© 2016 4984
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Мультимедийная виртуальная экскурсия, по сути, это – мультимедийная фотопанорама, в которую можно поместить видео, графику, текст, ссылки. Но в отличие от видео или обычной серии фотографий, виртуальные экскурсии обладают интерактивностью. Так, в ходе путешествия можно приблизить или отдалить какой-либо объект, оглядеться по сторонам, подробно рассмотреть отдельные детали интерьера, обозреть панораму издалека, посмотреть вверх-вниз, приблизиться к выбранной точке или удалиться от неё, через активные зоны переместиться с одной панорамы на другую, например, погулять по отдельным помещениям и т. п. И всё это можно делать в нужном темпе и в порядке, удобном конкретному зрителю. Таким образом, можно, например, обойти весь музей изнутри и даже осмотреть его снаружи или совершить виртуальное путешествие по экзотическому острову, не покидая своей школы.
Виртуальная экскурсия, конечно, не заменит личное присутствие, но позволит получить достаточно полное впечатление об изучаемом объекте. Такая экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:
Отсутствие хотя бы одного признака из названных лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией.
Мультимедийная виртуальная экскурсия представляет собой программно-информационный продукт в виде гипертекста, предназначенный для интегрированного представления материалов экскурсии. Гипертекст удобен для объединения разных форм информации. Основа гипертекста – текстовая информация, но НТМL позволяет легко включать в текст иллюстрации, звуковые и видеофрагменты. Гипертекст удобен для моделирования экскурсии. В общем виде гипертекст состоит из информационных фрагментов, связанных между собой направленными переходами – ссылками. Пользователь движется по этим переходам от фрагмента к фрагменту точно так же, как во время реальной экскурсии переходит от объекта к объекту и узнаёт о них нечто новое. Тогда это становится способом формирования универсальных компетенций (информационной, коммуникативной, решения проблем и др.).
По классификации проектов виртуальные экскурсии можно отнести к информационным проектам, которые требуют сбора информации, ознакомления с ней заинтересованных лиц. Анализ и обобщение фактов схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью. Как и при разработке любого проекта, в основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определённый алгоритм действий, позволяющий добиться успешного результата.
Для эффективной разработки экскурсионной темы создаются творческие группы учащихся из 5–7 человек. Целесообразно каждому члену творческой группы дать отдельное задание (подтему) с учётом его собственных интересов и возможностей. Далее весь материал объединяется и редактируется руководителем, которого выбирают члены группы. Главная же задача преподавателя – помочь сделать первые шаги.
Технология подготовки виртуальной экскурсии
Технологическая карта экскурсий – своеобразный план показа объектов и изложения материала, обеспечивающий эффективность экскурсионной методики.
Подготовка виртуальной экскурсии проходит четыре основные ступени.
1. Предварительная работа – разработка темы, определение целей и задач, одновременно с этим отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.
2. Формирование темы представляет собой краткое и концентрированное изложение основного содержания экскурсии, поэтому каждая экскурсия должна иметь чёткую тему. Тема объединяет все объекты и подтемы в единое целое. Тема экскурсии – это то, что положено в её основу, то, что является стержнем, на котором строятся показ и рассказ. Выбор темы виртуальной экскурсии зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного создания «банка» виртуальных экскурсии. Отбор объектов при создании экскурсии участники творческой проектной группы ведут, постоянно сверяя свои материалы с темой.
3. После выбора темы определяется цель виртуальной экскурсии. Цель экскурсии – это то, ради чего показывают экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. Рассказ экскурсовода подчинён той же конечной цели. А цель в свою очередь тесно связана с понятием «идея», т. к. предусматривает изложение не только определённого материала, но и чётких идейных позиций. Идея, как замысел виртуальной экскурсии, как главная её мысль, неразрывно связана с темой.
Таким образом, тема и идея составляют идейно-тематическую основу экскурсии. Цель определяет актуальность темы. Назовём несколько целей: воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, общественно-полезному труду, к другим народам; эстетическое воспитание, а также расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и т. д.
4. Задача экскурсии в том, чтобы достичь целей путём раскрытия темы (продемонстрировать заранее подобранные объекты и обогатить при этом определёнными впечатлениями, в основном зрительными). Именно это составляет суть экскурсии как особой формы культурно-просветительской работы.
Таким образом, зрительный ряд экскурсии имеет большое значение. Он должен быть построен так, чтобы без подробного рассказа экскурсовода могла быть раскрыта тема.
Проектирование виртуальной экскурсии включает в себя составление экскурсионного маршрута, т. е. наиболее удобного пути следования экскурсионной группы, способствующего раскрытию темы.
Маршрут – путь следования экскурсионной группы, связанный с процессом показа объектов. Маршруты виртуальных экскурсий могут строиться по хронологическому, тематическому, комплексному (тематико-хронологическому) принципам.
Хронологический – показ объектов с момента их возникновения или создания. Это свойственно экскурсиям исторической, литературно-библиографической тематики. Такие принципы построения маршрута обычно посвящены жизни и деятельности выдающихся людей.
Тематический – связан с раскрытием определённой темы в жизни города, семьи и т. д.
Комплексный (тематико-хронологический) – присущ обзорным экскурсиям.
Виртуальные экскурсии – один из самых эффективных и убедительных способов представления информации, поскольку они создают у зрителя полную иллюзию присутствия.
Виртуальная экскурсия – это прекрасная возможность познания окружающего мира для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Источник: Трунцева Т. Н. Учим писать сочинение. 8–11 классы. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2017. – С. 229–232.
© 2016 4984