СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие тактильного восприятия в онтогенезе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тактильное восприятие - построение осязательного образа обусловленное реализацией ощупывающих движений руками, благодаря которым воспроизводится контур предмета. Ребенок рождается с врожденной сенсомоторной потребностью, т.е с потребностью получать различные (зрительные, слуховые, тактильные) раздражения, и с потребностью в разнообразной двигательной активности.С момента рождения ребенок проявляет активный поиск этих раздражений, ярко выраженный ориентировочный рефлекс "что такое?" (И.П.Павлов) или рефлекс "новизны". Тактильное ощущения позволяют ему мысленно сравнивать различные поверхности. С первых месяцев жизни (2-3 мес) при ощупывании висящих игрушек у ребенка развивается тактильное восприятие. И.Эллнеби представляет развитие осязания в онтогенезе следующим образом: 8 недель внутриутробного развития-появляются пучки нервных волокон и рефлекторные реакции на тактильные раздражения. На 3 месяце развития плода появляются рецепторы типа пластинчатых телец. На 22 недели внутриутробного развития начинает формироваться корковый конец кожного анализатора. На 6 месяце развития плода развивается сосательный рефлекс, который влечет за собой возникновение различных мимических движений. У новорожденного кожа обильно снабжена рецепторными образованиями. Болевые реакции при раздражения кожи возникают еще в период внутриутробного развития и сразу после рождения ребенка оказываются отчетливо выраженными. 0-1 месяц. Отдергивает ногу, если слегка ущипнуть за подошву стопы. Реагирует на температуру, теплые и холодные пальцы,теплую и холодную воду. Сосет пальцы, руку. 1-1,5 месяца. Появляются локальные рефлекторные реакции, сначала с кожи головы, затем с других ее участков. Вырабатываются условные рефлексы на тактильные раздражения. 2-3 месяца.Возникают более прочные условные рефлексы. 3-4 месяца. Двигает висящие перед ним предметы.Успокаивается при прикосновении. Плачет, когда мокрый. 5-6 месяцев. Кусает и тянет. Исследует предметы пальцами. 8-9 месяцев, в 1 год. Трогает пищу пальцами. Играет с едой. Любит объятия, поцелуи.Показывает указательным пальцем. 1,5 года.Чаще использует пальцы, чем рот. Любит мягкие предметы. Прикасается к самому себе в том месте, где болит. 2 года. Развивается чувство боли. Понимает, что может причинить себе вред.Боится горячего.Переворачивает страницы в книге. 2,5 года. Определяет предметы с помощью пальцев, не глядя на то, к чему прикасается. 3 года. Различает тепло и холод. 3-4 года. Движения по обследованию предмета "хватающие", "трогающие". Ладонь не подвижна.Дети играют с предметами, похлопывают пальцами по нему. Фигура может зажиматься в руке и остается в состоянии покоя.Происходит беглое и поверхностное знакомство с величиной, поверхностью, фактурой. В состоянии определить место на теле, к которому прикасаются. Сам определяет холодно ему или тепло. На ощупь распознает предметы. Может сказать, где болит. 4-5 лет. В процессе ощупывания начинает принимать участие ладонь и изгибыв середине пальцев и между пальцами и ладонью. Активна одна рука. Кончики пальцев попадают на контур случайно и редко. Увеличивается количество движений по предмету, улучшаются результаты узнавания. Может на ощупь определить разницу между формами (круглая,квадратная,звездой). 5-6 лет. В процессе осязания принимают участие обе руки. Движения сходящиеся или расходящиеся. Фигуры тщательно обследуется, особенно их признаки, но развернутого ощупывания не происходит. Определяет температуру воды. На ощупь определяет формы (квадратную, овальную,треугольную). Может определять поверхность предмета. 6-7 лет. Ощупывает кончиками пальцев. Наблюдается увеличение числа движений и уменьшение продолжительности фиксации. На ощупь определяет фигуры: крест, пятиугольник, шестиугольник.

02.04.2016 21:25


Рекомендуем курсы ПК и ПП