СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В настоящее время в системе образования широкое распространение получают нетрадиционные формы обучения и контроля. К таким формам можно отнести педагогические тесты. Однако при применении тестов педагоги сталкиваются с множеством проблем объективного и субъективного характера. Проблемы субъективного характера, прежде всего, связаны с личностью самого педагога, его отношением к использованию тестов. Проблемы объективного характера связаны с недостаточным количеством методической литературы, которая позволила бы педагогу самому научиться составлять тесты, отвечающие определённым требованиям.
Слово “тест” английского происхождения и на языке оригинала означает “испытание”, “проверка”.
В.С. Аванесов дает четкое определение педагогического теста: “Педагогический тест – это совокупность взаимосвязанных заданий возрастающей сложности, позволяющих надежно и валидно оценить знания и другие интересующие педагога характеристики личности [2].
В данном определении основной упор делается на систему взаимосвязанных заданий возрастающей сложности.
В.С. Аванесов отмечает лексические особенности педагогического теста: “в научных определениях понятие “педагогический тест” рассматривается в двух существующих смыслах:
- как метод педагогического измерения;
- как результат применения теста как метода измерения, состоящего из ограниченного множества заданий” [2].
В.С. Аванесов особо выделяет так называемые традиционные тесты, которые представляют собой единство трех систем:
- содержательной системы знаний, описываемой языком проверяемой учебной дисциплины;
- формальной системы заданий возрастающей трудности;
- статистических характеристик заданий и испытуемых.
Существуют различные определения понятия “тест”, отличающиеся друг от друга, но все они содержат следующие существенные признаки этого понятия: специально подготовленный и испытанный набор заданий специфической формы и возрастающей сложности; система заданий позволяет качественно оценить структуру знаний учащихся; эффективно измерить уровень обученности учащихся. Показательно, что многие учёные-педагоги при рассмотрении сущности обозначенного понятия значительно расширяют содержание этого понятия, включая в него в качестве признаков структуру теста и технологию его проведения (В.В.Зиновьев, В.П.Левин, А.Н.Майоров и др.). Многие из авторов опирались на концепцию В.С.Аванесова о сущности понятия “педагогический тест” как системы взаимосвязанных заданий возрастающей сложности, позволяющих надёжно и валидно оценить знания и навыки на той или иной области содержания.
Педагогический тест рассматривается именно как система, как упорядоченное множество тестовых заданий. Задания - это те элементы, “кирпичики” из которых составляется педагогический тест.
К тестам в образовании отношение не однозначное. В связи с информационной насыщенностью учебного процесса тестовая форма контроля знаний значительно экономит и позволяет во многих случаях преодолеть субъективизм выставления оценок, повышают мотивационную сторону обучения. Применение тестового контроля способствует рассмотрению достижений учащихся в процессе продвижения от одного уровня усвоения материала к другому.
© 2022, Тарасов Сергей Петрович 154