СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
"Социализация младших школьников в условиях группы продленного дня"
Практика показывает, что группы продленного дня в школе являются наиболее эффективной формой социализации учащихся младших и средних классов. Продленный день в школе как особый способ формирования воспитывающей образовательной среды позволяет оказывать действенную помощь семье и детям. Группа продленного дня – это модель организации внеурочной деятельности младших школьников с целью создания благоприятных условий для выполнения домашних заданий, игровой и творческой деятельности, а также обеспечения психологической защищенности каждого ребенка, воспитания уверенности в себе, снятия тревожности, создания отношений доброжелательности, взаимопомощи, взаимоответственности, эмоциональной комфортности, что способствует личностному росту детей. Воспитательное пространство ГПД, как средство социализации школьников – это, во-первых, сама среда, в которой оказываются школьники после уроков, во-вторых, это специально организованный образ жизни детей в данной среде: их деятельность, отношения, события, с ними происходящие. Специально организованный образ жизни складывается из системы, включающей в себя занятия в творческих объединениях, кружках, клубах по интересам, часов общения, экскурсий. Главная задача педагогов – это создание атмосферы взаимопонимания, взаимовыручки, уважения и любви, что является основой комфорта, уюта, спокойствия, самореализации личности каждого ребенка. Особое место и роль в социализации ребенка в условиях школы «полного дня» занимает проектная деятельность - совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Воспитательное пространство продленного дня – безграничное пространство. Поле деятельности здесь не имеет границ, четко очерченных рамок. Творческий подход грамотного педагога позволяет создать во второй половине дня такие условия, чтобы дети младшего школьного возраста получили возможность выразить себя, познать окружающий мир и получили опыт позитивного общения. Поскольку группы посещают очень разные дети – неуравновешенные, возбудимые, скованные, импульсивные – в работу включаются игры, игровые упражнения, направленные на устранение конфликтов, замкнутости, вызывающие желание общаться с другими. Большую роль в организации деятельности группы продленного дня играют прогулки. Главное назначение прогулки – отдых, восстановление физических сил, развитие наблюдательности, фантазии, внимания, умения осмысливать увиденное, воспитание любви и бережного отношения к природе. Во время прогулок организуются различные подвижные игры. Проводятся тематические экскурсии на природу: «В гости к осени», «Зима» и «Пробуждение природы». При проведении самоподготовки воспитатель поддерживает необходимый для самостоятельной работы порядок и обеспечивает успешное выполнение заданий всеми учениками, стремясь закрепить те знания, которые дети приобрели на уроках. Воспитатель во время самоподготовки следит за дисциплиной, воспитывает привычку самостоятельно учиться, берет под свою опеку школьников, отстающих в учебе. Воспитатель не учитель, он не ведет объяснений предмета, не инструктирует, как нужно выполнять задания, он лишь помогает ученикам выполнять задания учителя. Особое беспокойство вызывают дети, имеющие трудности в обучении. Однако воспитатель, хотя не может брать на себя обучение по школьной программе, старается помочь ребенку в рамках своих возможностей. Особые сложности в работе вызывают разновозрастные категории детей и различные домашние задания в разных классах. Поэтому на время самоподготовки я разбиваю детей на подгруппы. Еще год назад, когда воспитатель с одной из групп выполняла домашнее задание, с другими в это время работали вожатая и педагоги дополнительного образования. Это было большим плюсом для воспитателей ГПД. Но эти достижения, наработки остались в прошлом, так как нашу школу постигло тотальное сокращение кадров, и именно ставок воспитателя ГПД, старшей вожатой, учителя информатики, ведущей кружок компьютерной грамотности, библиотекаря. Поэтому так важно сохранить те традиции сотрудничества со специалистами школы, ветеранами педагогического труда с ГПД, которые бережем на протяжении многих лет. На занятиях по интересам я уделяю много внимания развитию творческих способностей ребят – лепим, рисуем, вырезаем, клеим, моделируем, плетем. Как итог – выставка детских работ, которую оценивало жюри. Наблюдая успехи своих воспитанников в том или ином творчестве, советую им пойти на занятия в учреждения дополнительного образования. Многие воспитанники ГПД совмещают учебу в нашей школе с занятиями в учреждениях дополнительного образования: музыкальной и художественной школах на разных отделениях и в разное время, танцевальном и вокальном кружках БДЦ. С работниками поселкового БДЦ воспитатели уже много лет работают в тесном контакте. Нас приглашают на различные мероприятия, такие как «Веселые нотки», концерты ко Дню матери, Дню защитника Отечества, др. Посещают наши воспитанники и спортивные секции: футбол (школа), каратэ и дзюдо (школа №1). Я считаю, что воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход заключается в управлении человеком, основанном на глубоком знании черт его личности и его жизни. Когда мы говорим об индивидуальном подходе, то имеем в виду не приспособление целей и основного содержания и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются "трудные" воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития. Индивидуальный подход и воспитание в коллективе, через коллектив не противоречат друг другу. А.С. Макаренко, призывая строить учебно-воспитательную работу с учётом индивидуальных особенностей учащихся, говорил о педагогике "индивидуального действия", рассчитанной на каждую конкретную личность со всем её индивидуальным своеобразием. Вместе с тем он подчёркивал, что индивидуальный подход - это не "парная педагогика", не камерное воспитание, не "разрозненная возня с каждым воспитанником". Индивидуальный подход осуществляется в коллективе и с помощью коллектива и в этом смысле гармонично дополняет общий воспитательный процесс. Воспитателю, прежде всего, необходимо хорошо знать детей, видеть в каждом из них индивидуальные, своеобразные черты. Чем лучше разбирается он в индивидуальных особенностях школьников, тем правильнее может организовать учебно-воспитательный процесс, применяя воспитательные меры в соответствии с индивидуальностью воспитанников. Индивидуальный подход предполагает в первую очередь знание и учёт индивидуальных, специфических условий, которые повлияли на формирование той или иной черты личности. Это нужно знать потому, что только понимая природу того или иного личностного проявления, можно правильно реагировать на него. Индивидуальный подход предполагает и знание побудительных причин поступков школьников. Различия в мотивах действий определяют и различия воспитательных мероприятий, которые должны быть осуществлены в связи с тем или иным поступком учащегося. Школьник ударил товарища. Можно ли правильно реагировать, не выяснив мотива этого поступка? Конечно, такой поступок требует осуждения. Но квалифицировать его следует по-разному, в зависимости от того, например, ударил ли ученик дежурного по классу за сделанное замечание, реагировал ли на оскорбление со стороны одноклассника или, наконец, пытался защитить доброе имя девочки-одноклассницы. Осуществляя индивидуальный подход, следует помнить, что на учащихся по-разному влияют поощрения. Одного ученика полезно похвалить, так как это укрепляет его веру в свои силы; по отношению к другому от похвалы лучше воздержаться, чтобы не привести его к самоуспокоению, самоуверенности. Равно и подчёркивание недостатков ученика может сыграть отрицательную роль по отношению к неуверенному в себе ребёнку и положительную, если школьник слишком самоуверен и несамокритичен. Работа школы продленного дня, как социального учреждения, в настоящее время требует соответствующих подходов к организации режима учебно-воспитательного процесса на протяжении дня, недели и года. Режим должен быть построен таким образом, чтобы способствовать выработке определенного ритма деятельности у каждого учащегося в отдельности и у всего коллектива в целом, приучать детей к порядку, самодисциплине, четкой организации труда и отдыха. И очень важно для полноценного функционирования ГПД отношения к ней администрации школы как одной из важной составляющей социального учреждения, инструмента социализации младших школьников.
© 2019, Кузьмина Ольга Юрьевна 915