© 2017 765
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
С давних времён люди стремились узнавать новое, посещать неизвестные места, знакомиться с нравами, обычаями разных народов. А для этого отправлялись в дальние поездки, «ходили за три моря», собирались в паломничество, путешествовали. Сегодня многие туристические агентства и паломнические службы предлагают свои услуги. Что же роднит туриста с паломником и что отличает их друг от друга? Почему поездка в другой город и знакомство с памятниками архитектуры, музеями – это туризм, а посещение храмов, монастырей, святынь – это паломничество?
По определению словарей, слово туризм имеет два значения. Во-первых, это «вид спорта». Например, водный туризм, лыжный туризм. Во-вторых – «вид путешествий, совершаемых для отдыха и с образовательными целями» (международный туризм). Соответственно турист – это «человек, который занимается туризмом», «участник похода, тот, кто путешествует с целью отдыха и самообразования». Слова турист и туризм понятны на любом языке. (Ср. нем. Тоиrist и Тоиrismus, англ. tоиrist, tоиrism, франц. tоиriste, tоиrisme и т. д. < tоиr «прогулка, поездка»).
Паломник (от лат. раlта «пальма») в своём исконном значении – это человек, посетивший Святую Землю и вернувшийся на родину с пальмовой ветвью. Так вплоть до конца XIX в. понималось это слово. Тех, кто посещал другие святые места, чаще называли богомольцами, странниками, пилигримами, каликами и т. д. Из истории Валаама можно узнать, что большую часть тех, кто посещал Северный Афон в XIX в., составляли «богомольцы-поклонники, те, кто прибывал на остров с целью поклонения Валаамским святыням и участия в монастырских богослужениях» (Православный паломник. – 2005. – № 3). Из русских людей лишь немногие могли отправиться в далёкую Святую Землю, поэтому словом паломник стали называть человека, посещающего для поклонения любую святыню.
Обычай хождения на поклонение православным святыням был широко распространён на Руси с XI в., особенно среди крестьянства. На богомолье ходили чаще всего по обету или просить благополучного разрешения важных дел: перед свадьбой, во время болезни, после несчастных случаев. В паломничество именно ходили, транспортом пользовались в исключительных случаях (например, при пересечении моря).
Во время паломничества или хождения на богомолье была принята особая норма поведения: в дороге не вести пустых разговоров, не злословить, не думать о мирских делах. О том, как ходили на богомолье русские люди, можно прочитать, например, в книге И. С. Шмелёва «Богомолье».
У слова паломник есть ещё одно значение: «книга, описывающая путешествия к святым местам». В древнерусской литературе известен «Паломник» игумена Даниила, содержащий описание увиденного им в «хожении» от Царьграда до Иерусалима. Эта книга пользовалась большой популярностью на протяжении нескольких столетий. Развитием традиции «книжного» паломничества стало появление в 1885 г. журнала «Русский паломник» (его издание было прервано после революции и возобновлено в начале 90-х годов), а с 2001 г. – «Православный паломник».
Жанр паломничества был воспринят европейской светской литературой. Ср., например, такие сочинения, как «Паломничество Чайльд Гарольда» Байрона, «Паломничество в страну Востока» Германа Гессе и «Исповедь паломника» П. Коэльо. Примерно в 30–40-е годы XX в. в русском языке слово паломник стало использоваться в переносном значении, зафиксированном в Словаре Дмитрия Николаевича Ушакова: «Тот, кто приходит, преимущественно в массе, для посещения каких-нибудь достопримечательных мест или людей», а со второй половины XX в. слово паломник в этом значении стало употребляться как синоним слова турист, отличаясь от него лишь стилистической окраской (высок.).
В наше время слово паломник активно употребляется не только в значении «богомолец», но и в своём исконном смысле: всё больше людей посещают Иерусалим. Возрождается и традиция пеших паломничеств.
У туризма и паломничества разные цели. Если туристические поездки совершают ради отдыха и получения новых впечатлений, то паломничество – это «духовное делание». Заметим, что святые места посещают не только богомольцы. Есть (и были) просто путешественники, цель которых – отдохнуть, полюбоваться природой и архитектурой.
В последние годы у наших соотечественников и у иностранных туристов возросло стремление посещать православные святыни, не только ставшие памятниками архитектуры (как в Суздале), но и действующие монастыри и храмы. Монастыри и храмы всегда были не только религиозными, но и культурными центрами. Здесь веками хранились книги, иконы, произведения прикладного искусства, изделия народных промыслов.
Для организации поездок по монастырям и храмам создаются паломнические службы, которые строят свои программы с учётом различий между туристами и паломниками: по-разному проводятся мероприятия, специально подбираются экскурсоводы. Паломники участвуют в богослужениях, несут послушания. Работа с туристами во многом носит просветительский характер.
Словосочетания паломнический туризм, кругосветное паломничество, паломничество с комфортом свидетельствуют о расширении значения слова паломник и его производных.
Источник: Бугаева И. В. Турист и паломник // Русский язык в школе и дома. 2007. – № 3. – С. 23–24.
«Паломник». Акварель И. Е. Репина
© 2017 765