© 2025 75
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
На основании приказа ДОНМ от 20.08.2021 № 396 "О развитии в государственных образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, предпрофессионального образования", с обучающимися 7-11-х классов реализуется проект «Кадетский класс в московской школе». При организации учебно-воспитательной деятельности, в рамках проекта «Кадетское образование», актуальным вопросом является использование разнообразного дидактического материала.
Использование дидактических заданий повышают мотивацию, интерес к деятельности, делают процесс более динамичным и содержательным.
Для формирования качественных практических навыков и компетенций у кадетов я использую разработанные мною комплексы упражнений, задания, методические разработки и электронный дидактический материал.
Разработанные дидактические задания и упражнения позволяют мне более эффективно решать поставленные задачи.
Ⅰ. Цели и задачи практики.
Цель: создание условий для повышения качества знаний, практических навыков и компетенций на занятиях и внеклассной деятельности в кадетских классах, через использование разработанного дидактического материала.
Задачи:
Ⅱ. Этапы реализации практики.
2.1. Изучение тем предметной области, дополнительного образования и внеклассных мероприятий для определения формы составления дидактических заданий.
На первом этапе мною были определены темы предметной области, дополнительного образования и внеклассных мероприятий для определения формы составления дидактических заданий. Это темы занятий по строевой подготовке, огневой подготовке и военной топографии.
2.2. Создание комплекса подготовительных упражнений по строевой подготовке.
Для закрепления темы №1 по разделу: «Строевая подготовка. Строй и его элементы» я разработал дидактическое задание, которое помогает обучающимся легко в игровой форме запомнить элементы строя.
Рисунок 1. «Строй и его элементы».
Также мною был составлен специальный комплекс подготовительных упражнений, который можно использовать при тренировках по строевой подготовке. Комплекс состоит из упражнений, направленных на отработку выполнения команд: «Равняйсь!» для отработки правильной постановки головы при равнении, «Смирно!» отработки строевой стойки (правильного положения рук, постановки ног), поворотов на месте, строевого шага.
Рисунок 2. «Комплекс подготовительных упражнений».
Для закрепления темы обучающимся предлагается выполнить интерактивный тест. Для выполнения теста кадеты проходят по ссылке:
Рисунок 3. «Теоретическая часть демонстрационного экзамена».
Для закрепления темы: «Строй и его элементы» мною используется интерактивное задание, созданное на платформе wordwall.net.
Рисунок 4. «Строй и его элементы»
Для отработки строевых приемов в кадетских классах на основе «Строевого устава Вооруженных Сил Российской Федерации» были разработаны «Методические рекомендации по отработке строевых приемов».
Рисунок 5. «Методические рекомендации по выполнению строевых приемов на занятиях внеурочной деятельности».
2.3. Разработка дидактических заданий по огневой подготовке.
Подготовка кадетов к выполнению практической стрельбы требует последовательной отработки элементов, составляющих содержание меткого выстрела. У кадетов на этом этапе необходимо воспитывать высокие требования к себе (каждый выстрел производится как можно точнее).
Для этого необходимо придерживаться алгоритму подготовки стрелка. Он будет состоять из следующих этапов :
Для реализации задачи по подготовке кадетов к меткой стрельбе используется «методика определения «ведущего глаза» и работа на прицельном станке для наводки оружия.
Рисунок 6. «Наводка оружия»
Также мною создан электронный образовательный ресурс в виде тестовых заданий на платформе wordwall «Учись метко стрелять».
Рисунок 7. «Учись метко стрелять»
2.4. Разработка заданий по снаряжению магазина патронами.
Снаряжение магазина патронами, это одно из практических упражнений, требующее определённой сноровки, специфических умений и навыков. Для выполнения норматива учащемуся необходимо многократно выполнять снаряжение магазина, доводя этот навык до автоматизма. Как сделать эти занятия интересными и занимательными? Для этого я разработал задания, которые позволят быстрее закрепить практические навыки в выполнении норматива.
Рисунок 8. «Снаряжение магазина патронами».
Также мною было составлено и опубликовано в МЭШ интерактивное задание в приложении LearningApps.org
Рисунок 9. «Устройство патрона»
2.5. Разработка заданий по таксономии Блума по теме: «Ориентирование на местности без карты».
При проведении занятий по программе дополнительного образования «Военно-прикладная подготовка» в кадетских классах для закрепления пройденных тем по разделу «Военная топография» я использую разработанные мною задания по таксономии Блума.
Рисунок 10. «Ориентирование на местности без карты».
2.6. Создание кейса с электронным дидактическим материалом для демонстрационного и предпрофессионального экзаменов.
Используя инструменты Wordwall и Genially, я создал кейс с электронным дидактическим материалом по различным темам. Это блоки с тестовыми заданиями, которые можно просматривать как на ноутбуке, так и использовать, как мобильное приложение, на телефоне. В приложении можно выбрать название теста и перейти к самому заданию. Это очень удобно, так как этот «карманный кейс» позволяет быстро перейти к любому заданию и проверить свои знания.
Рисунок 11. «Тесты для подготовки к демонстрационному экзамену».
Инструкция по использованию электронного дидактического кейса.
1. Зайти по ссылке онлайн-инструмента Genially:
2.Нажать на любой крестик из 10 предложенных тестовых заданий для выбора названия задания
3.Нажать на иконку с тестовым заданием.
4. Выполнить задание и также перейти к другим заданиям.
Ⅲ. Методы реализации практики.
При реализации практики я использовал методы, позволяющие составить дидактические задания и упражнения с учетом уровня образовательной потребности и возможностей обучающихся. Используемые методы в практике:
-словесные методы:
-объяснение, разъяснение, анализ ситуаций, обсуждение;
-наглядные методы:
-иллюстрация, демонстрация, показ;
-методы практического обучения:
- проблемный метод;
-исследовательский метод;
-коммуникативные методы.
Ⅳ. Практическое значение.
Разработанный дидактический материал по разделам программ дополнительного образования имеет большое практическое значение. Он очень эффективен в использовании как на теоретических, так и на практических занятиях. Он позволяет получать быстро обратную связь и контролировать процесс формирования умений, навыков и компетентностей.
Дополнительное использование дидактических заданий при подготовке к демонстрационному экзамену в кадетских классах позволило повысить качество подготовки к нему.
Ⅴ. Полученные результаты.
Проведенный мониторинг использования дидактических заданий в 7-8-х классах за 2023-2024 учебный год в учебном и воспитательном процессе, рисунок 13, показал, что 150 учеников выполнили успешно интерактивные электронные задания, дидактические задания по строевой подготовке выполнили 60 учеников, по огневой подготовке – 45 учеников, по военной топографии – 45 учеников.
Рисунок 13. Результаты использования дидактических заданий.
При подготовке к демонстрационному экзамену все кадеты 8 «а» класса использовали составленный электронный образовательный контент по всем разделам программы. Это помогло им сдать успешно экзамен и показать высокие результаты.
Электронный материал также был использован при проведении классных часов, открытых уроков и других внеклассных мероприятий.
Рисунок 14. Классификация дидактических заданий.
Ⅵ. Перспективы дальнейшего развития.
Созданный учебно-методический материал в дальнейшем будет использоваться не только в кадетских классах, но и во всех классах на уроках ОБЗР, истории России и кружках дополнительного образования. На сайте будет в широком доступе размещен весь дидактический материал, который будет систематически обновляться. Это оптимизирует учебный процесс, сделает его более интересным, повысит эффективность учебного процесса.
Ⅶ. Трансляция опыта использования интерактивных дидактических заданий в учебной деятельности.
Составленный электронный дидактический материал был размещен мною на сайте “Электронный дидактический материал” на платформе тильда (Tilda), где размещена информация и ссылки к представленным заданиям.
Рисунок 15. Электронный дидактический материал, размещенный на платформе Tilda.
Список использованной литературы.
1. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – М. : Академия, 2000 – С. 43-45.
3.
4.
© 2025 75