СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Развитие науки теории тестов началось в XX в. на стыке нескольких наук: психологии, педагогики и социологии. Зарубежные психологии называют эту теорию психометрикой, а педагоги — педагогическим измерением, но ее идея остается: это наука о тестах. Исследования показывают широкие возможности тестовых заданий в повышении качества образовательного процесса.
Существует огромное множество тестов, которые используются в образовательных целях. Тест, который 6удет использоваться только для обучения, назовем обучающим тестом. Для составления научно обоснованного обучающего теста нужно придерживаться определенных правил:
? он должен соответствовать содержанию и объему полученной учащимися информации (содержательная валидность);
?он должен быть понятен каждому обучаемому для исключения неправильных ответов, отличающихся от эталона;
?он должен быть однозначным, чтобы обеспечить объективность оценки его выполнения разными экспертами;
?он должен быть надежным, т.е. гарантировать устойчивый рост качества обучения при системном использовании этого инструмента по одной из тем учебного материала.
Разработанная нами технология построения обучающего теста состоит из четырех этапов.
На первом этапе при рассмотрении учебного материала выделяются те его части, которые являются наиболее трудными для понимания. Для них составляются вопросы разного уровня сложности. Вопросы, которые были определены как сложные, становятся вопросами первого уровня. Оставшиеся вопросы становятся вопросами второго уровня. На вопросы первого и второго уровня составляются ответы.
На втором этапе определяется структура обучающего теста. Разрабатывается логическая взаимосвязь между отдельными заданиями первого уровня.
На третьем этапе проводится экспериментальная проверка эффективности обучающего теста на некоторой группе испытуемых и статистическая обработка данных.
На четвертом этапе отбираем тесты, которые наиболее эффективно помогают усвоить учебный материал. Разрабатывается система, обладающая целостной структурой.
Нами было установлено, что обучающий тест должен содержать в себе следующие составляющие:
?систему заданий;
?систему предъявления заданий;
?систему проверки и обработки результатов. Система заданий включает в себя правила построения, расположения и определения количества заданий и ответов в тесте. Тестовые задания, которые использует обучающий тест, должны:
-отражать содержание учебного материала;
-делиться по уровням сложности;
-быть апробированными;
-иметь между собой смысловую и логическую связь;
-быть написанными на понятном для учащихся языке.
Все задания теста можно разделить на два уровня. Задания первого уровня представляют собой некую задачу, которая имеет нетривиальное решение. Таких заданий в тесте два или три. В ответах на поставленные вопросы этого уровня приводятся решения данной задачи. Причем только одно из решений является наиболее полным и правильным.
Каждый из ответов, кроме правильного, имеет в таком тесте связь с вопросом следующего (второго) уровня. Правильный ответ имеет связь со следующим вопросом из первого уровня или, если вопросов первого уровня больше нет, с развернутым решением всех вопросов первого уровня, т.е. теорией.
Задания второго уровня являются простыми вопросами, не имеющими различных толкований, и представляют собой некую часть учебного материала. Для ответа на эти вопросы учащиеся должны знать стандартный учебный материал. В случае, если учащийся неправильно отвечает на вопрос второго уровня, ему предлагается теория по данной проблеме. После чего происходит переход на следующий вопрос первого уровня. В случае, если учащийся дал правильный ответ на вопрос второго уровня, ему предлагается попробовать ответить еще раз на подобный вопрос первого уровня. Количество вопросов первого уровня и ответов на них в тесте ограничено и зависит от времени, которое отводится на проведение теста, а также от индивидуальных способностей обучаемых.
Перед проведением обучающего теста должен быть проведен инструктаж учащихся для объяснения структуры и цели тестирования.
Система предъявления заданий — это система, в которой определяется способ предъявления тестовых заданий учащимся. Обучающий тест эффективней всего проводить в электронном виде, так как в бланковом виде предъявления трудно отразить перемещение по тесту.
При компьютерном тестировании решается одна из проблем — изменение вопросов. Преподаватель не тратит время на переделку вопросов полностью, он меняет только ответы и добавляет один-два вопроса в тест. Во многих тестовых оболочках результаты тестов, как правило, сохраняются и можно проследить, как менялось понимание и представление учащегося о явлении. Преподаватель может провести также диагностику методов и способов подачи нового материала и процесса его восприятия учащимися.
Система проверки и обработки результатов тестовых заданий — это установление количества правильных ответов, скорости прохождения теста и определение количества вопросов второго уровня, которое студент затратил на поиск правильного ответа. Так как задания предъявляются в электронном виде, то обработка результатов происходит автоматически. При этом преподаватель получает полную информацию о том, как учащийся прошел тест.
Обучающий тест обладает следующей особенностью: с его помощью можно не только повысить качество обучения, но и диагностировать неусвоенные фрагменты учебного материала.
© 2015, Гребцова Надежда Давыдовна 621