СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного учебного предмета «Основы организации тундрового хозяйства в современных условиях» (предпрофильная подготовка)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Северное оленеводство является сегодня уникальной отраслью сельского хозяйства нашей страны, причем, единственной отраслью, в которой практически заняты только коренные народы Севера. Уникальность оленеводства в том, что оно до настоящего времени остается не только отраслью хозяйства, но и образом жизни семей оленеводов. В России его называют «этносохраняющей отраслью», роль которой в сохранении традиционных культур коренных народов Севера трудно переоценить. Оно не столько приносит экономическую прибыль, сколько позволяет северным этносам сохранять самобытную культуру, истоки которой уходят в далекое прошлое. Культура этих народов в значительной степени сохранила национальный колорит благодаря существованию и в настоящее время их традиционного занятия – оленеводства. У северного оленеводства именно в современных условиях есть будущее, так как именно в настоящее время пришло понимание того, что мясо северных оленей не только продукт питания и существования людей на севере, но оно обладает специфическими пищевыми свойствами, которые полностью еще не изучены. Кроме того, при забое оленей может быть получено ценное сырье для фармацевтической промышленности. Богатым набором полезных свойств обладает и оленье молоко. Поэтому в перспективе значение оленеводства как источника ценных видов биологического, экологически чистого сырья будет расти.

Однако, чтобы перспектива стала реальностью, необходимо уже сейчас предпринимать соответствующие меры, так как оленеводство в настоящее время находится в состоянии кризиса: за последние 10—15 лет численность домашних оленей в России снизилось почти в 2 раза. Причины этого сокращения различны: недостаток пастбищ, следствие экономических реформ периода перестройки, напряженную обстановку в местах традиционного природопользования создают нефтегазодобывающие компании.

Поэтому, от того, сумеют ли ненцы-оленеводы приспособиться к стремительно меняющейся социально-экономической и экологической ситуации, зависит будущее оленеводства, а значит их семей и всего ненецкого этноса в целом. А будущее – это современные дети и подростки – ненцы, воспитывающиеся в школах-интернатах. Поэтому и значительна роль педагогов в воспитании будущего поколения современных ненцев, которым предстоит организовывать современное тундровое хозяйство и жить в новых экономических условиях. Таким образом, исходя из вышесказанного, следует следующим образом сформулировать цели и задачи элективного курса «Основы организации тундрового хозяйства в современных условиях» в рамках предпрофильной подготовки выпускников основной школы (9 класс).

Цели курса:

  • изучение правовых и социально-экономических условий успешной организации тундрового хозяйства
  • формирование положительных мотивационных установок для эффективной деятельности по сохранению традиционного уклада жизни и культуры коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей.
  • поддержание навыков тундрового образа жизни, расширение знаний о природных, климатических особенностях районов Крайнего Севера
  • формирование современного отношения и желания молодых представителей КМНС к вопросам природопользования и сохранения окружающей среды
  • Задачи курса
  • систематизировать полученных в основной школе знания и умения учащихся по оленеводству Ямала;
  • способствовать актуализация знаний, умений и навыков тундровой жизни учащихся – выпускников 9 классов;
  • расширить и углубить знаний по истории, культуре, этнографии и прикладному искусству своего народа;
  • продолжить воспитание трудолюбия, предприимчивости, человечности, ответственности, культуры поведения и бесконфликтного общения;
  • показать ценность и самобытность педагогических традиций ненецкого народа, факторы возникновения, становления и развития ненецкого воспитания.

Актуальность

Выпускники основной школы стоят перед выбором, важность которого трудно переоценить. Им предстоит выбрать свой дальнейший жизненный путь. Одни из выпускников будут продолжать обучение в средней школе с тем, чтобы выбрать профессию и обучаться впоследствии в высшем или среднем специальном учебном заведении, что также важно, так как Ямал очень нуждается в высококвалифицированных специалистах именно коренной национальности, заинтересованных в подъеме экономики своего родного края. Тем не менее, многие девятиклассники предпочли бы после окончания обучения в основной школе, возвратиться в тундру и вести кочевой образ жизни, сначала помогая своим родителям, а затем и самостоятельно. Поэтому очень важно воспитать в учащихся убеждения в том, что современной тундре нужны образованные оленеводы и нацелить их на получения будущей, полезной для тундровой жизни профессии, а также обобщить те навыки, которые были заложены в них с самого детства, но уже на более современном, взрослом уровне.

Новизна и особенности

Элективный курс «Основы организации тундрового хозяйства в современных условиях» будет впервые предложен учащимся 9 классов школы-интерната в рамках предпрофильного обучения и нацелен на воспитание понимания важности сохранения традиционного образа жизни коренного населения тундры не только путем теоретического изучения языка, культуры, обычаев ненцев, но грамотного современного ведения тундрового оленеводческого хозяйства. Курс состоит из нескольких модулей в основном или только практической направленности. Учащиеся должны прийти к выводу, что важно не только после окончания школы вернуться в тундру, но в современных условиях тундре нужны грамотные, прогрессивно мыслящие люди, которые бы понимали, что в современных условиях нужны не просто тундровики-кочевники, но грамотные оленеводы-хозяйственники.

Адресность

Курс предназначен выпускникам 9 классов, которым предстоит выбрать дальнейший маршрут обучения и свою будущую профессию. Курс предлагается в основном учащимся- воспитанникам интерната, которые планируют после школы вернуться в тундру и стать оленеводами, продолжая традиции своей семьи. И, хотя, большинство родителей заинтересованы в том, чтобы их дети получили хорошее образование в школе и профессию, практика показывает, что многие выпускники школы возвращаются в тундру сразу после окончания школы.

Формы организации учебного процесса

Данный курс рассчитан на 1 год обучения – 68 часов: 34 часа в 1 полугодии, 34 часа во

2 полугодии. Курс разбит на 7 модулей с разным количеством учебных часов:

1 полугодие:

1) « Организации кочевой формы хозяйственной деятельности» ( 22 часа):

  • «Основы оленеводства» (7ч.)
  • «Главные профессии тундры» - (5ч.)
  • «Основы выживания в тундре в экстремальных условиях» (5 ч.)
  • «Традиционная ненецкая кухня» (5 ч.)
  1. «Основы этнопедагогики» – 12 ч.

2 полугодие:

1) «Основы изготовления одежды в этнографическом стиле» (17 ч.)

2) «Использование современных технологий в организации тундрового хозяйства» (17 ч.)

Формы и методы обучения: содержание модулей данного курса разработаны педагогами школы-интерната, большинство из которых являются представителями коренной национальности или педагогами, имеющими большой опыт работы с учащимися-воспитанниками интерната. Каждым педагогом составлена рабочая программа по своему модулю на основе данной учебной программы «Основы организации тундрового хозяйства в современных условиях»

В работе с учащимися преобладают практические методические приемы обучения.

Формы: практикум, изготовление изделия, создание и презентация проекта, экскурсии и т.д. Кроме этого используются лекции, беседы, дискуссии, круглые столы с приглашением специалистов.

Методы: словесные, наглядные с преобладанием практических.

Специфические приемы обучения: наблюдение за деятельностью учащихся, пробные уроки (Основы этнопедагогики), выставки изделий, дегустации (Основы изготовления одежды в этнографическом стиле, Традиционная ненецкая кухня), соревнования, использование ресурсов сети Интернет (Основы безопасности жизнедеятельности в тундре), анализ документов (Основы оленеводства) и другие.

Прогнозируемый результат

Результатом изучения курса учащиеся должны

знать:

  • перечень и особенности профессий, необходимых для современного оленеводческого хозяйства
  • определиться в основном или окончательно с дальнейшим образовательным маршрутом или выбором профессии,
  • экономические и социальные проблемы современного оленеводства и способы их решения,
  • Закон об оленеводстве 21 октября 1998 года

уметь:

  • владеть основными приемами изготовления одежды и необходимых предметов для тундровой жизни,
  • оказывать первую помощь при несчастных случаях в тундре,
  • оказывать помощь детям предшкольных и первых классов в адаптации к условиям обучения и жизни в школе-интернате,
  • готовить блюда национальной кухни

Формы контроля

Каждый модуль курса будет завершаться нетрадиционной формой контроля, призванной продемонстрировать уровень знаний и умений, полученных в ходе цикла занятий, а также повысить уровень мотивации к дальнейшему углублению и совершенствованию знаний в данной области:

  • «Основы оленеводства» - зачет
  • «Главные профессии тундры» - круглый стол
  • «Основы выживания в тундре в экстремальных условиях» - конкурс
  • «Традиционная ненецкая кухня» - презентация
  • «Основы этнопедагогики» – открытое мероприятие
  • «Основы изготовления одежды в этнографическом стиле» - защита проекта
  • «Использование современных технологий в организации тундрового хозяйства» - защита проекта, презентация, конкурс

Аттестация – учащиеся, прослушав данный курс, имеют возможность получить в аттестате за курс основного общего образования запись о том, что ими изучен элективный курс «Основы организации тундрового хозяйства в современных условиях» в объеме 34 или 68 часов.

Литература

  • Аверьянова К.Н. Оленеводство Ямала: Учебник по факультативному курсу для 7-9 классов сельских школ. – СПб.: ООО «Миралл», 2006. – 112с. ISBN 5-902499-11-9
  • Квашнин Ю.Н. Ненецское оленеводство в XX–начале XXIвека. Рекламно-издательская фирма «Колесо». Салехард-Тюмень, 2009. – 168 с. + иллюстр.
  • Анисимов С.В. «Очарованный севером» Москва «Аверс» 2007 г. Т
  • Симоненко В.Д.Технология учебник 5-9 класса «Вентана-граф 1998,1999г.Т
  • Арктика – мой дом. Народы Севера Земли. Полярная энциклопедия. – М., 1999;Т
  • Н.П.Шушарина. Женский национальный костюм коренных народов Крайнего севера как отражение культурного взаимовлияния год ? Т
  • А.М. Сязи. Узоры северного сияния. Арт.2005.Т
  • Энциклопедия «Край земли, устремленный в будущее». Яр – Сале, С-Петербург 2005.Т
  • Л.В.Хомич. Ненцы. 1995.Т
  • Ю.Попов, Н.Цимбалистенко. Мифология, фольклор Ямала. Просвещение.2005.Т
  • Т.И.Борго, В.Т.Галкин. Культура народов Ямала. Просвещение, 2004.Т
  • М.Я.Бармич, В.Н.Няруй. Ненеця вада. Просвещение,2005Т
  • Ямал – грань веков и тысячелетий. Народы Ямала. Энциклопедия. Кл
  • Всемирная география. http://www.wgeo.ru КЛ
  • www.world-gazetteer.com КЛ
  • Хомич Л.В. Религиозные культы у ненцев. КЛ
  • Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. — М., «Вентера- Граф», 2009г.Р
  • Барадулин В.А. Основы художественного ремесла. «Практическое пособие для руководителей школ и кружков» — М., «Просвещение», 1989г. Р
  • Внеклассная работа по труду: работа с разными материалами. «Пособие для учителей»./ Сост. А.М.Гусарова. — М., «Просвещение», 1981г. Р
  • Творчество педагога в системе дополнительного образования. — Н.-Новгород, ООО «Пед. технологии», 2006г.Р
  • Колесник С.В. Азбука мастерства. — Саратов, Издательство «Лицей», 2005г.Р
  • Энциклопедия прикладного творчества. — М., «Олма-Пресс», 2008г.
  • Карабанов И. А. Технология обработки древесины: Учеб. для 5-9 кл. — М.: Просвещение, 2004. Р
  • Б.А. Журавлёв «Столярное дело». Учебное пособие для 5-9 классов. М:«Просвещенце», 1989г.Р
17.11.2015 22:44


Рекомендуем курсы ПК и ПП