, культуры, обычаев ненцев, но грамотного современного ведения тундрового оленеводческого хозяйства. Курс состоит из нескольких модулей в основном или только практической направленности. Учащиеся должны прийти к выводу, что важно не только после окончания школы вернуться в тундру, но в современных условиях тундре нужны грамотные, прогрессивно мыслящие люди, которые бы понимали, что в современных условиях нужны не просто тундровики-кочевники, но грамотные оленеводы-хозяйственники.
Адресность
Курс предназначен выпускникам 9 классов, которым предстоит выбрать дальнейший маршрут обучения и свою будущую профессию. Курс предлагается в основном учащимся- воспитанникам интерната, которые планируют после школы вернуться в тундру и стать оленеводами, продолжая традиции своей семьи. И, хотя, большинство родителей заинтересованы в том, чтобы их дети получили хорошее образование в школе и профессию, практика показывает, что многие выпускники школы возвращаются в тундру сразу после окончания школы.
Формы организации учебного процесса
Данный курс рассчитан на 1 год обучения – 68 часов: 34 часа в 1 полугодии, 34 часа во
2 полугодии. Курс разбит на 7 модулей с разным количеством учебных часов:
1 полугодие:
1) « Организации кочевой формы хозяйственной деятельности» ( 22 часа):
2 полугодие:
1) «Основы изготовления одежды в этнографическом стиле» (17 ч.)
2) «Использование современных технологий в организации тундрового хозяйства» (17 ч.)
Формы и методы обучения: содержание модулей данного курса разработаны педагогами школы-интерната, большинство из которых являются представителями коренной национальности или педагогами, имеющими большой опыт работы с учащимися-воспитанниками интерната. Каждым педагогом составлена рабочая программа по своему модулю на основе данной учебной программы «Основы организации тундрового хозяйства в современных условиях»
В работе с учащимися преобладают практические методические приемы обучения.
Формы: практикум, изготовление изделия, создание и презентация проекта, экскурсии и т.д. Кроме этого используются лекции, беседы, дискуссии, круглые столы с приглашением специалистов.
Методы: словесные, наглядные с преобладанием практических.
Специфические приемы обучения: наблюдение за деятельностью учащихся, пробные уроки (Основы этнопедагогики), выставки изделий, дегустации (Основы изготовления одежды в этнографическом стиле, Традиционная ненецкая кухня), соревнования, использование ресурсов сети Интернет (Основы безопасности жизнедеятельности в тундре), анализ документов (Основы оленеводства) и другие.
Прогнозируемый результат
Результатом изучения курса учащиеся должны
знать:
уметь:
Формы контроля
Каждый модуль курса будет завершаться нетрадиционной формой контроля, призванной продемонстрировать уровень знаний и умений, полученных в ходе цикла занятий, а также повысить уровень мотивации к дальнейшему углублению и совершенствованию знаний в данной области:
Аттестация – учащиеся, прослушав данный курс, имеют возможность получить в аттестате за курс основного общего образования запись о том, что ими изучен элективный курс «Основы организации тундрового хозяйства в современных условиях» в объеме 34 или 68 часов.
Литература
© 2015, Мухина Ольга Анатольевна 555