СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему "Групповая работа на уроках математики в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математика играет важную роль в процессе обучения. Она является одной из главных составляющих интеллектуального развития ребёнка. Выдающийся психолог Лев Семёнович Выготский говорит об интенсивном развитии детей младшего школьного возраста. Данная особенность приводит к становлению таких психических функций, как мышление, память, восприятие и внимание. Учитель начальных классов должен способствовать развитию учеников с помощью современных технологий обучения. Чем активнее средства обучения, тем проще и результативнее станет вовлечение детей в учебную деятельность. Традиционных форм обучения, индивидуальной и фронтальной, становится недостаточно для достижения целей современного образования. Современная школа должна обеспечивать образовательные потребности обучающихся с учётом их склонностей, возможностей и интересов, создавать условия для самореализации, готовить к творческому интеллектуальному труду. Каким образом объединить усвоение необходимого объёма знаний, умений и навыков с развитием творческих способностей учащихся? Как сделать учебную деятельность интереснее и разнообразнее? Ответы на эти вопросы можно найти, организуя групповую работу на уроках.

Несмотря на то, что групповая форма обучения была разработана ещё в XIX веке, она по-прежнему содержит в себе черты инновационного обучения. При анализе методической литературы, в частности, методики математики, можно сделать вывод о том, что групповая форма работы, практика её применения, вопрос комплектования групп недостаточно изучены. Анализ действующих традиционных учебных программ, учебников начальной школы, методических пособий для учителей начальных классов показали, что они не нацелены на организацию групповой работы учителем. Но в последние годы интерес к этой форме обучения возрастает, вместе с ним возрастает и количество работ и исследований, доказывающих эффективность групповой формы обучения.

Учёный-педагог Хейно Йоханович Лийметс выявил, какое количество учащихся не вовлечено в учебный процесс на уроке. По его данным, при ответах соучеников у доски (отсутствие взаимодействия друг с другом) посторонними делами занимаются 66,2% учащихся, при фронтальном объяснении учителя (взаимодействие «учитель – ученик» однонаправленное) – 13,4%, при фронтальной работе (взаимодействие «учитель – ученик» взаимонаправленное) – 8,5%, а при групповой работе (взаимодействие «ученик – ученик») – 2,1% учащихся [2, с.20].

Работа в группах может проводиться на различных этапах урока. Величина групп варьируется от 3 до 6 человек. В состав групп входят обучающиеся с разным уровнем знаний, информированности по предмету. Руководители групп и их состав определяются по принципу совместимости, что даёт учащимся возможность дополнять и обогащать друг друга. Для эффективного проведения групповых занятий учителю необходимо очень хорошо знать свой класс. Галина Анатольевна Цукерман называет групповую работу областью «детской полусамостоятельности». Это определение по праву можно считать верным. Абсолютно самостоятельно выполнять работу ученики ещё не способны. В данном случае нужна помощь сверстника. Во время выполнения групповых заданий на уроке математики значительно возрастает индивидуальная помощь ученикам, которые нуждаются в ней, со стороны товарищей. При этом помогающий получает не меньшую помощь, чем слабый ученик, так как его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость и закрепляются именно во время объяснения своему однокласснику. При индивидуальном обучении организуется самостоятельная работа, что происходит и при групповом. Во время выполнения дифференцированных групповых заданий обучающиеся приучаются к коллективным методам работы. Общение, как утверждают психологи, помогает формированию и усвоению правильных понятий, так как позволяет освободиться от субъективности.

Существует несколько видов групповых технологий: групповой опрос, смотр знаний, учебная встреча, диспут, нетрадиционные уроки (урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие, интегрированный урок и др.). Такое разнообразие форм работы позволяет вызвать у учащихся интерес и повысить мотивацию к обучению.

Групповая форма работы имеет ряд достоинств. Исследования методистов выявили, что при использовании на уроках математики групповой работы возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и самостоятельность учащихся; улучшается психологический климат в классе, возрастает умение вести диалог и аргументировать свою точку зрения; растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют [1, с.25].

Недостатком групповой работы в первую очередь является то, что эту форму нельзя применять при неподготовленном классе, для этого необходима предварительная работа. Не в каждом классе эта форма работает, что связанно с психическими особенностями детей. Как уже было сказано выше, учитель должен знать досконально свой класс, чтобы применять групповую работу. Её нельзя применять спонтанно.

Групповая работа младших школьников имеет свои особенности: нельзя принуждать детей к групповой работе; совместная работа не должна превышать 15–20 минут в 1–2 классах и не должна длиться более 20–30 минут в 3–4 классах; не следует требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиванием; нельзя объединять негативно настроенных друг к другу детей; по налаживанию взаимоотношений между детьми требуются специальные усилия педагога [1, с.13].

Придавая большое значение групповой работе на уроке, нельзя рассматривать её как универсальную. Необходимо чёткое сочетание фронтальных, индивидуальных и групповых заданий в системе уроков.

Обучение – это тоже искусство, в котором учитель выступает в роли «творца» и которое требует определённого творческого вложения. Художник творит с помощью кисти, поэт с помощью пера, скульптор с помощью глины. Учитель с помощью различных форм и методов работы превращает обучение в творческий процесс. Такая форма работы, как групповая, расширит горизонты возможностей современного учителя и позволит разнообразить процесс обучения.

Литература:

1. Витовская И. М. Обучение младших школьников в совместной деятельности. Учебно-методическое пособие. – Псков, 2000. – 96 с.

2. Лийметс Х. Й. Групповая работа на уроке. – М.: Знание, 1975. – 64 с.

23.04.2019 21:27


Рекомендуем курсы ПК и ПП