СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Релаксационная подготовка как основа здоровья школьников и спортсменов разного возраста в соответствии с требованиями ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Способность к адаптации (приспособляемость) является основой жизни и индивидуального развития биологических систем [1, 2, 3]. В свою очередь приспособляемость, как показали наши исследования [4, 5, 6], находится в прямой зависимости от функциональной активности тормозных процессов центральной нервной системы, мощности тормозно-релаксационной функциональной системы срочной адаптации и защиты от экстремальных воздействий (ТРФСЗ) и скорости произвольного расслабления (СПР) скелетных мышц. Именно за счет повышения СПР мышц, возникающего при активизации ТРФСЗ на фоне нарушений в соотношениях важнейших гомеостатических констант в организме, осуществляется практическая реализация защитной функции, направленной, прежде всего, на экономное расходование энергии, повышение эффективности и скоро­сти восполнения энергетических ресурсов организма.

При более или менее длительном воздействии на организм тех или иных адаптогенных факторов формируются различные типы дол­говременной адаптации, или индивидуального развития. У людей с малой мощностью ТРФСЗ, независимо от возраста, адаптация идет за счет увели­чения объема мышечной массы и силы на фоне низкой СПР, то есть формируется гипертрофический тип индивидуаль­ного развития. При средней мощности ТРФСЗ формируется переходный тип, а при высокой мощности ТРФСЗ формируется релаксационный тип индивидуального развития. Для этого типа характерна высокая скорость расслабления и средние показатели силы мышц [3, 6].

Значительные морфофункциональные перестройки при долговре­менной адаптации затрагивают не только нервно-мышечную, но и все дру­гие системы организма. У людей гипертрофического типа, регистрируется повышенная возбудимость и низкая активность тормозных систем ЦНС, преобладает гиперкинетический (неэкономичный) тип кровообращения и резко дисгармоничный тип телосложения. Для них характерны низкая эко­номичность и эффективность деятельности сердца, повышенный уровень энерготрат в покое и при тестирующих нагрузках, повышенное содержание в крови метаболитов энергетического обмена, адреналина и стрессорных гормонов, но более низкий уровень норадреналина и анаболических сте­роидов в покое и при нагрузках, низкая стресс-устойчивость и устойчи­вость к гипоксии, пониженная иммунологическая резистентность, высокая заболеваемость и травматизм.

Целью исследований явилось теоретическое и экспериментальное обоснование основных принципов построения комплексной системы специальной релаксационной подготовки, направленной на улучшение функционального состояния центральной нервной и нервно-мышечной систем. В соответствии с целью были определены задачи определить специфику срочной и долговременной адаптации спортсменов к тренировочным и соревновательным физическим нагрузкам и другим адаптогенным факторам.

Методы и организация исследования. В раз­ных сериях экспериментов участвовало 320 школьников и квалифициро­ванных спортсменов (в возрасте от 6 до 32 лет). В качестве адаптогенного фактора использовалась велоэргометрическая физическая нагрузка макси­мальной интенсивности.

Контроль за функциональным состоянием ЦНС осуществлялся с помощью метода компьютерной полимиографии, основанного на синхронной графической регистрации биоэлектрической активности (электромиограммы) и усилий (динамограммы) четырёхглавой мышцы бедра обеих ног, при их произвольном (максимально быстром и сильном) напряжении и расслаблении в изометрическом режиме [6].

Результаты исследования и их обсуждение. Уже в возрасте 6-11 лет регистрировалась очень высокая СПР мышц. Затем она постепенно снижа­лась и к 14 годам становилась минимальной, ухудшившись на 22,3%. По­сле 14 лет СПР мышц снова начинала постепенно возрастать вплоть до 29-летнего возраста, а тот уровень СПР, который был в раннем возрасте (6-11 лет), достигался лишь к 20-25 годам.

Аналогичной была и возрастная динамика мощности ТРФСЗ. Уже в 6-8-летнем возрасте дети имели высокий уровень мощности ТРФСЗ. Затем она прогрессивно снижалась (на 12,6%), достигая к 13-15 годам своих мини­мальных значений. После 14-15 лет мощность ТРФСЗ возрастала и к 23-25 годам выходила на свой максимальный уровень, после чего несколько снижалась к 29 годам. Примечательно, что уровень мощности ТРФСЗ, который регистрируется еще в 6-8 летнем возрасте, достигался лишь к 20-23 годам.

Фактически динамика мощности ТРФСЗ являлась почти точной ко­пией динамики СПР и функциональной активности тормозных систем (ФАТ) ЦНС. Наибольший уровень ФАТ также регистрировался уже в 6-7-летнем возрасте. Затем ФАТ прогрессивно снижалась (на 10,0%) к 14 го­дам и вновь быстро нарастала до 23 лет, после чего оставалась на этом уровне до 29 лет. Схожесть динамики и прямые корреляционные зависи­мости между ТРФСЗ, ФАТ и СПР во всех возрастных периодах, выявлен­ных в нашем эксперименте, подчеркивают тесную взаимосвязь тормозных систем ЦНС с релаксационными процессами нервно-мышечной системы и их прямое участие в формировании физиологических механизмов защиты организма от экстремальных воздействий.

Высокие уровни мощности ТРФСЗ, ФАТ, СПР, баланса нервных процессов, работо­способности и других качеств выявленные у 6-8-летних детей свидетельст­вуют о том, что уже в этом возрасте детский организм представляет собой вполне сформировавшуюся (не в анатомо-морфологическом, а в функцио­нальном отношении) биологическую систему, обладающую всем необхо­димым набором высших интегративных, регуляторных, адаптационных и защитных механизмов, чтобы эффективно взаимодействовать как с пози­тивными, так и с неблагоприятными факторами окружающей среды, ак­тивно противодействовать их стрессогенным и повреждающим действиям и бороться за выживаемость, репродуктивность и долголетие.

К сожалению, как показали наши исследования, после 6-8-летнего возраста у школьников начинается прогрессивное ухудшение всех крите­риев здоровья, достигающее максимума к 14 - 15 годам. К этому возрасту существенно повышается (Р<0.001) возбудимость ЦНС. Резко ухудшается функциональная активность тормозных систем и тормозный контроль ЦНС (Р≤0.001). Падает мощность ТРФСЗ (Р<0.001), скорость расслабления мышц (Р≤0.001) и формируется ярко выраженный гипертрофический тип индивидуального развития.

В результате здоровый детский организм с вполне сформировавши­мися механизмами адаптации и защиты, подготовленный природой к дол­гой счастливой жизни, за 7-8 школьных лет на 20-30% теряет свои пре­имущества, приспособительные возможности и становится уязвим ко вся­кого рода неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

В этой связи представляется вполне закономерным существенное увеличение целого ряда отрицательных проявлений в жизнедеятельности организма у школьников среднего и старшего возраста, отмечаемое многими исследователями: повышается обмен веществ и расход энергоресурсов, снижается экономичность и эффективность деятельности различных органов и систем, повышается возбудимость ЦНС и ослабляется тормозный контроль коры головного мозга, появляются неадекватные эмоциональные реакции, неврозы и быстрая утомляемость, снижаются адаптационные возможности организма, повышаются травматизм и заболеваемость.

Регулярные занятия спортом, судя по динамике роста спортивных результатов и функционального состояния организма, спо­собствуют восстановлению и совершенствованию собственных физиологи­ческих механизмов срочной адаптации и защиты. Однако, как показывает наш многолетний опыт и результаты экспериментов, обычных занятий спортом еще не достаточно для эффективного решения этой сложной про­блемы. Необходима разработка принципиально новой комплексной систе­мы специальной физической и функциональной подготовки, использование которой с раннего детского возраста обеспечит всестороннее развитие и совершенствование (тренировку) тормозно-релаксационных процессов, собственных механизмов защиты и формирование наиболее выгодных для организма рациональных типов долговременной адаптации и индивиду­ального развития [7].

Выводы. Наиболее выгоден, во всех отношениях, релаксационный тип инди­видуального развития. Для лиц релаксационного типа характерна сбалан­сированность возбудительных и тормозных процессов ЦНС, высокая ско­рость расслабления мышц, отличная регуляция и координация движений, превосходная реакция на движущиеся объекты, что обеспечивает миними­зацию спортивного, бытового и уличного травматизма. У них преобладает самый экономичный- эукинетический тип кровообращения, регистрируется высокая экономичность и эффективность деятельности сердца, минимальный уровень энергетических затрат, пониженное содержание в крови метаболитов энергетического обмена, высокая скорость восстано­вительных процессов и ресинтеза энергетических ресурсов, высокая физическая работоспособность. Они отличаются повышенной стресс-устойчивостью, в 2-3 раза реже, по сравнению с лицами гипертрофического типа, подвергаются пере­напряжениям и заболеваниям и, что не менее важно, имеют высокую успеваемость по всем предметам школьной программы.

С увеличением СПР скелетных мышц и формированием релаксационного типа долговременной адаптации про­грессивно снижается спортивный травматизм и, соответственно, столь же прогрессивно улучшается их здоровье. Наши многолетние иссле­дования показали, что даже в самых травматичных видах спорта можно почти полностью избавиться от повре­ждений за счёт правильной организации тренировочно­го процесса, направленного на нормализацию баланса нервных процессов ЦНС, повышение СПР мышц и формирование релакса­ционного типа долговременной адаптации.

Категория: Физкультура
06.01.2017 17:03


Рекомендуем курсы ПК и ПП