СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пальчиковые игры и их роль в развитии памяти, внимания и речи детей с ЗПР

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее время значительно увеличилось количество детей с задержкой психического развития (ЗПР). Данные свидетельствуют, что одной из наиболее распространенных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время является именно задержка психического развития.

Задержка психического развития (ЗПР) - темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально – волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания.

Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно – развивающем обучении и медицинском сопровождении.

Одним из важнейших условий продуктивности познавательной деятельности являются достаточно развитые память и внимание.

Внимание активизирует сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности, а память хранит добытые в ее результате сведения. Внимание - это особое состояние активного человека в виде направленной сосредоточенности на каком-то объекте. Внимание является одной из важных предпосылок всех видов сознательной деятельности, в первую очередь познавательной.

При задержке психического развития недостаточный уровень внимания - одна из существенных и заметных особенностей познавательной деятельности. Дети с ЗПР на занятиях крайне рассеяны, часто отвлекаются, не способны сосредоточенно слушать или работать более 5-10 мин.

Память - психический процесс, обеспечивающий организацию, хранение и повторное использование прошлого опыта. Недостатки памяти заметно тормозят, снижают продуктивность познавательной деятельности.

У детей с ЗПР память значительно ослаблена (ограничены объем запоминания, продолжительность запоминания смысловой информации).

Дети с ЗПР склонны к механическому бездумному заучиванию материала. Но и этот способ мнемической деятельности для них труден, так как сами механизмы памяти ослаблены: уменьшены скорость, полнота, прочность и точность запоминания.

ЗПР у дошкольников - это комплексное явление, которое охватывает всю совокупность психических процессов человека. Моторика относится к высшим психическим функциям.

У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координация и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуального развития дошкольника. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Действительно, рука имеет большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика оказывает большое влияние на развитие ребенка. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры.

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка.

Этот факт обуславливает повышенное внимание исследователей к данной проблеме.

Многочисленные исследования показали, что трехлетний ребенок умеет употреблять многие предметы обихода, способен к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношения с окружающими людьми.

Следует отметить, что именно в этом возрасте одна из рук начинает доминировать и выполнять преимущественно главные действия в разных видах деятельности. Это дает основание причислить ребенка к право - или леворуким, «правшам» или «левшам».

Начиная с 4 лет, выявляется возможность целенаправленного формирования движений в процессе обучения ребенка. В этот период повышается роль слова в процессе двигательного обучения. Поэтому, для того чтобы ребенок правильно усвоил способ движения, недостаточно подражания или показа, необходима специальная организация деятельности ребенка под руководством взрослого.

Сочетание словесной инструкции и наглядного примера дает наиболее эффективный результат.

Задержка психического развития представляет собой нарушение сроков формирования психических и познавательных функций у ребенка, отставание в темпе освоения различных видов деятельности.

У детей с ЗПР страдают все предпосылки успешной деятельности, имеют место эмоционально - волевые нарушения, что в свою очередь приводит к снижению общей активности и низкой мотивации детей.

Следует констатировать, что большинство детей имеют нарушения мелкой моторики, в то время как движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие.

Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития детей.

Начиная с раннего детства, по мере роста ребенка развивается его головной мозг. По достижении 5-летнего возраста, детский головной мозг становится по своим размерам почти таким же, как у взрослого человека.

Учеными доказана неоспоримая связь мелкой моторики и интеллекта ребенка, подчеркивают, что именно рука развивает мозг ребенка, на основании этого можно судить о развитии мыслительных процессов, и наоборот с помощью развития моторики рук возможно стимулировать развитие мозга.

Мелкая пальцевая моторика - это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, зрительная и двигательная память, речь, наблюдательность.

Существует много различных способов добиться ускорения развития мелкой моторики рук, но самое интересное и доступное во всем этом многообразии, как для детей, так и для взрослых - это пальчиковые игры.

Пальчиковые игры - это особый вид игр, которые активизируют деятельность мозга. Они способствуют овладению навыками мелкой моторики, повышают работоспособность коры головного мозга, развивают у ребенка психические процессы: мышление, память, внимание, воображение, речь, снимают тревожность.

Пальчиковые игры представляют собой инсценировку потешек и стихов, рифмованных историй и сказок при помощи пальцев рук. Во время таких игр ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться.

Такие игры предназначены для детей от полугода и интерес к ним сохраняется примерно до пяти лет. Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребенок начнет легко выполнять нужные движения одной рукой, следует научить его выполнять те же движения другой рукой. Дети 3-4 лет задействуют в пальчиковых играх обе руки.

Для ребенка с ЗПР использование пальчиковых игр - это возможность проявить себя. Благодаря своему значительному потенциалу, пальчиковые игры позволяют решать задачи, поставленные педагогом, в доступной форме с опорой на непосредственный интерес детей. При этом они могут использоваться как самостоятельный вид деятельности, так и как прием в ходе, какого - либо занятия, в режимных моментах.

Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.

Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза», имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.

Пальчиковые игры помогают взрослому быстро и легко привлечь к себе внимание ребенка, найти контакт с ним, расположить его к себе, вызвать интерес и желание играть вместе.

Данные игры помогают развивать эмоциональную сферу ребенка, дают возможность знакомить с основными видами эмоций, способами их проявления. Для снятия отрицательного эмоционального состояния ребенка пальчиковые игры лучше использовать в парном взаимодействии «педагог-ребенок».

Пальчиковые игры можно разделить на группы:

Упражнения для кистей рук.

- развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;

- учат напрягать и расслаблять мышцы;

- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

- учат переключать внимание с одного движения на другое.

Условно статические упражнения для пальцев рук.

- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

Динамические упражнения для пальцев рук.

- развивают точную координацию движений;

- учат сгибать и разгибать пальцы рук;

- учат противопоставлять большой палец остальным.

Пальчиковые игры очень разнообразны по своему содержанию и делятся на следующие виды:

  • Игры – манипуляции - эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.

  • Сюжетные пальчиковые игры;

  • Пальчиковые упражнения в сочетании с массажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкие орехи, карандаш, массажный мячик.

  • Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой -ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.

  • «Театр в руке» - данный вид упражнений позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

    В последнее время значительно увеличилось количество детей с задержкой психического развития (ЗПР). Данные свидетельствуют, что одной из наиболее распространенных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время является именно задержка психического развития.

    Задержка психического развития (ЗПР) - темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально – волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания.

    Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно – развивающем обучении и медицинском сопровождении.

    Одним из важнейших условий продуктивности познавательной деятельности являются достаточно развитые память и внимание.

    Внимание активизирует сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности, а память хранит добытые в ее результате сведения. Внимание - это особое состояние активного человека в виде направленной сосредоточенности на каком-то объекте. Внимание является одной из важных предпосылок всех видов сознательной деятельности, в первую очередь познавательной.

    При задержке психического развития недостаточный уровень внимания - одна из существенных и заметных особенностей познавательной деятельности. Дети с ЗПР на занятиях крайне рассеяны, часто отвлекаются, не способны сосредоточенно слушать или работать более 5-10 мин.

    Память - психический процесс, обеспечивающий организацию, хранение и повторное использование прошлого опыта. Недостатки памяти заметно тормозят, снижают продуктивность познавательной деятельности.

    У детей с ЗПР память значительно ослаблена (ограничены объем запоминания, продолжительность запоминания смысловой информации).

    Дети с ЗПР склонны к механическому бездумному заучиванию материала. Но и этот способ мнемической деятельности для них труден, так как сами механизмы памяти ослаблены: уменьшены скорость, полнота, прочность и точность запоминания.

    ЗПР у дошкольников - это комплексное явление, которое охватывает всю совокупность психических процессов человека. Моторика относится к высшим психическим функциям.

    У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координация и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук.

    Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуального развития дошкольника. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

    Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

    Действительно, рука имеет большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика оказывает большое влияние на развитие ребенка. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры.

    Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка.

    Этот факт обуславливает повышенное внимание исследователей к данной проблеме.

    Многочисленные исследования показали, что трехлетний ребенок умеет употреблять многие предметы обихода, способен к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношения с окружающими людьми.

    Следует отметить, что именно в этом возрасте одна из рук начинает доминировать и выполнять преимущественно главные действия в разных видах деятельности. Это дает основание причислить ребенка к право - или леворуким, «правшам» или «левшам».

    Начиная с 4 лет, выявляется возможность целенаправленного формирования движений в процессе обучения ребенка. В этот период повышается роль слова в процессе двигательного обучения. Поэтому, для того чтобы ребенок правильно усвоил способ движения, недостаточно подражания или показа, необходима специальная организация деятельности ребенка под руководством взрослого.

    Сочетание словесной инструкции и наглядного примера дает наиболее эффективный результат.

    Задержка психического развития представляет собой нарушение сроков формирования психических и познавательных функций у ребенка, отставание в темпе освоения различных видов деятельности.

    У детей с ЗПР страдают все предпосылки успешной деятельности, имеют место эмоционально - волевые нарушения, что в свою очередь приводит к снижению общей активности и низкой мотивации детей.

    Следует констатировать, что большинство детей имеют нарушения мелкой моторики, в то время как движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие.

    Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития детей.

    Начиная с раннего детства, по мере роста ребенка развивается его головной мозг. По достижении 5-летнего возраста, детский головной мозг становится по своим размерам почти таким же, как у взрослого человека.

    Учеными доказана неоспоримая связь мелкой моторики и интеллекта ребенка, подчеркивают, что именно рука развивает мозг ребенка, на основании этого можно судить о развитии мыслительных процессов, и наоборот с помощью развития моторики рук возможно стимулировать развитие мозга.

    Мелкая пальцевая моторика - это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, зрительная и двигательная память, речь, наблюдательность.

    Существует много различных способов добиться ускорения развития мелкой моторики рук, но самое интересное и доступное во всем этом многообразии, как для детей, так и для взрослых - это пальчиковые игры.

    Пальчиковые игры - это особый вид игр, которые активизируют деятельность мозга. Они способствуют овладению навыками мелкой моторики, повышают работоспособность коры головного мозга, развивают у ребенка психические процессы: мышление, память, внимание, воображение, речь, снимают тревожность.

    Пальчиковые игры представляют собой инсценировку потешек и стихов, рифмованных историй и сказок при помощи пальцев рук. Во время таких игр ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться.

    Такие игры предназначены для детей от полугода и интерес к ним сохраняется примерно до пяти лет. Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребенок начнет легко выполнять нужные движения одной рукой, следует научить его выполнять те же движения другой рукой. Дети 3-4 лет задействуют в пальчиковых играх обе руки.

    Для ребенка с ЗПР использование пальчиковых игр - это возможность проявить себя. Благодаря своему значительному потенциалу, пальчиковые игры позволяют решать задачи, поставленные педагогом, в доступной форме с опорой на непосредственный интерес детей. При этом они могут использоваться как самостоятельный вид деятельности, так и как прием в ходе, какого - либо занятия, в режимных моментах.

    Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.

    Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза», имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.

    Пальчиковые игры помогают взрослому быстро и легко привлечь к себе внимание ребенка, найти контакт с ним, расположить его к себе, вызвать интерес и желание играть вместе.

    Данные игры помогают развивать эмоциональную сферу ребенка, дают возможность знакомить с основными видами эмоций, способами их проявления. Для снятия отрицательного эмоционального состояния ребенка пальчиковые игры лучше использовать в парном взаимодействии «педагог-ребенок».

    Пальчиковые игры можно разделить на группы:

    Упражнения для кистей рук.

    - развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;

    - учат напрягать и расслаблять мышцы;

    - развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

    - учат переключать внимание с одного движения на другое.

    Условно статические упражнения для пальцев рук.

    - совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

    Динамические упражнения для пальцев рук.

    - развивают точную координацию движений;

    - учат сгибать и разгибать пальцы рук;

    - учат противопоставлять большой палец остальным.

    Пальчиковые игры очень разнообразны по своему содержанию и делятся на следующие виды:

  • Игры – манипуляции - эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.

  • Сюжетные пальчиковые игры;

  • Пальчиковые упражнения в сочетании с массажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкие орехи, карандаш, массажный мячик.

  • Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой -ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.

  • «Театр в руке» - данный вид упражнений позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

09.10.2024 08:15


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!