СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектирование виртуальных экскурсий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мультимедийная виртуальная экскурсия, по сути, это – муль­тимедийная фотопанорама, в которую можно поместить видео, графику, текст, ссылки. Но в отличие от видео или обычной серии фотографий, виртуальные экскурсии обладают интерактивностью. Так, в ходе путешествия можно приблизить или отдалить какой-либо объект, оглядеться по сторонам, подробно рассмотреть от­дельные детали интерьера, обозреть панораму издалека, посмотреть вверх-вниз, приблизиться к выбранной точке или удалиться от неё, через активные зоны переместиться с одной панорамы на другую, например, погулять по отдельным помещениям и т. п. И всё это можно делать в нужном темпе и в порядке, удобном конкретно­му зрителю. Таким образом, можно, например, обойти весь музей изнутри и даже осмотреть его снаружи или совершить виртуальное путешествие по экзотическому острову, не покидая своей школы.

Виртуальная экскурсия, конечно, не заменит личное при­сутствие, но позволит получить достаточно полное впечатление об изучаемом объекте. Такая экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:

  • не покидая учебного кабинета, можно посетить и познако­миться с объектами, расположенными за пределами города, области и даже станы;
  • за один урок можно посетить несколько объектов: музеев, заповедников, природных сообществ;
  • автоматизация обработки информации об изучаемом объ­екте повышает производительность работы проектировщи­ков;
  • виртуальная экскурсия с помощью компьютера помогает ознакомиться с методами поиска, систематизации и на­глядного представления информации;
  • преимуществами являются доступность, возможность по­вторного просмотра, наглядность и др.;
  • в ходе экскурсии зрители не только видят объекты, на осно­ве которых раскрывается тема, они слышат запись, получая об этих объектах необходимую информацию, но также они овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа;
  • разработка и проведение виртуальных экскурсий способ­ствует закреплению знаний по современным компьютер­ным технологиям;
  • протяжённость по времени проведения от одного академи­ческого часа (45 минут) до одних суток;
  • наличие экскурсантов (группы или индивидуалов);
  • наличие экскурсовода, проводящего экскурсию;
  • наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения;
  • передвижение участников экскурсии по заранее составлен­ному маршруту;
  • целенаправленность показа объектов, наличие определён­ной темы;
  • активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследования объектов).

Отсутствие хотя бы одного признака из названных лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией.

Мультимедийная виртуальная экскурсия представляет собой программно-информационный продукт в виде гипертекста, предназначенный для интегрированного представления мате­риалов экскурсии. Гипертекст удобен для объединения разных форм информации. Основа гипертекста – текстовая информация, но НТМL позволяет легко включать в текст иллюстрации, звуко­вые и видеофрагменты. Гипертекст удобен для моделирования экскурсии. В общем виде гипертекст состоит из информацион­ных фрагментов, связанных между собой направленными пере­ходами – ссылками. Пользователь движется по этим переходам от фрагмента к фрагменту точно так же, как во время реальной экскурсии переходит от объекта к объекту и узнаёт о них нечто новое. Тогда это становится способом формирования универсаль­ных компетенций (информационной, коммуникативной, реше­ния проблем и др.).

По классификации проектов виртуальные экскурсии можно отнести к информационным проектам, которые требуют сбора информации, ознакомления с ней заинтересованных лиц. Анализ и обобщение фактов схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью. Как и при разработке любого проекта, в основе подготовки виртуальной экскурсии лежит опре­делённый алгоритм действий, позволяющий добиться успешного результата.

Для эффективной разработки экскурсионной темы создаются творческие группы учащихся из 5–7 человек. Целесообразно каж­дому члену творческой группы дать отдельное задание (подтему) с учётом его собственных интересов и возможностей. Далее весь материал объединяется и редактируется руководителем, которого выбирают члены группы. Главная же задача преподавателя – по­мочь сделать первые шаги.

Технология подготовки виртуальной экскурсии

Технологическая карта экскурсий – своеобразный план показа объектов и изложения материала, обеспечивающий эффектив­ность экскурсионной методики.

Подготовка виртуальной экскурсии проходит четыре основные ступени.

1. Предварительная работа – разработка темы, определение целей и задач, одновременно с этим отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.

2. Формирование темы представляет собой краткое и концен­трированное изложение основного содержания экскурсии, поэто­му каждая экскурсия должна иметь чёткую тему. Тема объединяет все объекты и подтемы в единое целое. Тема экскурсии – это то, что положено в её основу, то, что является стержнем, на котором строятся показ и рассказ. Выбор темы виртуальной экскурсии за­висит от потенциального спроса, конкретного заказа или целе­направленного создания «банка» виртуальных экскурсии. Отбор объектов при создании экскурсии участники творческой проект­ной группы ведут, постоянно сверяя свои материалы с темой.

3. После выбора темы определяется цель виртуальной экскурсии. Цель экскурсии – это то, ради чего показывают экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. Рассказ экскурсовода подчинён той же конечной цели. А цель в свою очередь тесно связана с понятием «идея», т. к. предусматривает изложение не только определённого материала, но и чётких идейных пози­ций. Идея, как замысел виртуальной экскурсии, как главная её мысль, неразрывно связана с темой.

Таким образом, тема и идея составляют идейно-тематическую основу экскурсии. Цель определяет актуальность темы. Назовём несколько целей: воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, общественно-полезному труду, к другим народам; эстетиче­ское воспитание, а также расширение кругозора, получение допол­нительных знаний в различных областях науки и культуры и т. д.

4. Задача экскурсии в том, чтобы достичь целей путём раскры­тия темы (продемонстрировать заранее подобранные объекты и обогатить при этом определёнными впечатлениями, в основном зрительными). Именно это составляет суть экскурсии как особой формы культурно-просветительской работы.

Таким образом, зрительный ряд экскурсии имеет большое значение. Он должен быть построен так, чтобы без подробного рассказа экскурсовода могла быть раскрыта тема.

Проектирование виртуальной экскурсии включает в себя со­ставление экскурсионного маршрута, т. е. наиболее удобного пути следования экскурсионной группы, способствующего раскрытию темы.

Маршрут – путь следования экскурсионной группы, связан­ный с процессом показа объектов. Маршруты виртуальных экс­курсий могут строиться по хронологическому, тематическому, комплексному (тематико-хронологическому) принципам.

Хронологический – показ объектов с момента их возникновения или создания. Это свойственно экскурсиям истори­ческой, литературно-библиографической тематики. Такие принципы построения маршрута обычно посвящены жизни и деятельности выдающихся людей.

Тематический – связан с раскрытием определённой темы в жизни города, семьи и т. д.

Комплексный (тематико-хронологический) – присущ обзор­ным экскурсиям.

Виртуальные экскурсии – один из самых эффективных и убе­дительных способов представления информации, поскольку они создают у зрителя полную иллюзию присутствия.

Виртуальная экскурсия – это прекрасная возможность позна­ния окружающего мира для учащихся с ограниченными возмож­ностями здоровья.

Источник: Трунцева Т. Н. Учим писать сочинение. 8–11 классы. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2017. – С. 229–232.

Категория: Всем учителям
02.11.2016 16:39


© 2016 4971

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!