СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Разработка дидактических заданий для занятий системы дополнительного образования в кадетских классах»

Нажмите, чтобы узнать подробности

На основании приказа ДОНМ от 20.08.2021 № 396 "О развитии в государственных образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, предпрофессионального образования", с обучающимися 7-11-х классов реализуется проект «Кадетский класс в московской школе». При организации учебно-воспитательной деятельности, в рамках проекта «Кадетское образование», актуальным вопросом является использование разнообразного дидактического материала.

Использование дидактических заданий повышают мотивацию, интерес к деятельности, делают процесс более динамичным и содержательным.

Для формирования качественных практических навыков и компетенций у кадетов я использую разработанные мною комплексы упражнений, задания, методические разработки и электронный дидактический материал.

Разработанные дидактические задания и упражнения позволяют мне более эффективно решать поставленные задачи.

Ⅰ. Цели и задачи практики.

Цель: создание условий для повышения качества знаний, практических навыков и компетенций на занятиях и внеклассной деятельности в кадетских классах, через использование разработанного дидактического материала.

Задачи:

  • проанализировать темы предметной области, дополнительного образования и внеклассных мероприятий для определения формы составления дидактических заданий;
  • создать комплекс подготовительных упражнений по строевой подготовке;
  • разработать задания по обучению стрельбе из пневматической винтовки;
  • разработать задания по снаряжению магазина патронами;
  • разработать задания по таксономии Блума по теме: «Ориентирование на местности без карты»;
  • создать кейс с электронным дидактическим материалом для демонстрационного и предпрофессионального экзаменов;
  • обобщить опыт по работе с дидактическими заданиями через мастер-классы, публикации в социальных сетях и на личном сайте на платформе тильда (Tilda).

Ⅱ. Этапы реализации практики.

2.1. Изучение тем предметной области, дополнительного образования и внеклассных мероприятий для определения формы составления дидактических заданий.

На первом этапе мною были определены темы предметной области, дополнительного образования и внеклассных мероприятий для определения формы составления дидактических заданий. Это темы занятий по строевой подготовке, огневой подготовке и военной топографии.

2.2. Создание комплекса подготовительных упражнений по строевой подготовке.

Для закрепления темы №1 по разделу: «Строевая подготовка. Строй и его элементы» я разработал дидактическое задание, которое помогает обучающимся легко в игровой форме запомнить элементы строя.

Рисунок 1. «Строй и его элементы».

https://disk.yandex.ru/i/B7219zLSXkDMXA

Также мною был составлен специальный комплекс подготовительных упражнений, который можно использовать при тренировках по строевой подготовке. Комплекс состоит из упражнений, направленных на отработку выполнения команд: «Равняйсь!» для отработки правильной постановки головы при равнении, «Смирно!» отработки строевой стойки (правильного положения рук, постановки ног), поворотов на месте, строевого шага.

Рисунок 2. «Комплекс подготовительных упражнений».

https://disk.yandex.ru/i/zYH9rIcuHsR0HA

Для закрепления темы обучающимся предлагается выполнить интерактивный тест. Для выполнения теста кадеты проходят по ссылке:

https://wordwall.net/ru/resource/21079913

Рисунок 3. «Теоретическая часть демонстрационного экзамена». https://wordwall.net/ru/resource/21079913

Для закрепления темы: «Строй и его элементы» мною используется интерактивное задание, созданное на платформе wordwall.net.

Рисунок 4. «Строй и его элементы» https://wordwall.net/play/5801/433/423

Для отработки строевых приемов в кадетских классах на основе «Строевого устава Вооруженных Сил Российской Федерации» были разработаны «Методические рекомендации по отработке строевых приемов». https://disk.yandex.ru/i/ddh7p9QEQyulBg

Рисунок 5. «Методические рекомендации по выполнению строевых приемов на занятиях внеурочной деятельности».

https://disk.yandex.ru/i/ddh7p9QEQyulBg

2.3. Разработка дидактических заданий по огневой подготовке.

Подготовка кадетов к выполнению практической стрельбы требует последовательной отработки элементов, составляющих содержание меткого выстрела. У кадетов на этом этапе необходимо воспитывать высокие требования к себе (каждый выстрел производится как можно точнее).

Для этого необходимо придерживаться алгоритму подготовки стрелка. Он будет состоять из следующих этапов :

  • обучение правильному расположению вершины мушки в прорези открытого прицела (показная мушка, диафрагма);
  • тренировка в наводке (прицеливании) на станке;
  • тренировка в правильности прицеливания, плавном спуске

Для реализации задачи по подготовке кадетов к меткой стрельбе используется «методика определения «ведущего глаза» и работа на прицельном станке для наводки оружия.

Рисунок 6. «Наводка оружия»

https://disk.yandex.ru/i/Etqx6ia-a8kv_w

Также мною создан электронный образовательный ресурс в виде тестовых заданий на платформе wordwall «Учись метко стрелять». https://wordwall.net/ru/resource/6868569

Рисунок 7. «Учись метко стрелять» https://wordwall.net/ru/resource/6868569

2.4. Разработка заданий по снаряжению магазина патронами.

Снаряжение магазина патронами, это одно из практических упражнений, требующее определённой сноровки, специфических умений и навыков. Для выполнения норматива учащемуся необходимо многократно выполнять снаряжение магазина, доводя этот навык до автоматизма. Как сделать эти занятия интересными и занимательными? Для этого я разработал задания, которые позволят быстрее закрепить практические навыки в выполнении норматива.

Рисунок 8. «Снаряжение магазина патронами».

https://disk.yandex.ru/i/tc4PhUZ9x7a80A

Также мною было составлено и опубликовано в МЭШ интерактивное задание в приложении LearningApps.org

Рисунок 9. «Устройство патрона»

https://uchebnik.mos.ru/material/game_app-169243?menuReferrer=my_materials

2.5. Разработка заданий по таксономии Блума по теме: «Ориентирование на местности без карты».

При проведении занятий по программе дополнительного образования «Военно-прикладная подготовка» в кадетских классах для закрепления пройденных тем по разделу «Военная топография» я использую разработанные мною задания по таксономии Блума.

Рисунок 10. «Ориентирование на местности без карты».

https://disk.yandex.ru/d/eCd1nKD1K2EgmQ

2.6. Создание кейса с электронным дидактическим материалом для демонстрационного и предпрофессионального экзаменов.

Используя инструменты Wordwall и Genially, я создал кейс с электронным дидактическим материалом по различным темам. Это блоки с тестовыми заданиями, которые можно просматривать как на ноутбуке, так и использовать, как мобильное приложение, на телефоне. В приложении можно выбрать название теста и перейти к самому заданию. Это очень удобно, так как этот «карманный кейс» позволяет быстро перейти к любому заданию и проверить свои знания.

Рисунок 11. «Тесты для подготовки к демонстрационному экзамену». https://view.genial.ly/6366a424e17d69001adb7d05/interactive-content-kadetskoe-obrazovanie-revyakin-an

Инструкция по использованию электронного дидактического кейса.

1. Зайти по ссылке онлайн-инструмента Genially: https://view.genial.ly/6366a424e17d69001adb7d05/interactive-content-kadetskoe-obrazovanie-revyakin-an

2.Нажать на любой крестик из 10 предложенных тестовых заданий для выбора названия задания

3.Нажать на иконку с тестовым заданием.

4. Выполнить задание и также перейти к другим заданиям.

Ⅲ. Методы реализации практики.

При реализации практики я использовал методы, позволяющие составить дидактические задания и упражнения с учетом уровня образовательной потребности и возможностей обучающихся. Используемые методы в практике:

-словесные методы:

-объяснение, разъяснение, анализ ситуаций, обсуждение;

-наглядные методы:

-иллюстрация, демонстрация, показ;

-методы практического обучения:

- проблемный метод;

-исследовательский метод;

-коммуникативные методы.

Ⅳ. Практическое значение.

Разработанный дидактический материал по разделам программ дополнительного образования имеет большое практическое значение. Он очень эффективен в использовании как на теоретических, так и на практических занятиях. Он позволяет получать быстро обратную связь и контролировать процесс формирования умений, навыков и компетентностей.

Дополнительное использование дидактических заданий при подготовке к демонстрационному экзамену в кадетских классах позволило повысить качество подготовки к нему.

Ⅴ. Полученные результаты.

Проведенный мониторинг использования дидактических заданий в 7-8-х классах за 2023-2024 учебный год в учебном и воспитательном процессе, рисунок 13, показал, что 150 учеников выполнили успешно интерактивные электронные задания, дидактические задания по строевой подготовке выполнили 60 учеников, по огневой подготовке – 45 учеников, по военной топографии – 45 учеников.

Рисунок 13. Результаты использования дидактических заданий.

При подготовке к демонстрационному экзамену все кадеты 8 «а» класса использовали составленный электронный образовательный контент по всем разделам программы. Это помогло им сдать успешно экзамен и показать высокие результаты.

Электронный материал также был использован при проведении классных часов, открытых уроков и других внеклассных мероприятий.

Рисунок 14. Классификация дидактических заданий.

Ⅵ. Перспективы дальнейшего развития.

Созданный учебно-методический материал в дальнейшем будет использоваться не только в кадетских классах, но и во всех классах на уроках ОБЗР, истории России и кружках дополнительного образования. На сайте будет в широком доступе размещен весь дидактический материал, который будет систематически обновляться. Это оптимизирует учебный процесс, сделает его более интересным, повысит эффективность учебного процесса.

Ⅶ. Трансляция опыта использования интерактивных дидактических заданий в учебной деятельности.

Составленный электронный дидактический материал был размещен мною на сайте “Электронный дидактический материал” на платформе тильда (Tilda), где размещена информация и ссылки к представленным заданиям.

Рисунок 15. Электронный дидактический материал, размещенный на платформе Tilda.

Список использованной литературы.

1. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – М. : Академия, 2000 – С. 43-45.

2. https://www.learnis.ru/

3. https://wordwall.net/ru/myactivities

4. https://app.genial.ly/dashboard?from=login-true

Категория: ОБЖ
11.05.2025 20:11


© 2025 75

Рекомендуем курсы ПК и ПП