СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья
Пустовалова Наталья Григорьевна
г.Шахты
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребёнок» Сухомлинский В.А.
Общая задача коррекционной школы состоит в подготовке учащихся к самостоятельной жизни и труду на предприятиях по одному из видов профессионально-трудового обучения.
Трудность этой задачи в первую очередь обусловлена недостатками психического развития, которые свойственны детям с нарушениями интеллекта. Однако опыт работы свидетельствует о том, что при достаточно высоком уровне организации педагогического процесса можно достичь значительных результатов в отношении общего развития учащихся и в формировании у них готовности к производительному труду.
Эффективность работы по развитию творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями зависит от того, насколько правильно учите-
лем выбраны методы и приемы обучения для достижения поставленных целей. Методические приемы обучения детей с нарушениями интеллекта многообразны и зависят от мастерства учителя, наличия в процессе обучения дидактического материала, то есть эффективность процесса обучения зависит от наличия в арсенале педагога всего учебно-методического комплекса по данному предмету.
Детям с ограниченными возможностями доступен уровень ремесленника, делать хорошо то, что уже придумали другие. Чтобы образ, созданный художником, превратить в предмет нужно стать мастером – значит, навыки и умения довести до автоматизма, чтобы руки сами делали. Стать мастером своего дела – это то, на что направлена вся коррекционная работа по развитию творчества.
Коррекционно – развивающий принцип обучения пронизывает весь процесс развития творчества, стимулирует обучение, «ведет его за собой» Л.С. Выготский. «Учить руки – это значит развивать ум и облагораживать душу».Ч.Ворт
В своей работе применяю четыре основных метода:
1) Метод «от простого - к сложному» - это собственно обучение знаниям умениям и навыкам в соответствии с программой.
2) Метод многократного повторения – это отработка мастерства.
3) Метод аналогии или подражания – направление детского творчества учителем.
4) Метод рефлексии - раскрытие творческого потенциала в совместной деятельности, мотивация творческой деятельности
Одним из новых направлений обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является организация и проведение интегрированных уроков с использование компьютерных технологий.
Особое место в развитии творческих способностей принадлежит наглядному методу с использованием ИКТ, которому присущи элементы творчества, новизны, приобретения опыта творчества, т.к. процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок, выбора вариантов композиций, разработка конструкции моделей, её моделирования.
Кроссворды и задания на карточках дополнительно развивают все познавательные функции, зрительное восприятие, память, мышление и письменную речь. Сшить изделие, имея четкое представление и хорошие навыки выполнения швов, уже не представляет труда.
Подводя итог, можно сказать:
1) Коррекция недостатков умственного развития учащихся коррекционных школ, развитие их творческих способностей будет заключаться в том, чтобы обеспечить мотивацию к созданию красивого, законченного изделия.
2) Для успешного выполнения творческих заданий необходимо научить предварительной ориентировке в задании, планированию, самоконтролю в процессе выполнения заданий, развивать творческое воображение и фантазию детей на всех этапах деятельности.
3) Необходимо максимально расширять кругозор детей, привлекая их к практической деятельности в урочное и внеурочное время, прививая тем самым жизненно необходимые навыки, привычки, знания и умения.
Стать хорошим мастером своего дела – это реальный путь интеграции детей с ограниченными возможностями в социум.
За последние три года моими учащимися сшиты эстрадные костюмы, русские национальные костюмы, новогодние костюмы, костюмы к постановке празднования Дня Победы в стиле 40-х годов.
Как известно универсального метода развития творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями не существует. Отбор методов и приемов обучения должен максимально способствовать формированию творческих способностей, творческой деятельности и отвечать особым образовательным потребностям учащихся и специфике коррекционно-педагогической работы.
© 2015, Пустовалова Наталья Григорьевна 818