СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная тема является актуальной в изучении иностранного языка. Введение на уроках элементов страноведения играет большую роль для повышения и поддержания мотивации на всём протяжении изучения предмета. Изучение иностранного языка – это не только получение знаний в области грамматики и лексики, но и знакомство с обычаями и традициями народа изучаемого языка, с его культурой. Поэтому страноведение является неотъемлемой и увлекательной частью процесса изучения иностранного языка.
Все страны красивы и имеют много уникальных культурных особенностей и традиций. Поэтому более глубокое знакомство с этими странами может служить еще одним источником повышения интереса и любви к предмету «Иностранный язык». Использование страноведческой информации в процессе обучения обеспечивает повышение познавательной активности обучающихся, благоприятствует их коммуникативным навыкам и умениям, а также положительной мотивации и способствует решению воспитательных задач.
Страноведение можно разделить на следующие аспекты: география, история, культура страны изучаемого языка. Раздел «Культура» включает в себя не только искусство, но и общественную жизнь, государственное устройство, образование, быт, национальные виды спорта, обычаи и традиции.
Широкий культурологический фон, создаваемый уроками страноведческого характера, способствует развитию лингвистических навыков и умений (обогащение лексики, навыки переводческой деятельности, умение работать с фразеологизмами); так и знакомит обучаемого с конкретными аспектами иноязычной культуры.
Необходимо подчеркнуть, что еще до момента изучения иностранного языка и в самом начале его изучения у учащихся, как правило, самая высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке. Учащимся интересна страна изучаемого языка и ее страноведческие реалии. Многие ребята усматривают в изучении иностранных языков что-то приключенческое. Это проникновение в незнакомый мир. Страноведческий аспект является необходимым условием и средством повышения мотивации.
Кроме того, лингвострановедческий подход актуален на любом этапе обучения и может быть дан на любом уровне сложности. Взрослые и дети разных возрастов проявляют живой интерес к жизни своих сверстников за рубежом, к их обычаям, традициям, укладу повседневной жизни, формам проведения досуга и т.п. Использование лингвострановедческой информации в доступной и увлекательной для них форме способствует усвоению ими элементов иноязычной культуры, повышению познавательной активности обучаемых, созданию у них положительной мотивации.
Существует много методов и приемов введения страноведческого материала, которые позволяют обращаться к языку в других плоскостях, нежели работа с учебником.
Одним из ненавязчивых способов введения страноведческого компонента на занятиях немецкого языка, по моему мнению, является календарь праздников и других событий. Большинство праздников и традиций весьма отличаются от праздников в нашей стране, поэтому очень увлекательно погрузиться в эти описания. Внимание на занятиях можно уделять одним и тем же праздникам, но по принципу усложнения и расширения информации. Такой подход требует около пяти минут работы, посвященной определенному празднику.
Следующим методом ознакомления со страноведческой информацией является метод проектов. Проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая работа. Перед обучающимися ставится (или они сами ее формулируют) конкретная цель, направленная на достижение не "языкового", а практического результата. Работа над проектом осуществляется в определенной последовательности и имеет следующие этапы:
планирование;
подготовка и исполнение;
обсуждение и оценка;
Круг тем проектов может быть очень широким и разнообразным.
Дополнительные возможности возникают при использовании информационных ресурсов и услуг Internet в процессе проектной методики. В Интернете обучающиеся и преподаватели могут найти любую необходимую для проекта информацию: о музеях мира; о текущих событиях в разных уголках мира; о национальных праздниках и т.д. Проектная деятельность наиболее эффективна, если ее удается связать с программным материалом, значительно расширяя и углубляя знания обучающихся в процессе работы над проектом.
На некоторых занятиях я использую страноведческий материал для того, чтобы помочь обучающимся самостоятельно догадаться и озвучить тему, цели и задачи занятия. Для этого использую тематические картинки, строчки из песни, статус из социальной сети, кадр из фильма – все то, что интересует обучающихся и подходит к изучаемой теме.
Для введения страноведческого материала на занятии я использую следующие приемы:
Коммуникативные задания;
Мультимедийные презентации.
Задания коммуникативной направленности применяю на всех своих занятиях. В начале каждого занятия предлагаю тему, по которой проводим речевую разминку, предлагаю обучающимся составлять монологи, диалоги с использованием изученной лексики, обыгрывая ту или иную ситуацию. Например, представить себя в роли гида и путешественников по теме «Путешествие по Германии» и т.д. Обучающимся предлагаются модели речевых ситуаций, примеры диалогов с использованием форм обращений, принятых в стране изучаемого языка, зрительные опоры для составления собственных монологических высказываний, а также речевые клише и общеупотребительные фразы. Все это способствует созданию языковой атмосферы, максимально приближенной к реальной. Можно предложить другое не менее интересное задание, составление туристических брошюр: «Представьте, что вы едете в Германию, но только на 3(4) дня. Какие достопримечательности вы посетите и почему?».
Помимо этого, часто с учащимися используем Интернет ресурсы для создания мультимедийных презентаций по страноведческой тематике. Например, при изучении следующих тем: «Достопримечательности городов Германии», «Известные люди», «Города немецкоязычных стран», «Традиции и обычаи», «Праздники», «Известные люди» и т.д. Обучающиеся с удовольствием выполняют такие задания.
Но нельзя забывать и о текстах страноведческого характера, которые занимают большое место в процессе обучения иностранным языкам и позволяют обеспечивать реализацию социокультурного компонента. Благодаря таким текстам, обучающиеся знакомятся с реалиями страны изучаемого языка, получают дополнительные знания в области географии, образования, культуры и т.д. На занятиях использую тексты не только из учебников, но и из журналов и газет, содержание которых имеют определенную новизну. Будь то общие сведения об образовательных учреждениях, государственном устройстве, о детских и юношеских организациях страны изучаемого языка или об особенностях речевого поведения и этикета. Познание чужой культуры состоит в поиске различий между образцами своей и чужой культуры и ее осознание, а также развитие умения обучающихся представлять свою страну в сравнении с другими странами.
Необходимо подчеркнуть, что именно лингвострановедение послужило опорой для развития творческих способностей, т.к. включает в себя два аспекта:
идет обучение языку
дает сведения о стране
В заключении хотелось бы отметить, что лингвострановедческий материал является сильным рычагом для создания и поддержания интереса к изучению иностранных языков. Обучение страноведению повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка путем развития внутренней мотивации. Оно способствует развитию творческого потенциала учащегося, расширению языковых знаний. Благодаря использованию лингвострановедческих и страноведческих материалов занятия по иностранному языку отличаются коммуникативно-прагматической направленностью, самостоятельностью и творчеством обучающихся, их высокой активностью и заинтересованностью в изучении языка.
© 2023, Рыпалова Наталья Владимировна 137