СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Саратовской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №2 VIIIвида г. Энгельса».
Психологический час
на тему: «Права и обязанности детей. Конституция РФ. Государственные символы»
для учащихся 7-8 классов.
Педагог-психолог Белевцева Валентина Григорьевна.
Энгельс 2014г.
Психологический час на тему:
«Права и обязанности детей. Конституция РФ. Государственные символы»
Цель: Повышение социально – правовой компетентности посредством обучения навыкам реализации своих прав и обязанностей. Способствовать формированию активной гражданской позиции.
Педагогическая технология: технология сотрудничества.
Задачи:
образовательные: закрепления учащимися знаний о правах и обязанностях ребенка в обществе, правилах поведения в школе. Повторить основной закон – Конституции России, с «Конвенцией ООН о правах и обязанностях ребенка».
развивающие: развитие познавательных процессов, наблюдательности самостоятельности мыслительной деятельности; монологической речи; умение находить решение проблемы, используя имеющие знания, дополнительную литературу, воспитательные: развитие нравственного, правового воспитания; формирование толерантного (терпимого) сознания школьников; воспитание ответственности подростков за правонарушения; воспитание грамотности.
социальные: формирование навыка сотрудничества.
Форма проведения: психологический час с применением педагогической технологии: технологии сотрудничества, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Оборудование: иллюстрации, аудиозапись, отрывки из литературных произведений, презентация, таблички, викторины.
Ход:
Звучит песня: «С чего начинается Родина» (музыка: В. Баснера, слова: М.Матусовский)
1.Вступительное слово педагога:
- Действительно, а с чего, по-вашему, начинается Родина? (ответы детей)
-Как называется то место, где вы родились, где вы выросли? (ответы детей)
- В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок: деревня или город, улица, дом, где он родился.
- А как называется наша Родина? (Россия)
- Какой город является столицей нашей необъятной родины? (ответ)
- Почему необъятной? (ответы детей)
- Как называют людей, живущих в России? (Гражданин)
- Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос, «Каким должен быть маленький гражданин?» С нами будут участвовать наши гости, которые присутствуют сегодня у нас на занятии – Студенты, юридического факультета, 4 курса ГУ г. Саратова.
Письмо от волшебника. «Уважаемые ребята! Я отправляю вам посылку – волшебную шкатулку. В ней – самое ценное сокровище планеты Земля. Кто хочет его увидеть, может заглянуть. Берегите это сокровище и преданно относитесь к нему» ( Дети заглядывают, в шкатулке – зеркало, дети видят свое отражение).
- Так что вы увидели в волшебной шкатулке? Кто там? (Мозговой штурм)
- Дать ответ на вопрос «Кто я?»
-Мы с вами жители России и обязаны знать символы государства.
- Напомним друг другу, какие государственные символы имеет наша страна. Для этого поработаем в группах. (заранее будут рассажены на три группы)
(Для каждой группы свое задание: выбрать лишние буквы из каждого слова
и собрать их в слова – государственные символы России)
оггонь шарфф иггра
леето иглла лииса
рроссия герб зааяц флаг домм гимн
роббот оггонь окнно
(каждая группа рассказывает о государственном символе России)
-Что представляет собой наш государственный флаг? (.Государственный флаг России- прямоугольное полотнище с тремя равными по ширине горизонтальными полосами: белой, синей, красной. Верхняя полоса- белая, средняя- синяя, нижняя- красная. Считается, что белый цвет- выражает чистоту устремлений, синий- обозначает волю к миру, красный- готовность не жалеть своей крови при защите Родины. Государственный флаг России был принят в 1991 году )
-Следующий символ- это гимн. (Гимн- официально принятая торжественная песнь в честь государства. Музыка- Георгия Александрова, новый текст- Сергея Михалкова. Утвержден Указом Президента РФ от 30.12.2000 г. Гимн исполняется на торжественных праздниках и военных парадах, его слушают и поют стоя, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины)
- Следующий символ- это герб. Так выглядит наш герб. (Герб РФ представляет собой четырехугольный с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Двуглавый орел- древний символ царских династий. В России впервые появился в 1497 году при Иване III. Орел увенчан двумя малыми коронами и- над ними- одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла- скипетр, в левой- держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона)
- Государственная символика или её элементы постоянно окружают нас в повседневной жизни. - перечислить (Герб РФ изображен на паспорте гражданина РФ, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, вузовском дипломе, правительственных наградах. Его можно увидеть на денежных знаках, почтовых марках, открытках. Флаг РФ изображен на государственных номерах автомобилей, на форме военнослужащих, милиции ).
3. О Конституции.
Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные в о п р о с ы :
- Что люди могут делать и чего не могут?
- Что они обязаны делать и чего не обязаны?
- На что они имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долго решались эти вопросы, когда их решили, появились законы, которые помогали уст ранить кошмар и неразбериху.
- Что же это такое - законы?( ответы детей).
- Как разъясняется это слово в толковом словаре С.И. Ожегова? (работа со словарями).
Законы - это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны. Законы бывают разные, но главный (основной) за кон нашей страны называется Конституцией. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны.
- Вот она , какая Россия – Русь, широкая и великая! И везде живут люди, люди разных национальностей. И мы должны уважать людей других национальностей. Об этом записано … Где? ( В Конституции).
- А теперь проведем небольшую викторину.
Викторина
1. Как называется наша страна?
2. Как называют людей, живущих в нашей стране?
3. Что такое символы?
4. Какие символы государства знаете?
5. Как называют основной закон государства?
6. Составьте слова из слова КОНСТИТУЦИЯ
кон нитки сутки кости кино утки ток нос
тик суп сон кит сито
1. Закончите пословицы: а) если народ един … (непобедим)
б) как аукнется, так и … (откликнется)
в) человек без родины, что соловей … (без песни, голоса)
4. «Путешествие» по стране Правознайке.
Сценка «Игра». (Показывают дети).
После уроков ребята решили поиграть. |
|
Коля: |
Давайте поиграем в войну! |
Ваня: |
Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Димка, милиционером. А ты, Сашка, будешь бандитом. |
Саша: |
А я не хочу. |
Коля: |
Чего не хочешь? |
Саша: |
Играть в войну. |
Ваня: |
Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь. |
Саша: |
Я не хочу. |
Коля: |
Захочешь. |
Саша: |
Что же вы меня заставите? |
Ведущий: |
Давайте, ребята, разберемся. Кто прав? Кто не прав? |
- Давайте поговорим. Как поступил Ваня и Коля? Почему они не правы? Прав ли Саша? (Дискуссия. Дети говорят. Заслушиваем точки зрения).
Педагог. Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость - сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло.
Мы с вами отправляемся в путешествие по стране «Правознайке».
Мы отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права других героев, уничтожают и обижают их.
Включили фантазию, настроились на встречу со сказочными героями.
В оп р о с ы учащимся:
1) Кто по отношению к кому в сказке «Волк и семеро козлят» нарушает право на жизнь? (Волк по отношению к козлятам.)
2) Кто кого в сказке «Красная шапочка» подвергал жестокому, бесчеловечному обращению? (Волк – бабушку и Красную шапочку.)
3) Кто кого в сказке «Лиса и заяц» лишил права владеть имуществом? (Лиса - зайца.)
4) Кто кого в сказке «Золотой ключик» лишил имущества? (Лиса Алиса и кот Базилио – Буратино.)
5). Кто кого в сказке «Дюймовочка» держал в подневольном состоянии? (Мышь- Дюймовочку.)
На доске 3 листа:
1. Право на бесплатное образование.
2. Право на свободный труд, защита от безработицы.
3. Право на неприкосновенность жилища.
Педагог. Продолжая путешествие по стране Правознайке, мы остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Буратино». Давайте разберемся какие конституционные права были нарушены в данной сказке:
1) Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то какое право они нарушили? (Дети выбирают из 3 листов ответ - № 3 право на неприкосновенность жилища.)
2) Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Ответ- № 2 защита от безработицы.)
3) Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким пра вом? (Ответ - № 1 на бесплатное образование.)
- В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование ... ».
- Какие же права есть у вас, школьников?
У ч е н и к.
1.Право на учебу.
2. Право на отдых между уроками.
3.Право на каникулы.
4.Право на занятия в кружках и секциях.
5. Наши обязанности.
- Каждый ребенок должен знать свои права. Но не менее важно помнить, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.
Ребята, статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.
- Что такое обязанности? (работа со словарем)
(Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения).
- Какая самая главная обязанность у вас в семье?
- А у вашего папы?
- У кого больше всего обязанностей?
-А какие обязанности существуют у учеников?
- А откуда вы это знаете? (Устав школы).
- Давайте с вами обозначим некоторые из обязанностей школьника!
· Уважать права, честь и достоинство всех учеников;
· Прилежно учиться;
· Иметь аккуратный вид;
· Соблюдать правила техники безопасности;
· Беречь школьное здание, оборудование;
· Придерживаться общепринятых правил поведения;
6. Заключительная часть.
Педагог. Вот и подходит к концу наше занятие. Давайте подведем итог.
Блиц-опрос
1. Что такое Конституция?
2. Где записаны права и обязанности граждан России?(В основном законе России- Конституции.)
3. Когда была принята новая Конституция? (12 декабря 1993 г.)
4. Какие государственные символы России?
Спасибо всем за участие! Слово предоставляется нашим гостям.
Приложение 1. (распечатать крупно и повесить на доску) ВАШИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
В нашей стране каждый, кто пришёл учиться в школу, пользуется определёнными правами и одновременно должен выполнять ряд обязанностей.
Каждый школьник имеет право:
• получить качественное образование;
• обучаться, если необходимо, по ускоренным программам, по индивидуальным учебным планам или дома;
• получать дополнительную помощь со стороны учителя, если возникли трудности в освоении учебного предмета или занятия были пропущены по болезни;
• бесплатно пользоваться школьной библиотекой;
• получать отметки по учебным предметам исключительно в зависимости от своих знаний и умений;
• свободно выражать своё мнение;
• участвовать в управлении школой, вносить предложения, касающиеся школьной жизни.
Каждый школьник обязан:
• действовать на благородной школы, заботиться о её чести, поддерживать её авторитет и традиции;
• строго соблюдать режим работы школы, посещать занятия в соответствии с расписанием, не опаздывать на уроки;
• добросовестно учиться, расширять свои знания, умения и навыки, систематически и вовремя выполнять домашние задания;
• в случае пропуска занятий предъявлять классному руководителю справку от врача или объяснительную записку от родителей;
• выполнять распоряжения и требования директора, администрации, учителей и других работников школы;
• относиться с уважением к работникам школы и другим ученикам, помогать младшим школьникам;
• предъявлять дневник по требованию учителя;
• записывать в дневник домашние задания по всем предметам;
• приносить на занятия все необходимые принадлежности: учебники, тетради, дневник, ручки, карандаши ит. п.;
• выглядеть чисто и опрятно, соблюдать требования школьной и личной гигиены, заботиться о соответствии своей одежды и внешнего вида строгому деловому стилю;
• заботиться о собственном здоровье и безопасности, о здоровье и безопасности других учащихся, соблюдать требования техники безопасности;
• обнаружив в школе или на пришкольном участке брошенную сумку (пакет, свёрток, коробку) или заметив незнакомого подозрительного человека, немедленно сообщить об этом учителю или другому работнику школы;
• беречь имущество школы, соблюдать чистоту и порядок в здании школы и на её территории;
• принимать участие в мероприятиях по благоустройству школы и её территории.
© 2015, Белевцева Валентина Григорьевна 2187