СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации психолога педагогам по работе с «трудными» подростками».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации психолога педагогам по работе с «трудными» подростками».

Прежде всего, в каждом конкретном случае следует выявить причины трудновоспитуемости учащегося по следующей схеме:

  1. что искажено в духовном мире подростка в наибольшей мере;
  2. какие неблагоприятные условия существуют в данный момент;
  3. с какими отрицательными обстоятельствами может справиться сам ученик, а какие следует устранить с помощью семьи и школы;
  4. были ли допущены педагогические ошибки по отношению к подростку и как их исправить.

Для осуществления педагогической профилактики и коррекции поведения трудного подростка рекомендуется:

  1. Найти сильные стороны, качества подростка, опираться на них в деле воспитания.
  2. Не оставлять без похвалы любое положительное проявление подростка.
  3. Стараться не сравнивать ученика с другими, особенно если это сравнение не в его пользу.
  4. Говорить с учащимися тактично, избегать резких выражений. В общении с подростками не должен присутствовать поучительный уничижающий тон. Ни в коем случае не допускать публичных порицаний.
  5. Контролировать свои эмоции, сдерживать гнев или негодование.
  6. Уметь признавать свои ошибки и просить прощения.
  7. Не позволять себе оскорбить учащегося. Исключить угрозы и шантаж.
  8. Выказывать отношение только к поступкам, а не к личности учащегося (не «ты грубиян», а «ты проявил грубость»).
  9. Найти повод похвалить ребенка, особенно спустя некоторое время после наказания. Он убедится, что претензии были к его поступку, а не к личности в целом.
  10. Чаще давать понять подростку, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои решения и поступки.
  11. Концентрировать внимание подростка на уже достигнутых в прошлом успехах и вселять в него веру в будущие успехи.
  12. Показать подростку, что он вам небезразличен, что его поступки и личностные качества замечают, что позитивные изменения радуют, а срывы огорчают.
  13. Предоставлять возможность высказать свое мнение, предложить пути выхода из ситуации.
  14. Действовать терпеливо и последовательно, поскольку в данной работе не может быть быстрых положительных результатов.
  15. Совершенствовать работу по формированию классного коллектива, не допускать в нем изолированности трудного подростка.

Целесообразно использовать следующие группы педагогических приемов:

  1. Проявление доброты, внимания, заботы. Сочувствие.
  2. Просьба.
  3. Поощрение в виде одобрения, похвалы, награды, выражения доверия.
  4. «Авансирование личности» - предоставление определенного блага, высказывание положительного мнения о подростке, даже если он этого еще пока не заслужил в полной мере. Аванс побуждает к проявлению лучших качеств.
  5. Дать понять подростку, что неблаговидный поступок – досадное недоразумение, случайность и больше не повториться, так как ошибки возможны, но нужно извлекать из них полезный опыт.
  6. Прощение подростка в конкретной ситуации, которая всегда есть только следствие, а не причина осложненного поведения.

В целях усиления положительного влияния на подростков через коллектив используются следующие приемы:

  1. прием доверия – подросток выполняет наиболее значимое общественное поручение коллектива, в котором он сможет проявить свои знания и умения;
  2. прием постепенного приручения к деятельности на общую пользу – поручения повторяются, усложняются и мотивируются их общественной значимостью;
  3. прием поддержки коллективистских проявлений – поощрение и одобрение коллективом, усилий подростка при выполнении общественной работы при доброжелательных отношений к нему окружающих;
  4. прием недоверия – коллектив высказывает сомнения в том, что поручать или нет какое-либо дело данному подростку из-за негативных его личных качеств, побуждая его тем самым к самокритике;
  5. прием осуждения безнравственности эгоистических установок и взглядов подростка;
  6. прием побуждения подростка к объективной оценке своего поступка;
  7. прием включения подростка в коллективные общественно-значимые виды деятельности, где он должен проявить свои отношения к совместным коллективным делам, умение сотрудничать с одноклассниками.

Рекомендации родителям по предупреждению девиантного поведения детей.

С целью педагогизации семьи вообще и родителей в частности можно предложить некоторые советы для родителей.

  • Следует бережно, с пониманием относится к внутреннему миру подростка, его переживаниям, увлечениям;
  • Принимайте подростка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками;
  • Нужно уметь выслушать подростка, согласиться с ним, если он прав, переубедить если ошибается;
  • Требования, предъявляемые подростку, должны быть разумно аргументированы;
  • Не требуйте беспрекословного подчинения;
  • Взрослый должен быть другом подростка, но другом особым, отличным от друга сверстника. Взрослый - друг – руководитель;
  • Нужно уметь понимать, чувствовать своего ребенка, посмотреть на себя его глазами и терпеливо вести разговоры изо дня в день, не срываясь на крик и оскорбления;
  • Не разговаривайте с ним грубо и высокомерно, не используйте нецензурные слова;
  • Не относиться к подростку как к маленькому;
  • Применяйте убеждения, советы или просьбы;
  • Поощряйте активность, загружайте интересной и полезной деятельностью;
  • Используйте похвалу и поощрения (за успехи в учебной деятельности, а не только за способности);
  • Не сравнивайте с достижениями других людей, только с самим собой;
  • За содеянное не столько наказывайте, сколько вызывайте чувство раскаяния;
  • Если же возникает нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим их поступком. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который он наказан, разумно ему объяснен.
24.11.2021 21:16


Рекомендуем курсы ПК и ПП